Специальные методы

1. Всеобщий диалектико-материалистический метод(эволюционное и революционное развитие управленческих отношений под углом зрения их взаимодействия с окружающей политической, социальной средой);

2. Общенаучные методы(сравнения, анализа, синтеза, интуиции);

3.Системный метод (комплексное изучение объекта, исследующий социальное явление в виде социальной системы).

Системный подход (метод, используемый для познания управленческих процессов) рассматривает любой объект (фирму, производственное предприятие, организацию) как систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов. Он позволяет рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. При этом явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т.д. В центре исследований в менеджменте находится человек, осуществляющий производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации (предприятия, учреждения, фирмы и т.д.).

Основные требования к использованию системного подхода:

• выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;

•определение составных элементов системы;

• рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;

• анализ функций элементов по отношению к системе;

• выявление системообразующих связей;

•определение механизма функционирования системы.

4. Специальные методы, используемые для познания управленческих процессов (статистические, математические, социологические, психологические и др., в т.ч. ситуационный подход).

Ситуационный подход (метод познания управленческих процессов)был разработан в США в конце 60-х гг. ХХ в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации.

Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация — это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.

Цели теории управления можно сформулировать следующим образом:
- изучение наиболее важных, типичных фактов управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
-определение основных тенденций развития управленческих процессов;
- построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;

- формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

К функциям теории управления следует отнести:

· познавательную;

· оценочную;

· прикладную;

· прогностическую;

· образовательно-воспитательную;

· идеологическую.


1.2. История развития управленческой мысли. Основоположники менеджмента

В развитии и теории практики управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.

Первый период – донаучный– начинался с 9 – 7 – го тысячелетия до нашей эры, и продолжался до XVIII в.

Наиболее длительным был первый период развития управления. Первые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно – общинного строя. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Переход к производящей экономике стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством.

Сократ ( 470 – 399 гг. до н. э.) дал характеристику управления как особой сферы деятельности. Александр Македонский (356 – 323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Второй период – научный (1776 г. - до настоящего времени). В свою очередь научный период подразделяется на индустриальный период, период систематизации, информационный период.

1. Индустриальный период (1776 – 1856 гг.) связан с развитием промышленности.

2. Период систематизации (1856 - 1960гг.) Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы и течения, меняются взгляды исследователей.

Первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой.

Школа научногоуправления(1885 – 1920) соз­дана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Упра­вление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рациона­лизации, систематическом учете». Ф.Тейлор считал, что необходим научный подход к организа­ции труда. Это предполагает использование наблюдения за рабо­чим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.

Разновидностью классической школы управления стала школа административного управления (1920 – 1950.) Она основа­на на научном подходе, разработанном Анри Файолем (французский менеджер), главная идея которого – рациональное построение организации как иерар­хической структуры. Он выделял 5 функций управления:

1) предсказание,

2) планирование,

3) организация,

4) распоряжение,

5) координация и

6) контроль.

Представители административной школы: Л.Урвик, Дж. Муни.

Школа человеческих отношений как научное направление является есте­ственным продолжением упомянутой выше школы научного уп­равления, и логично дополняют ее пониманием важности психо­логической составляющей в трудовой деятельности человека. Ав­торами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет (1868 – 1933) , Элтона Мейо (1880 – 1949), Абрахама Маслоу, Оливера Шелдона.

В своих научных трудах М. Фоллет и Э. Мейо впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть уве­личения выработки можно при большем внимании и заботе о под­чиненных со стороны руководителя.

3. Информационный период - школа количественных методов(1950 г. – по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления пос­ледних достижений в области математики, физики, биологии, компьютеризации и др.

Пример. Нормирование длительности производственных процессов.

Моделирование распределения длительности производственной операции (англ. Modelling of distribution of duration of industrial operation). Для моделирования вероятностей продолжительности операций группы А[4] разными исследователями рекомендованы различные законы распределения. Отсутствие единого мнения по вопросу о законе распределения вероятностей продолжительности производственных операций, несмотря на обширность исследований, в определенной степени свидетельствует о близости результатов, полученных исследователями при использовании разных теоретических законов распределения. Это объяснимо тем, что, по существу, при решении задач нормирования использовалось только математическое ожидание; сами законы, рекомендованные для моделирования вероятностей продолжительности операций, при нормировании не использовались и на результатах не сказывались.

Учитывая неоднозначность рекомендаций по выбору теоретического распределения для моделирования продолжительности операций группы А, рассмотрено[5] распределение, обобщающее рекомендованные для этих целей разными авторами распределения Эрланга, экспоненциальное, гамма-распределение и распределение Вейбулла,

Специальные методы - student2.ru

где Специальные методы - student2.ru нормирующий множитель.

Здесь Специальные методы - student2.ru гамма-функция,

Специальные методы - student2.ru параметры распределения.

При Специальные методы - student2.ru для случайной величины Специальные методы - student2.ru , имеющей рассматриваемое распределение, легко определить математическое ожидание

Специальные методы - student2.ru ,

откуда при Специальные методы - student2.ru

Специальные методы - student2.ru .

Дисперсия случайной величины Специальные методы - student2.ru :

Специальные методы - student2.ru .

Использование такого распределения для моделирования статистических выборок, характеризующих продолжительность операций группы А, выявило нецелесообразность одновременного использования параметров Специальные методы - student2.ru и Специальные методы - student2.ru . Варианты расчетов с подбором Специальные методы - student2.ru и Специальные методы - student2.ru и с фиксацией одного из параметров ( Специальные методы - student2.ru или Специальные методы - student2.ru ) для достаточно представительных выборок в среднем по предприятию обеспечивают одинаковые значения критерия согласия Мизеса (0,15-0,35).

Отсутствие необходимости подбора Специальные методы - student2.ru при фиксации его ( Специальные методы - student2.ru ) позволяет более чем на порядок повысить скорость расчетов. В этом случае статистические оценки Специальные методы - student2.ru и Специальные методы - student2.ru параметров Специальные методы - student2.ru и Специальные методы - student2.ru находятся методом моментов по статистическим оценкам Специальные методы - student2.ru и Специальные методы - student2.ru математического ожидания Специальные методы - student2.ru , дисперсии Специальные методы - student2.ru и коэффициента асимметрии Специальные методы - student2.ru .

Наши рекомендации