Условия возникновения сознания

Переход к сознанию представляет собой на­чало нового, высшего этапа развития психики. Созна­тельное отражение в отличие от психического отраже­ния, свойственного животным, — это отражение пред­метной действительности в ее отделенности от налич­ных отношений к ней субъекта, т. е. отражение, выде­ляющее ее объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое вы­ступает как «предстоящее» субъекту. Это значит, что когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге — с моим переживанием этой мысли.

Выделение в сознании человека отражаемой реаль­ности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой 'почве самонаблюдения.

Задача, которая стоит перед нами, и заключается в том, чтобы проследить условия, порождающие эту выс­шую форму психики — человеческое сознание.

Как известно, причиной, которая лежит в основе оче­ловечения животноподобных предков человека, являет­ся возникновение труда и образование на его основе

человеческого общества. «...Труд, — говорит Энгельс,— создал самого человека»25. Труд создал и сознание че­ловека.

Возникновение и развитие труда, этого первого и основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внеш­ней деятельности и органов чувств. «Сначала труд, — так говорит об этом Энгельс, — а затем и вместе с «им членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны посте­пенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству»26. Главный орган тру­довой деятельности человека—его рука—могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. «Только благодаря труду, благодаря приспособ­лению к все новым операциям... человеческая рука до­стигла той высокой ступени совершенства, на которой сна смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жиз­ни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини»27.

Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобыт­ного человека, то оказывается, что мозг последнего пре­вышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см3 и 1400 см3).

Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга — 350 г, мозг человека весит 1400 г.

Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезь­ян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференци­рованные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего пол­ного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые

25 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 486.

26: Там же, стр. 490.

27 Там же, стр. 488.

(по Бродману) цифрами 44, 45, 46,—-в лобной доле хоры, поля 39 и 40 —в теменной ее доле, 41 и 42 — височной доле (рис. 31).

Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически человеческие черты при ис­следовании так называемого проекционного двигатель­ного поля (на рис. 31 оно обозначено цифрой 4). Если осторожно раздражать электрическим током различные

Условия возникновения сознания - student2.ru

точки этого поля, то по вызываемому раздражением сокращению различных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного органа. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематического и, конечно, условного рисунка, который мы здесь приводим (рис. 32). Из это­го рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую относительно большую поверхность зани­мает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как руки (кисти), и особенно органов зву­ковой речи (мышцы рта, языка, органов гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в условиях человеческого общества (труд, речевое обще­ние).

Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания, очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы, развил-

Условия возникновения сознания - student2.ru

ся слух, способный вос­принимать тончайшие различия и сходства зву­ков человеческой члено­раздельной речи.

В свою очередь разви­тие мозга и органов чувств оказывало обрат­ное влияние на труд и язык, «давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему разви­тию» 28.

Создаваемые трудом отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за со­бой в силу естественной взаимозависимости раз­вития органов и измене­ние организма в целом. Таким образом, возникно­вение и развитие труда привело к изменению все­го физического облика человека, к изменению всей его анатомо-физиологической организации.

Конечно, возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой от­четливо наблюдаются даже у тыне существующих че­ловекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схваты­вания предметов передних конечностей, все более осво

28 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 490

бождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки че­ловека,— все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые опе­рации.

Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Появление труда было возможно только у таких живот­ных, которые жили целыми группами и у которых су­ществовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были, разумеется, еще очень далеки даже от самых примитивных форм человече­ской, общественной жизни. О том, насколько высоких ступеней развития могут достигать формы совместной жизни у животных, свидетельствуют интереснейшие ис­следования Н. Ю. Войтониса и Н. А. Тих, проведенные з Сухумском питомнике. Как показывают эти исследо­вания, в стаде обезьян существует уже сложившаяся система взаимоотношений и своеобразной иерархии с соответственно весьма сложной системой общения. Вместе с тем эти исследования позволяют лишний раз убедиться в том, что, несмотря на всю сложность внут­ренних отношений в обезьяньем стаде, они все же огра­ничены непосредственно биологическими отношениями и никогда не определяются объективно предметным со­держанием деятельности животных.

Наконец, существенной 'предпосылкой труда служи­ло также наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как мы видели, форм психиче­ского отражения действительности.

Все эти моменты и составили в своей совокупности те. главные условия, благодаря которым в ходе дальней­шей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде общество.

Что же представляет собой та специфически челове­ческая деятельность, которая называется трудом?

Труд — это процесс, связывающий человека с приро­дой, процесс воздействия человека на природу. «Труд,— говорит Маркс, — есть прежде всего процесс, совер­шающийся между человеком и природой, процесс, в ко­тором человек своей собственной деятельностью опо­средствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы при-

своить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадле­жащие его телу естественные силы: руки и ноги, голо­ву и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»29.

