Текст ученического сочинения для самопроверки№1
Русский язык 11 класс
Алгоритм работы над сочинением (С)
Трунцева Т.Н. Алгоритм работы над сочинением (С) Учебное пособие для совместной работы учителя, обучающегося и родителей по подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Пособие рассчитано на тех, кто готовится к сочинению на проблемную тему: школьников старших классов и учителей-словесников, испытывающих необходимость в помощи по проектированию алгоритмов написания текстов творческих работ.
Данное пособие представляет собой сборник заданий, составляющих алгоритм выполнения творческой работы, памяток и рекомендаций для их выполнения, более 30 вариантов готовых ученических сочинений, которые окажут помощь ученику и учителю в подготовке и выполнении одного из самых сложных заданий на экзамене – выполнении творческого задания (ЕГЭ: часть С)
Содержание:
Вместо предисловия……………………………………………………………….. ………1
Проблема чести. Текст №1 ………………………………………………………………. 1
Проблема милосердия. Текст№2…………………………………………………………. 10
Проблема чрезмерного использования заимствований в русской речи. Текст№3….17
Какова роль науки в жизни человека?Текст№4...............................................................25
Проблема разрушения гармонии родного языка.Текст№5……………………………..33
Что значит обладать высокой силой духа? Текст№6…………………………………….41
Проблема случайных неслучайностей судьбы. Текст№7……………………………….47
Проблема соответствия современных строений архитектурному облику города. Текст №8…………………………………………………………………………………..……53
Проблема детства, его роли в жизни человека. Текст№9………………………………..59
Проблема неравнодушия к судьбе окружающих. Текст№10…………………………....64
Экологическая проблема. Текст№11……………………………………………………….70
Как разглядеть красоту природы?Текст№12……………………………………………..76
Каково влияние музыки на человека? Текст №13……………………………………….82
Что значит оставить на земле свой след. Текст№14…………………………………….87
Как отражается время в искусстве? Текст № №15……………………………………….93
Каково назначение слова поэта? Текст № 16……………………………………………………………………………………………...99
Проблема поруганной совести.Текст№17…………………………………………………………….……………...104
У каждого ли человека есть свой талант?Текст№18……………………………………110
Проблема трудолюбия. Текст №19………………………………………………………..114
Проблема отношения к своему времени. Текст№20…………………………………….120
Кто решает судьбу прочитанной книги? Текст №21……………………………………125
Проблема отношения человека к природе. Текст№22………………………………….131
Проблема познания мира. Текст№23……………………………………………………...137
Проблема восприятия прочитанного. Текст№24………………………………………..143
Проблема непростого отношения науки и лженаучных теорий. Текст№25...……….149
Проблема чиновничества. Текст № 26...………………………………………………….155
Проблема сохранения исторической памяти. Текст№27……………………………....160
Проблема отношения к родному языку. Текст№28…………………………………….166
Проблема назначения писательского труда. Текст №29……………………………….172
Проблема появления индивидуальности в человеке. Текст №30……………………..178
Проблема чести
Текст№1
Задание№1. Прочитайте текст Д.Гранина о чести, ответьте на вопросы:
Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо – не те условия. Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. Вместо человека чести – человек принципов…
Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово. Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли что ещё. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
(По Д. Гранину)
1. Какова тема текста Д.Гранина?
2. Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?
3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):
· нравственная;
· экологическая;
· социальная;
· психологическая;
· философская;
· социально-психологическая;
· социально-философская;
· социально значимая;
· социально-нравственная…
4. Выражена ли в тексте позиция автора (Д.Гранина) по данному вопросу?
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема | Позиция автора |
1.Проблема отсутствия в человеческих поступках (чего?) помогает читателю глубоко задуматься (над чем?) | Заставляет читателя задуматься над проблемой… | |
2.Проблема (чего?)…заставляет читателя серьезно размышлять (о чем?)… | Показывает злободневность рассматриваемой проблемы | |
3.Вопрос (о чем?) задает автор данного текста своему читателю, чтобы тот смог ответить на вопрос: «Живу ли я по закону чести?» | Пытается найти причины изображаемых негативных явлений | |
4.«….?» - вот вопрос, на который предлагает найти ответ автор этой статьи | Передает читателю свою заинтересованность данной проблемой |
Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:
Понятие чести нынче не применимо, несовременно, оно устарело. Вместо него вводится другое понятие – «принципиальность». «Что означает честь для каждого из нас?» -вот вопрос, над которым задумывается автор статьи Д. Гранин.
