Занятие 11.6 ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Вводные замечания. Овладение письменной формой речи опирается на графическую систему буквенных знаков и правила орфографии. Существенной особенностью письма является разборчивость почерка и точность передачи текстовой информации, единиц языка и речи. Письменно-графические умения-навыки составляют относительно самостоятельную группу умении речевой деятельности. В умении писать отражаются особенности умственного и психического развития школьников. Предметом психолого-педагогического оценивания умения писать является уровень владения данной формой речевой деятельности у школьников.

Цель занятия. Овладение методикой оценки письменной речи*. Предлагаемая методика опирается на комплексный критерий продуктивности переписывания текста, измеряемый скоростью и качеством письма.

* Методика разработана Л. Н. 3acopuнoй для учащихся СПТУ и средних школ.

Оснащение. Текст для переписывания под условным названием «Воля человека» из 87 слов и лист контроля (см. прил. 11.6.1 и 11.6.2), секундомер, ручка.

Следует отметить, что текст, предъявляемый как стимульный материал, по тематике и объему можно варьировать в зависимости от контингента испытуемых, но он не должен быть менее 50 слов, что потребует затрат времени на выполнение задания от 2 до 7 мин. Текст может состоять из фрагментов. В нем должны содержаться как знакомые слова, так и достаточно редкие, например собственные имена, термины. Текст может быть предъявлен в машинописном виде или через кодоскоп или графопроектор. В последнем варианте, наиболее желательном при групповом исследовании, предварительно изготовляется кодограмма или слайд.

Порядок работы. Исследование целесообразно проводить в группе школьников при условии индивидуальной регистрации результатов. Освещенность помещения должна соответствовать принятым нормам. Испытуемые садятся за парты в удобной для письменной работы позе.

Исследование проводится в два этапа. На первом, подготовительном, этапе экспериментатор проводит краткую беседу об умении писать, навыках письменной речи и культуре письма. В свободном обсуждении выясняется, известны ли испытуемым темповые характеристики письма, приемы овладения разборчивым письмом, некоторые индивидуальные особенности письма и т. п. Целью подготовительного этапа является также формирование интереса к испытанию и анализу привычек и особенностей письменного речеизложения. Эффективным приемом подготовки к опыту служит написание сочинения на тему «Как я пишу?», на которое дается 2 мин. Материалы сочинения используются для сравнения с объективными измерениями скорости и качества письма.

На втором этапе экспериментатор разъясняет важность временного показателя письма, по которому определяется производительность пишущего, и точности переписывания. Затем дается следующаяинструкция к выполнению задания: «Вам будет предъявлен небольшой текст, который необходимо переписать на чистый лист. Пишите в привычном для вас темпе, стараясь не допускать ошибок. К заданию приступайте по команде.

По завершении переписывания сразу отмечайте время в минутах и секундах на листе контроля. Результатами работы будут скорость и точность переписывания. Самопроверка написанного и исправление ошибок не допускаются».

К началу работы экспериментатор подает команду и включает секундомер. Далее необходимо проследить, чтобы каждый испытуемый выполнял задание самостоятельно. При этом необходимо проверить наличие на листе контроля записи данных об испытуемом и о времени выполнения работы,

Приобработке результатов испытания экспериментатором прежде всего проверяются листы контроля для определения типа ошибок, допущенных при переписывании. Проверку написанного текста нужно проводить тщательно, чтобы выявить все допущенные неточности и виды ошибок. Обнаруженные ошибки подчеркиваются в тексте и отмечаются на полях специальными знаками:

1. Мелкие ошибки (описки): перестановки, замены, вставки и пропуски отдельных букв - волнистой чертой ~ .

2. Пунктуационные ошибки - знаком вопроса ?.

3. Орфографические ошибки - галочкой V.

4. Грубые ошибки: пропуски фраз, слов и частей слов, вставки слов - двумя чертами =.

5. Ошибки, искажающие смысл связного текста, - крестиком ´.

Проверка завершается суммированием ошибок: на листе контроля следует указать количество ошибок каждого вида. Отсутствие ошибок определенного вида отмечается прочерком. Результаты проверки заносят в протокол занятия (форма 48).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 48

Оценка письменной речи

Номер п/п Фамилия, имя, отчество Возраст Время, мин Скорость слов V, мин Коэффициент качества К Продуктивность Р
           
           
n            

Дальнейшая обработка результатов включает расчет:

1) скорости письма по формуле V = О/t, где О - объем тестового текста в словах, t - время переписывания в минутах;

2) коэффициента качества письма, определяемого на основе специальной таблицы (табл. 11.6.1) следующим образом: абсолютно точное переписывание без единой ошибки или описки приравнивается к весовому значению 1,0; при наличии ошибок коэффициент точности (К) снижается на определенную долю весового значения;

Таблица 11.6.1

Оценка качества письма

Вид ошибки Обозначение Весовое значение ошибки
~ 0,05
? 0,10
V 0,15
= 0,20
x 0,50

3) продуктивности письма (Р) путем умножения показателя скорости на коэффициент качества.

Результаты испытания в группе представляются в виде средних показателей - скорости письма, коэффициента качества и продуктивности.

Анализируя результаты, следует иметь в виду, что нормативных данных по умению писать нет. Поэтому каждый отдельный результат можно интерпретировать лишь в сравнении с другими: например, путем сравнения результата одного школьника с результатами всей группы или класса, средних результатов разных классов.

При обсуждении результатов исследования большой воспитательный эффект для школьников имеет оценивание их показателей. С этой целью разработаны шкалы оценивания продуктивности письма. (Методика построения шкал приведена в занятии 11.4.)

По итогам выполнения задания должно быть представлено письменное заключение, в котором указываются показатели скорости, продуктивности качества письма и дают рекомендации по совершенствованию письменных умений-навыков.

Контрольные вопросы

1. По каким показателям можно оценивать умение писать?

2. Как определяется коэффициент качества письма?

3. Какие психолого-педагогические выводы можно сделать по результатам оценки навыков письма?

Приложение 11.6.1

Текст для переписывания

«Наша личность - это сад, наша воля - его садовник» (В. Шекспир).

«Сильнее всех - владеющий собой» (Сенека).

«Величайшая победа есть победа над собой» (П. Кальдерон).

«Воля наша, как и наши мускулы, крепнет постоянно от усиливающейся деятельности; не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю» (К. Д. Ушинский).

«Тренируя свое тело, человек становится здоровым, выносливым, ловким; также следует тренировать свой разум, свою волю» (М. Горький).

«Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого, заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли» (В. А. Сухомлинский).

Приложение 11.6.2

Лист контроля

Наши рекомендации