Для труда характерны прежде всего две следующие взаимосвязанные черты. Одна из «их — это употребле­ние и изготовление орудий. «Труд, — говорит Энгельс,— начинается с изготовления орудий»30.

Другая характерная черта процесса труда заклю­чается в том, что он совершается в условиях совмест­ной, коллективной деятельности, так что человек всту­пает в этом процессе не только в определенные отноше­ния к природе, но и к другим людям — членам данного общества. Только через отношения к другим людям человек относится и к самой природе. Значит, труд вы­ступает с самого начала как процесс, опосредствованный орудием (в широком смысле) и вместе с тем опо­средствованный общественно.

Употребление человеком орудий также имеет есте­ственную историю своего подготовления. Уже у неко­торых животных существуют, как мы знаем, зачатки орудийной деятельности в форме употребления внеш­них средств, с помощью которых они осуществляют отдельные операции (например, употребление палки у человекообразных обезьян). Эти внешние средства — «орудия» животных, — однако, качественно отличны от истинных орудий человека — орудий труда.

Различие между ними состоит вовсе не только в том, что животные употребляют свои «орудия» в более ред­ких случаях, чем первобытные люди. Их различие тем менее может сводиться к различиям только в их внеш­ней форме. Действительное отличие человеческих ору­дий от «орудий» животных мы можем вскрыть, лишь обратившись к объективному рассмотрению самой той деятельности, в которую они включены.

29 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 188—189.

30 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 491.

Как бы ни была сложна «орудийная» деятельность животных, она никогда не имеет характера обществен­ного процесса, она не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения осуществляющих ее индивидов. Как бы, с другой стороны, ни было сложно инстинктивное общение между собой индивидов, составляющих животное сообщество, оно никогда не строится на основе их «производственной» деятельности, не зависит от нее, ею не опосредствовано.

В противоположность этому человеческий труд яв­ляется деятельностью изначально общественной, осно­ванной на сотрудничестве индивидов, предполагающем хотя бы зачаточное техническое разделение трудовых функций; труд, следовательно, есть процесс воздействия на природу, связывающий между собой его участников, опосредствующий их общение. «В производстве, — говорит Маркс, — люди вступают в отношение не толь­ко к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы про­изводить, люди вступают в определенные связи и от­ношения, и только в рамках этих общественных свя­зей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство»31.

Чтобы уяснить себе конкретное значение этого фак­та для развития человеческой психики, достаточно про­анализировать то, как меняется строение деятельности, когда она совершается в условиях коллективного труда.

Уже в самую раннюю пору развития человеческого общества неизбежно возникает разделение прежде еди­ного процесса деятельности между отдельными участ­ками производства. Первоначально это разделение име­ет, по-видимому, случайный и непостоянный характер. В ходе дальнейшего развития оно оформляется уже в виде примитивного технического разделения труда.

На долю одних индивидов выпадает теперь, напри­мер, поддержание огня и обработка на нем пищи, на долю других — добывание самой пищи. Одни участни­ки коллективной охоты выполняют функцию преследо­вания дичи, другие — функцию поджидания ее в засаде и нападения.

31 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 6, стр. 441.

Это ведет к решительному, коренному изменений самого строения деятельности индивидов — участников трудового процесса.

Выше мы видели, что всякая деятельность, осуще­ствляющая непосредственно биологические, инстинктив­ные отношения животных к окружающей их природе, характеризуется тем, что она всегда направлена на предметы биологической потребности и побуждается этими предметами. У животных те существует деятель­ности, которая не отвечала бы той или другой прямой биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющим для животного биологический смысл—смысл предмета, удовлетворяющего данную его потребность, и которая не была бы направлена своим последним звеном непосредственно на этот пред­мет. У животных, как мы уже говорили, предмет их деятельности и ее биологический мотив всегда слиты, всегда совпадают между собой.

Рассмотрим теперь с этой точки зрения 'Принципи­альное строение деятельности индивида в условиях кол­лективного трудового процесса. Когда данный член кол­лектива осуществляет свою трудовую деятельность, то он также делает это для удовлетворения одной из своих потребностей. Так, например, деятельность загонщика, участника первобытной коллективной охоты, побуж­дается потребностью в пище или, может быть, потреб­ностью в одежде, которой служит для него шкура уби­того животного. На что, однако, непосредственно на­правлена его деятельность? Она может быть направ­лена, например, на то, чтобы спугнуть стадо животных и направить его в сторону других охотников, скрываю­щихся в засаде. Это, собственно, и есть то, что должно быть результатом деятельности данного человека. На этом деятельность данного отдельного участника охо­ты прекращается. Остальное довершают другие участ­ники охоты. Понятно, что этот результат — спугивание дичи и т. д. — сам по себе не приводит и не может при­вести к удовлетворению потребности загонщика в пище, шкуре животного и пр. То, на что направлены данные процессы его деятельности, следовательно, не совпадает с тем, что их побуждает, т. е. не совпадает с мотивом его деятельности: то и другое здесь разде­лено между собой. Такие процессы, предмет и мотив

которых не совпадают между собой, мы будем назы­вать действиями. Можно сказать, например, что дея­тельность загонщика — охота, спугивание же дичи — его действие.