Проблему чести, поднятую в тексте, можно назвать важной и значимой для многих из нас, и особенно в настоящее время. Молодое поколение, к сожалению, не имеет сформировавшегося представления об этой нравственной категории. Мы живем в мире по законам «осязаемого» благополучия, материальных, а не духовных ценностей. Другими словами, в мире «бесчестном». С этой позиции проблему, заявленную автором данного текста, можно назвать социально-нравственной: от того, как многие из нас выстроят свое представление о чести, зависит будущее государства в целом.
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что для чести - «не те условия». Он вспоминает, что в середине девятнадцатого века, например, честь дамы и собственное доброе имя защищали на дуэлях. Д. Гранин акцентирует внимание читателя: «Честь нужно беречь».
Я не могу не согласиться с мнением автора, призывающего открыть для себя такое понятие, как «честь», и жить по ее законам. На мой взгляд, понятие чести не просто уместно, а необходимо в современном мире. Ведь людям должно быть важно, что о них подумают другие и как отреагируют на совершенные ими поступки.
В русской литературе к проблеме чести и достоинства обращались многие русские поэты и писатели: Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.Так, например, в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин создает образ Петра Гринева, который, несмотря на все ошибки, совершенные им на жизненном пути, выполняет завет своего отца: становится солдатом, а не «шаматоном», бережет честь смолоду. Хотя Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева, он ни разу не нарушает военной присяги, даже в тех случаях, когда ему грозит смерть. Герой никогда не изменяет ни Отечеству, ни семье, ни своей возлюбленной. Гринева по праву можно назвать человеком чести.
Кроме того, и в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» проблема чести и достоинства звучит не менее пронзительно.Григорий Александрович Печорин вступается за честь Мери и наказывает «презрительным словом» поручика Грушницкого, проявившего неуважение по отношению к девушке. При этом герой понимает, что рискует своей жизнью, ведь Грушницкий публичного позора перенести не сможет и решится на отмщение. Но честь офицера, мужская честь – одно из нравственных, главных качеств Григория Александровича Печорина, и мы уважаем его за это.
Итак, прочитав текст Д. Гранина, я пришла к выводу,что тем, кто не знаком с понятием чести, нужно задуматься над этим вопросом. А тем, кто знает, что такое истинное благородство души, нужно научиться его беречь.
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста Д.Гранина?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста Д.Граниным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (Д.Гранина), рассуждающего о чести? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста Д.Гранина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****)
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2)
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту Д.Гранина. (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой, и вынесите на поля символ В*******)
*Т – тема текста
**ПТ – проблема текста;
***КП – комментарий проблемы;
****ПА – позиция автора;
*****СМ – собственное мнение по проблеме;
******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2 – структура доказательства (Д1,Д2): собственно аргументы (А1,А2); иллюстрации к аргументу (Ил1, Ил2);
******* В – вывод в сочинении ученика.
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в данном задании.
Текст ученического сочинения для самопроверки№1
Понятие чести нынче не применимо, несовременно, оно устарело (Т*). Вместо него вводится другое понятие – «принципиальность». Что означает честь для каждого из нас? -вот вопрос, над которым задумывается автор статьи Д. Гранин (ПТ**).
Проблему чести (ПТ**), поднятую в тексте, можно назвать важной и значимой для многих из нас, и особенно в настоящее время. Молодое поколение, к сожалению, не имеет сформировавшегося представления об этой нравственной категории. Мы живем в мире по законам «осязаемого» благополучия, материальных, а не духовных ценностей. Другими словами, в мире «бесчестном». С этой позиции проблему, заявленную автором данного текста, можно назвать социально-нравственной (КП***): от того, как многие из нас выстроят свое представление о чести, зависит будущее государства в целом.
Автор стремится донести до читателя мысль о том (ПА****), что для чести - «не те условия». Он вспоминает, что в середине девятнадцатого века, например, честь дамы и собственное доброе имя защищали на дуэлях. Д. Гранин акцентирует внимание читателя:«честь нужно беречь» (ПА****).
Я не могу не согласиться с мнением автора (СМ*****), призывающего открыть для себя такое понятие, как «честь», и жить по ее законам. На мой взгляд (МС*****), понятие чести не просто уместно, а необходимо в современном мире. Ведь людям должно быть важно, что о них подумают другие и как отреагируют на совершенные ими поступки.
