Нисходящие и восходящие коммуникации

Различают два типа коммуникаций:

· нисходящие

· восходящие

Нисходящие коммуникации – представляют собой поток информации

от высших уровней руководства к нижним.

Для того, чтобы избежать проблем в нисходящих коммуникациях руководству необходимо учесть следующее:

1) Менеджер должен четко понимать, что общение с подчиненными – важнейшая часть их работы.

2) Необходимо, чтобы информация отсылаемая работниками была для них интересна.

3) Менеджеры должны сознательно планировать коммуникации.

4) Руководство должно завоевать доверие подчиненных – это является важнейшим условием коммуникаций всех видов.

Кроме того, условием эффективности коммуникаций является время и качество информации, а не ее количество. Ситуация, когда работники не успевают осмыслить огромное количество информации, которой их снабжает руководство, называется коммуникативной перегрузкой. Если менеджер уверен, что он способен избежать коммуникативных перегрузок, ему следует обратить внимание на удовлетворение главных коммуникативных потребностей

Одной из них является рабочий инструктаж – инструктаж по поводу выполнения рабочих заданий, предполагающий четкую формулировку требований менеджерами, особенно остро нуждаются в этом работники новых организаций или сотрудники, которым поручаются новые виды работ.

Кроме того, работникам организации необходимо своевременно получать информацию по поводу результатов выполненных заданий.

Восходящие коммуникации – информация, представляемая работниками руководству.

Если двусторонний информационный поток ослабевает в силу ограниченности восходящих коммуникаций, руководство компаний начинает испытывать нехватку данных, необходимых для принятия верных решений. Для того, чтобы избежать такой ситуации, необходимо поощрять работников, представляющих необходимую информацию. Работники должны быть убеждены, что отправляемые наверх сообщения имеют большое значение.

Осуществление всех коммуникаций сопряжено с преодолением специфических трудностей. К их числу можно отнести:

Проблемы восходящих коммуникаций

a Задержки, т. е. Медленное восхождение информации на высокие уровни организации (в крупных организациях) вследствие того, что менеджеры не рискуют поднимать проблемы, опасаясь негативной реакции руководства. Поэтому на каждом уровне информация тормозится, поскольку менеджеры пытаются самостоятельно решить проблему.

a Цензура (фильтрация) – склонность работников доводить до сведения начальства, только то, что оно хотело бы слышать.

a Иногда работники используют т. н. прямой выход на руководителя, минуя непосредственных начальников. Положительная сторона такого выхода является уменьшение фильтрации и задержек. Отрицательная сторона состоит в том, что нарушается субординация.

a Потребность в ответе. Оперативный отклик руководства поощряет дальнейшие сообщения снизу вверх.

В практической деятельности используются несколько методов восходящих коммуникаций.

· Вопросы к сотрудникам ( открытые и закрытые)

· Собрание работников (встречи менеджеров с небольшими группами сотрудников).

· Политика открытых дверей. (Возможность работников в любой момент обратится к руководству по возникающему вопросу). Такой политике препятствуют психологический и социальный барьеры между работниками и менеджерами. Некоторые работники опасаются проявить некомпетентность или боятся вызвать неудовольствие менеджера.

· Выходы в народ руководителей, когда руководство узнает за день больше, чем за месяц в кабинете.

· Участие менеджмента в социальных группах,. т. е. обмен информацией в неофициальной обстановке (вечеринки, пикники, спортивные соревнования и т. п.).

Наши рекомендации