Как же возможно рождение действия, т. е. разделе­ние предмета деятельности и ее мотива? Очевидно, оно становится возможным только в условиях совместного, коллективного процесса воздействия на природу. Про­дукт этого процесса в целом, отвечающий потребности коллектива, приводит также <к удовлетворению 'потреб­ности и отдельного индивида, хотя сам он может и не осуществлять тех конечных операций (например, пря­мого нападения на добычу и ее умерщвления), которые уже непосредственно ведут к овладению предметом данной потребности. Генетически (т. е. по своему про­исхождению) разделение предмета и мотива индиви­дуальной деятельности есть результат происходящего вычленения из прежде сложной и многофазной, но еди­ной деятельности отдельных операций. Эти-то отдель­ные операции, исчерпывая теперь содержание данной деятельности индивида, и превращаются в самостоя­тельное для него действие, хотя по отношению к кол­лективному трудовому процессу в целом они продол­жают, конечно, оставаться лишь одним из частных его звеньев.

Естественными предпосылками этого вычленения от­дельных операций и приобретения ими в индивидуаль­ной деятельности известной самостоятельности являют­ся, по-видимому, два следующих главных (хотя и не единственных) момента. Один из них — это нередко совместный характер инстинктивной деятельности и на­личие примитивной «иерархии» отношений между осо­бями, наблюдаемой в сообществах высших животных, например у обезьян. Другой важнейший момент — это выделение в деятельности животных, еще продолжаю­щей сохранять всю свою цельность, двух различных фаз — фазы подготовления и фазы осуществления, ко­торые могут значительно отодвигаться друг от друга во времени. Так, например, опыты показывают, что вынужденный перерыв деятельности на одной из ее фаз позволяет отсрочить дальнейшую реакцию живот­ных лишь весьма незначительно, в то время как пере­рыв между фазами дает у того же самого животного

отсрочку, в десятки и даже сотни раз большую (опыты А. В. Запорожца).

Однако, несмотря на наличие несомненной генетической связи между двухфазной интеллектуальной деятельностью высших животных и деятельностью отдель­ного человека, входящей в коллективный трудовой про­цесс в качестве одного из его звеньев, между ними существует и огромное различие. Оно коренится в раз­личии тех объективных связей и отношений, которые лежат в их основе, которым они отвечают и которые отражаются в психике действующих индивидов.

Особенность двухфазной интеллектуальной деятель­ности животных состоит, как мы видели, в том, что связь между собой обеих (или даже нескольких) фаз определяется физическими, вещными связями и соотно­шениями — пространственными, временными, механиче­скими. В естественных условиях существования живот­ных это к тому же всегда природные, естественные связи и соотношения. Психика высших животных соот­ветственно и характеризуется способностью отражения этих вещных, естественных связей и соотношений.

Когда животное, совершая обходный путь, раньше удаляется от добычи и лишь затем схватывает ее, то эта сложная деятельность подчиняется воспринимае­мым животным пространственным отношениям данной ситуации; первая часть пути — первая фаза деятельно­сти с естественной необходимостью приводит животное к возможности осуществить вторую ее фазу.

Решительно другую объективную основу имеет рас­сматриваемая нами форма деятельности человека.

Вспугивание дичи загонщиком приводит к удовлет­ворению его потребности в ней вовсе не в силу того, что таковы естественные соотношения данной вещной ситуации; скорее наоборот, в нормальных случаях эти естественные соотношения таковы, что вспугивание ди­чи уничтожает возможность овладеть ею. Что же в таком случае соединяет между собой непосредственный результат этой деятельности с конечным ее результа­том? Очевидно, не что иное, как то отношение данного индивида к другим членам коллектива, в силу которого си и получает из их рук свою часть добычи — часть продукта совместной трудовой деятельности. Это отно­шение, эта связь осуществляется благодаря деятельно-

бти других людей. Значит, именно деятельность других людей составляет объективную основу специфического строения деятельности человеческого индивида; значит, исторически, т. е. по способу своего возникновения, свиязь мотива с предметом действия отражает не есте­ственные, но объективно-общественные связи и отно­шения.

Итак, сложная деятельность высших животных, под­чиняющаяся естественным вещным связям и отноше­ниям, превращается у человека в деятельность, подчи­няющуюся связям и отношениям изначально обществен­ным. Это и составляет ту непосредственную причину, благодаря которой возникает специфически человече­ская форма отражения действительности — сознание человека.