В русской литературе к проблеме чести и достоинства обращались многие русские поэты и писатели: Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов(А1, А2******). Так, например(Ил1******), в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин создает образ Петра Гринева, который, несмотря на все ошибки, совершенные им на жизненном пути, выполняет завет своего отца: становится солдатом, а не «шаматоном», бережет честь смолоду. Хотя Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева, он ни разу не нарушает военной присяги, даже в тех случаях, когда ему грозит смерть. Герой никогда не изменяет ни Отечеству, ни семье, ни своей возлюбленной. Гринева по праву можно назвать человеком чести.
Кроме того, и в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» проблема чести и достоинства звучит не менее пронзительно(А2******).Григорий Александрович Печорин (Ил2*******) вступается за честь Мери и наказывает «презрительным словом» поручика Грушницкого, проявившего неуважение по отношению к девушке. При этом геройпонимает, что рискует своей жизнью, ведь Грушницкий публичного позора перенести не сможет и решится на отмщение. Но честь офицера, мужская честь – одно из нравственных, главных качеств Григория Александровича Печорина, и мы уважаем его за это.
Итак, прочитав текст Д. Гранина, я пришла к выводу (В*******),что тем, кто не знаком с понятием чести, нужно задуматься над этим вопросом. А тем, кто знает, что такое истинное благородство души, нужно научиться его беречь.
.Задание№5.Оцените данное сочинение в соответствии с критериями проверки работы. Сделайте необходимую запись в таблице:
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы | Ваша оценка в баллах |
I.Содержание сочинения | |||
К1 | Формулировка проблем исходного текста | ||
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы нет. | |||
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста | |||
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | ||
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста , в комментариях нет | |||
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но в комментариях допущено не более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста | |||
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста | |||
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | ||
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | |||
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | |||
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | ||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привел только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласивших с позицией автора), аргументировал его (привел один аргумент) опираясь на знания, жизненный опыт | |||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен/не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе | |||
II. Речевое оформление сочинения | |||
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | ||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста | |||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | |||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | |||
К6 | Точность и выразительность речи | ||
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи | |||
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | |||
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | |||
III. Грамотность | |||
К7 | Соблюдение орфографических норм | ||
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | |||
допущено не более 2-х ошибок | |||
допущены 3-4 ошибки | |||
допущено более 4-х ошибок | |||
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | ||
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | |||
допущены 1-3 ошибки | |||
допущено 4-5 ошибок | |||
допущено более 5 ошибок | |||
К9 | Соблюдение языковых норм | ||
грамматических ошибок нет | |||
допущены 1-2 ошибки | |||
допущено более 2-х ошибок | |||
К10 | Соблюдение речевых норм | ||
допущено не более 1 речевой ошибки | |||
допущены 2-3 ошибки | |||
допущено более 2-х ошибок | |||
К11 | Соблюдение этических норм | ||
этические ошибки в работе отсутствуют | |||
допущены этические ошибки (1 и более) | |||
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | ||
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | |||
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | |||
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) |
Примечание:
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объем сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объемом в 150-300 слов. (Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 в КИМ ЕГЭ, то объем такой работы определяется без учета текста рецензии).
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулем баллов, задание считается не выполненным.
При оценке сочинения объемом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырех видов (К7-К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 - пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более 2-х ошибок;
К8 – допущены 1-3 ошибки;
К 9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высшим балл по критериям К7-К12 за работу объемом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулем баллов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается
Задание№6.Произведите редактирование данного сочинения. Используя материалы приложения №№1-4, сделайте необходимую запись в таблице:
Редактирование текста сочинения | |
Формулировка проблем исходного текста(К1) | |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста(К2) | |
Отражение позиции автора исходного текста(К3) | |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме(К4) | |
Вывод к рассуждению |
Проблема милосердия
Текст№2.
Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. Кого тут только не было! Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики. старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
Время шло, а приём всё не начинался. И терпение людей лопнуло. Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущенно-жалобный вой наполнил весь коридор.
«Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. Ждать стало невмоготу, я решил действовать. Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
- Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. Пожалуйста, устройте!
Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
- Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
- Сейчас вас вызовут!
Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. Я улыбнулся. Молодая мама усадила его на место.
- Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!
Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. Я закрыл глаза. Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
- Никитин, на приём!
Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. Я, не шевелясь, стоял в стороне.
- Никитин кто? Где он?
Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:
- Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!
