Особенности понимания приёмов литературного изображения отдельных характерных черт образа
Трудности восприятия, понимания, осмысления художественного произведения учащимися с ТНР.
Литературное образование школьников коррекционных школ требует учёта психологических особенностей восприятия ими художественного произведения.
При чтении литературных произведений большую роль играет развитое воссоздающее воображение. Литературное воссоздающее воображение определяется как «процесс воссоздания образов литературно-художественных произведений». Этот процесс играет основную роль в восприятии литературного произведения, так как писатель выражает свои идеи через систему образов, выявляет в них эстетическую сторону действительности и передаёт своё отношение к ней.
Развитию воссоздающего воображения благоприятствуют следующие факторы:
§ овладение языком и процессом чтения;
§ выработка потребности в правильном, соответствующем особенностям художественного текста способе чтения, в точном воссоздании его образов;
§ контролирование на основе анализа текста возникающих представлений;
§ применение приёмов, приводящих к активизации и регулированию процесса анализа текста.
Особенности восприятия литературного героя.
Правильная оценка литературных героев предполагает выделение присущих им качеств и проникновение в мотивы их поступков.
Существует два основных вида отношения учеников коррекционных школ к литературным героям:
1. эмоционально-образное отношение (уровень: нравится – не нравится);
2. интеллектуально-оценочное отношение (хороший – плохой на уровне доказательств).
В отношении к литературному герою дети исходят, главным образом, из оценки наиболее впечатляющего их поступка и не учитывают мотивы и причины, его вызвавшие. В результате дети одинаково относятся к героям, поступки которых обусловлены разными причинами и имеют в своей основе неравнозначные мотивы.
У школьников нет ещё чётких представлений относительно содержания определенных качеств (например: далеко не все дети видят проявление смелости и честности в умении осудить себя за неправедный поступок).
Наиболее трудны для осознания детьми качества, проявляющиеся в переживаниях и мыслях литературных героев. Те же из них, которые просто названы автором, часто вообще не запоминаются учащимися. Богатство и сложность внутреннего мира героя, качества его личности не вызывают интереса детей.
В оценке литературного героя младшими школьниками не только не учитываются внутренние стороны его поведения, но, как правило, имеется ссылка на поступки малосущественные для характеристики морального облика героя и занимающие в произведении второстепенное место.
На непосредственное отношение детей к героям, проявляющим и положительные и отрицательные качества и поступки, большое влияние оказывают положительные качества и поступки.
Особенности восприятия мыслей и переживаний литературных героев школьниками.
Дети обнаруживают интерес к доступным их пониманию переживаниям и мыслям. Реже всего учащиеся называют переживания прямо указанные в тексте, не выраженные в описании каких-либо проявлений самого героя. В этих случаях переживания вызывают у детей наименьший интерес, а часто и не замечаются ими.. Детям трудно разобраться в причинах, вызывающих определённые мысли и переживания литературных героев.
Особенности понимания приёмов литературного изображения отдельных характерных черт образа.
Прямое и наглядное изображение героя через развёрнутое описание его поступков, в котором даны все основные его элементы легко, без затруднений, понимается детьми.
Легко понимается детьми характеристика героя через описание его отношения к поступкам, совершённым другими персонажами.
Наглядное описание внешности героя и его поведения воздействует на чувства детей.
Раскрытие характера литературного персонажа через общий характер его мыслей и переживаний – менее наглядный и трудный приём.
Трудными для восприятия являются приёмы, связанные с изображениями литературного образа только посредством особенностей его речи. Дети обращают внимание лишь на содержание речи героя и не замечают особенностей подбора слов в его речи, а также их интонации.
Наименее наглядным приёмом изображения является простое сообщение о поступке литературного героя. Чаще всего оно просто не замечается детьми.
Совсем ненаглядный и отвлеченный приём – простое название черт характера литературного персонажа.