Выделение действия необходимо предполагает воз­можность психического отражения действующим субъ­ектом отношения объективного мотива действия и его предмета. В противном случае действие невозможно, оно лишается для субъекта своего смысла. Так, если обратиться к нашему прежнему примеру, то очевидно, что действие загонщика возможно только при условии отражения им связи между ожидаемым результатом лично им совершаемого действия и конечным результа­том всего процесса охоты в целом — нападением из засады на убегающее животное, умерщвлением его и, наконец, его потреблением. Первоначально эта связь выступает перед человеком в своей еще чувственно вос­принимаемой форме — в форме реальных действий дру­гих участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Равным образом и на­оборот: только действия загонщика оправдывают, сооб­щают смысл действиям людей, поджидающих дичь в засаде, если бы не действия загонщиков, то и устрой­ство засады было бы бессмысленным, неоправданным.

Таким образом, мы снова здесь встречаемся с таким отношением, с такой связью, которая обусловливает направление деятельности. Это отношение, однако, в корне отлично от тех отношений, которым подчиняется деятельность животных. Оно создается в совместной деятельности людей и вне ее невозможно. То, на что направлено действие, подчиняющееся этому новому отношению, само по себе может не иметь для челове-

ка никакого прямого (биологического смысла, а иногда к противоречить ему. Так, например, спугивание дичи само по себе биологически бессмысленно. Оно приоб­ретает смысл лишь в условиях коллективной трудовой деятельности. Эти условия и сообщают действию чело­веческий разумный смысл.

Таким образом, вместе с рождением действия, этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики — разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.

На этом необходимо остановиться специально, ибо это есть весьма важный пункт для конкретно-психоло­гического понимания генезиса сознания. Поясним нашу мысль еще раз.

Когда паук устремляется в направлении вибрирую­щего предмета, то его деятельность подчиняется есте­ственному отношению, связывающему вибрацию с пи­щевым свойством насекомого, попадающего в паутину. В силу этого отношения вибрация приобретает для па­ука биологический смысл пищи. Хотя связь между свой­ством насекомого вызывать вибрацию паутины и свой­ством служить пищей фактически определяет деятель­ность паука, но как связь, как отношение она скрыта от него, она «не существует для него». Поэтому-то, если поднести к паутине любой вибрирующий предмет, на­пример звучащий камертон, паук все равно устремляет­ся к нему.

Загонщик, спугивающий дичь, также подчиняет свое действие определенной связи, определенному 'отноше­нию, а именно отношению, связывающему между собой убегание добычи и последующее ее захватывание, но в основе этой связи лежит уже не естественное, а обще­ственное отношение — трудовая связь загонщика с дру­гими участниками коллективной охоты.

Как мы уже говорили, сам по себе вид дичи, конеч­но, еще не может побудить к спугиванию ее. Для того чтобы человек принял на себя функцию загонщика, нужно, чтобы его действия находились в соотношении, связывающем их результат с конечным результатом коллективной деятельности; нужно, чтобы это соотно­шение было субъективно отражено им, чтобы оно стало «существующим для него»; нужно, другими словами,

чтобы смысл его действий открылся ему, был осознан им. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели.

Теперь связь предмета действия (его цели) и того, что побуждает деятельность (ее мотива), впервые от­крывается субъекту. Она открывается ему в непосред­ственно чувственной своей форме—в форме деятель­ности человеческого трудового коллектива. Эта дея­тельность и отражается теперь в голове человека уже не в своей субъективной слитности с предметом, но как объективно-практическое отношение к нему субъекта. Конечно, в рассматриваемых условиях это всегда кол­лективный субъект, и, следовательно, отношения от­дельных участников труда первоначально отражаются ими лишь в меру совпадения их отношений с отноше­ниями трудового коллектива в целом.

Однако самый важный, решающий шаг оказывается этим уже сделанным. Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Она начинает со­знаваться ими именно как их отношение. Но это зна­чит, что и сама природа — предметы окружающего их мира — теперь также выделяется для них и выступает в своем устойчивом отношении к потребностям коллек­тива, к его деятельности. Таким образом, пища, напри­мер, воспринимается человеком как предмет опреде­ленной деятельности — поисков, охоты, приготовления и вместе с тем как предмет, удовлетворяющий опреде­ленные потребности людей независимо от того, испы­тывает ли данный человек непосредственную нужду в ней и является ли она сейчас предметом его собствен­ной деятельности. Она, следовательно, может выделять­ся им среди других предметов действительности не только практически, в самой деятельности и в зависи­мости от наличной потребности, но и «теоретически», т. е. может быть удержана в сознании, может стать «идеей».

Наши рекомендации