К двери бросилась молодая мама с ребёнком. Я отошёл к окну. Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.
- Не подошёл ещё Никитин? Ну, тогда следующий по очереди…
(По К. Акулинину)
Задание№1. Прочитайте текст К.Акулинина, ответьте на вопросы и заполните таблицу:
1. Какова тема текста К. Акулинина?
2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?
3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):
· нравственная;
· экологическая;
· социальная;
· психологическая;
· философская;
· социально-психологическая;
· социально-философская;
· социально значимая;
· социально-нравственная…
4.Выражена ли в тексте позиция автора (К. Акулинина) по данному вопросу?
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема | Позиция автора |
1.Автор задается вопросом: «…», чтобы мы стали серьезнее относиться (к кому?) | Посвящает свою статью… Пытается найти причины изображаемых негативных явлений | |
2. Проблема (чего?) обозначена автором… , чтобы мы смогли переосмыслить свое отношение (к кому?)… | Полемически заостряет проблему… Подчеркивает остроту поставленной проблемы… | |
3.Вопрос (о чем?) задает автор своему читателю…, чтобы мы стали критичнее относиться (к кому? чему?) | Помочь читателю увидеть проблему по–новому:… Эмоционально воздействовать на читателя… | |
4.«…?» - вот вопрос, над которым предлагает нам задуматься автор… | Увидеть глубину и актуальность проблемы… Утверждает, что… |
Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:
Посещение врача в большом областном городе, в районной больнице – нелегкое испытание для тех, кто страдает от боли.Это испытание на честность и милосердие. Именно об этом идет речь в тексте К.Акулинина.
Вопрос о равнодушии, которое царит как в кабинете врача, так и в очереди на прием к этому врачу, можно назвать важным и значимым для многих из нас. Болезнь, которую можно назвать равнодушием к чужой боли, поразила не только отдельно взятый районный центр, но все наше общество. Может случиться так, что пройдет немного времени и в этих очередях лечить будет некого и некому. Следовательно, с этой позиции проблему, рассматриваемую автором,можно назвать социально значимой. Кроме того, вопрос, который исследует автор, является нравственным, потому что автор говорит о необходимости возродить в каждом из нас милосердие и сочувствие.
К. Акулинин акцентирует наше внимание на том, что обреченные на невнимание больные «измучены» ожиданием своей очереди за милосердием. Автор стремится донести до читателямысль, что «терпение людей, сидящих в бесконечной очереди к врачу», может лопнуть. Он помогает нам сделать вывод, что люди с ослабленным состоянием здоровья неоправданно вынуждены проводить время в очереди, чтобы получить необходимую им помощь.
Я не могу не согласиться с мнением автора, который не приемлет бессердечного отношения к людям. Мне самой и всем моим знакомым почти всегда приходится сталкиваться с рассматриваемой проблемой при посещении медицинского учреждения. Я понимаю причину стремительного разрастания этой болезни - равнодушного отношения к чужому страданию: она в общем духовно-материальном неблагополучии как отдельного человека, так и государства в целом.
В русской литературе к вопросу о равнодушном, жестоком отношении людей друг к другу обращались многие поэты и писатели: М. Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, М.М. Зощенко и многие другие. Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» рассматривает проблему «бесчеловечной черствости», которая проявляется по отношению к униженным и оскорбленным: семье Мармеладовых, матери и сестре Родиона Раскольникова. Герой Достоевского Мармеладов с горечью восклицает, обращаясь к Родиону Раскольникову: « А знаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше пойти?» Безысходность рождается там, где люди остаются глухи к чужим слезам, мольбе о помощи.
Кроме того, проблема черствого, бесчеловечного отношения к тем, кто ждет помощи, не менее пронзительно звучит в творчестве В. Г. Короленко. Так, в рассказе «В дурном обществе» голосок Маруси, как серебряный колокольчик, звучит надрывно и тихо, он не может оставить равнодушными читателей, которые сопереживают судьбе «детей подземелья, обреченных несправедливой жизнью на страдания.
Итак, прочитав текст К.Акулинина, я пришла к выводу о том, что необходимо научиться сочувствовать чужой боли, сострадать друг другу, искренне интересоваться проблемами тех, кто рядом.
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста К.Акулинина?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста К.Акулининым? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (К.Акулинина), рассуждающего об отсутствии милосердия в наших сердцах? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста К.Акулинина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту К.Акулинина (выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой, и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании: