Эволюция психологических учений в периоды

Эллинизма и Древнего Рима.

Взглядами Аристотеля эволюция психологических идей античного мира далеко не исчерпывается. Не отрицая того, что греческая научная мысль после выдающегося мыслителя увядает, К.Маркс говорит о последующих периодах эллинизма и Древнего Рима, что «смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей от натуги».

По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV – II вв.до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима.

Академия Платона.

После смерти ее основателя школа Платона просуществовала много столетий (до VI в.н.э.) и прошла ряд ступеней, среди которых, как правило, выделяют древнюю, среднюю и новую академии. Проблематика их научного поиска очень обширна. Достойное место в ее разработке заняли психологические взгляды.

Руководителем Академии после Платона стал его племянник – Спевсипп.Он первый обратился к общему в науках и их связи. «Научное мышление» он провозгласил критерием умопостигаемых предметов. Мерилом чувственных вещей, по его мнению, служит «научное восприятие». Ценной представляется идея Спевсиппа о том, что при помощи упражнений, «искусства», можно добиться, чтобы органы чувств безошибочно улавливали различия между предметами.

В психологической концепции Ксенократа (395-314 гг. до н.э.)выделяются три вида сущности: умопостигаемая, чувственная и представляемая и соответственно три вида три вида познания: мышление, восприятие, представление. Задача человеческой жизни – освобождение духа от оков чувственности. Но главным в разработанном им учении о благах души является вывод о том, что теоретической мудрости для блаженства недостаточно – ее необходимо дополнить мудростью практической.

С Аркесилая (315-240 до н.э.)Академия вступает на скептический путь. Разрабатывая проблему критерия истины, он приходит к выводу о том, что между истинными и ложными представлениями не существует различий: ложные также могут быть ясны и убедительны. Если чувства нас обманывают, писал он, то и разум не достигает истины.

Основатель Средней Академии Карнеад(ок. 214-129 до н.э.) утверждал, что критерия истины нет. Ум, чувства, представления обманывают нас: чувства вводят в заблуждения (весло в воде – изогнутое, четырехугольная башня издали – круглая, солнце – маленькое); обманывает и разум (наше отношение к снам, галлюцинациям, безумца – к воображению). Отсюда пессимистический вывод: необходимо воздерживаться от суждений.

Перипатетики

Одной из важнейших задач перипатетиков являлось комментирование произведений основателя школы – Аристотеля. Но помимо выполнения этой миссии ученые внесли существенный вклад в развитие античной науки. Вопреки учителю перипатетики признавали душу, имеющую собственного, отличного от других элементов материального носителя, способного к движению во внутреннем пространстве. Этим объединяющим началом явлений считалась пневма или эфир – «пятая субстанция».

Нараставшая специализация научного труда, необходимость разрешения этико-психологических проблем (в том числе обоснование отличий человека от животного мира) приводили ко все более определенному пониманию различий тех явлений, которые Аристотель объединял общим понятием «душа». Появляются целые классы новых терминов, отражающих понимание души.

Отец ботаники Теофраст (ок. 370-285 до н.э.), первый после Аристотеля руководитель Ликея, высказал ценные суждения о физиологических явлениях: усталости, головокружении, выделении пота, параличе. Основой познания он считал опыт. Теофраст защищал идею объективного существования «вторичных» (чувственных) качеств, которые зависят от формы атомов (сладкле-горькое, теплое-холодное). Ученый утверждал, что иллюзии по поводу этих качеств относятся к другим свойствам вещей и ошибки касаются лишь частных случаев, а не природы качеств.

Развивая учение Аристотеля о страстях и формах их преодоления, Теофраст в трактате «Характеристики» выделяет 30 видов характера человека: лицемер, льстец, болтун, деревенщина, нравственный урод, святая простота, брюзга, надоедала и т.д. Рассматривая это как выражение сущности человека, ученый дал тонкое и принципиальное описание наблюдений за поступками людей, проявлениями их психики.

Прежде чем стать перипатетиком, Аристоксенпрошел через влияние пифагоризма. Проблематика его интересов очень обширна: от натуфилософии до морали. Особое место в его творчестве занимали психологические взгляды и их обоснование. Так, звук понимался как воспринимаемое органами чувств физическое движение. Доказательство, по его оценке, должно быть подтверждено фактами, поэтому в познании решающее значение принадлежит чувствам – «зародышам познания». Разум человека (вторичное) завершает познание и служит «спутником чувств». Душа представляется гармонией тела, «строй» которого и его органов определяет психические процессы: как хорошо натянутые струны порождают созвучие, так и прочное сочетание органов порождает движение чувств. Ученый сделал вывод о том, что повреждение органов влечет за собой угасание сознания – смерть (как разрыв струн в инструменте).

Школа стоиков(«стоя» - портик храма, где основатель школы Зенон проповедовал свое учение). Стоики выступали против аффектов (эмоции, потрясения) – усматривали в них «порчу разума», «от аффектов надо лечить как от болезней», «их нужно с корнем вырвать из души»

Школа Эпикура– представители данной школы провозглашали свободу от страхов. На первый план выходила проблема нравственного, эстетического поведения.

Главный вопрос того времени – должен ли человек подчиняться только собственным представлениям о добре и зле или следовать внешним правилам.

Отдельно надо выделить библиотеку и Мусей Александрии. Мусей – прообраз исследовательского института, где проводились исследования в различных областях знания (в т.ч. по анатомии и физиологии) – III в. до н.э. – усовершенствовали способ изучения организма.

Гален (II в. до н.э.) –оперировал гладиаторов, изучал головной мозг, свыше 400 трактатов по философии, медицине (сохранилось 100)

Плотин –открыл рефлексию

Августин –понятие о внутреннем опыте – переход к средневековому христианскому мировоззрению

Итоги Античности

Великие теоретические успехи: античные ученые поставили проблемы, пытаясь ответить на вопросы: как соотносится телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное.

  1. Психологические взгляды мыслителей средневековья

Арабоязычная наука

Древнегреческая цивилизация разрушилась, часть знаний утрачивалась.

В VIII- XII вв. – центр философского мышления образовался в недрах арабоязычной культуры. Среди причин арабского «прорыва» психологического знания выделим две группы.

1) Геополитические предпосылки. Образование новой политической формации - феодализма – на Востоке происходило раньше, чем на Западе (Арабский Халифат). Единство государственного арабского языка облегчало переводы античных трудов. Географическое положение позволяло арабам использовать достижения науки не только Азии, но и Европы, Индии, Китая.

2) Научные предпосылки. Это опора на достаточно богатую почву античной культуры эллинов (Демокрита, Гераклита, Аристотеля, Эпикура, Платона и др.) Собственные достижения: расцвет системы прикладных наук, в том числе медицины, физики, геометрии, астрономии, математики, алхимии, стимулировали появление выдающихся мыслителей и экспериментаторов. Их усилиями были изобретены порох, магнитная игла, водяные и механические часы, градусное измерение земли, открыто «смещение» времени по часовым поясам (лишь спустя пять веков в 1522 году, участники экспедиции Фернана Магеллана сделали подобное открытие для Европы).

Аль-Кинди (800-860/879).Родоначальник перипатетических традиций мусульманского Востока, «философ арабов», продолжил аристотелевское учение. В проблеме отношения природы и души Аль-Кинди придерживался детерминистских взглядов, утверждая, что бог – лишь отдаленная причина. Душа, по его взгляду, «делится на две части, а именно: на разум и чувство. Аль-Кинди принадлежит приоритете в создании «концепции четырех видов интеллекта», в соответствии с которой разум выступает в четырех формах: «актуальный» (как совокупность универсалий); «потенциальный» (как способность восприятия универсалий); «приобретенный» (как нахождение универсалий в душе); «проявляющийся» (реализация во вне).

Ар-Рази – Разес (864 -925).Иранский ученый-энциклопедист, рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. В основе его мировоззренческой концепции лежит учение о пяти вечных началах: «творце». «душе», «материи», «пространстве», «времени». Материя с ее атрибутами, по его взгляду, есть равноценное с богом начало.

В своей «Книге всеобъемлющей» ученый советует не следовать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на результатах наблюдений и опытов. Особую роль в своей научной деятельности Ар-Рази отводил решению психофизиологической проблемы. В этой связи он экспериментально обосновывал тесную связь души и тела.

Аль-Фараби (870-950).Научное наследие «второго учителя» (после Аристотеля) велико и разнообразно. Из написанных им Более ста работ выделяются труды по классификации наук, философии, логике, политике. Ряд трактатов посвящены проблемам психологии «О душе», «О силе души», «Разум и понятие», «О многом и единственном», «О разуме», «Существо вопросов».

Все явления мира ученый объясняет, исходя из признания естественных закономерностей. Поэтому, решая психофизическую проблему, он пишет, что «субстанция души существует отрешенно от материи», но «дарователь форм создает ее тогда, когда появляется нечто» - тело.

Аль-Фараби придерживался концепции деятельного человеческого разума, согласно которой люди обладают здравым смыслом и используют свой ум для решения нравственных проблем.

Ибн-Сина Авиценна (980-1037).Врач, естествоиспытатель, философ, энциклопедист. Его популярность и авторитет выразились в почтительном прозвище «Староста и Глава». Ибн-Синой написано 456 работ на арабском языке и 23 сочинения на языке фарси.

Его «Канон врачебной науки» - медицинская энциклопедия в пяти частях (объемом 200 п.л.), итог опыта греческих, римских. Индийских и азиатских врачей, выдержала только в 15-17 веках около 30 латинских изданий в Европе.

Рассмотрев сущность процесса абстрагирования, он выделил следующие ступени: 1) ощущение (появление образа); 2) представление (различение образа и материи); 3) воображение (возникновение идей и понятий); 4) всеобщие понятия и категории (высшая форма абстракции).

В решении психофизиологической проблемы Авиценной делается заключение о том, что источником психики человека является мозг. Наблюдения за нарушениями, вызванными ранениями мозга, позволили мыслителю дать более точное определение его связи с процессами ощущения и мышления. На этом основании был сделан вывод о том, что духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в конкретном телесном органе.

Авиценной описывается первый в истории случай психодиагностики – поиска эмоционального комплекса по изменениям в вегетативной сфере 9учащению пульса при реакции на различные внешние факторы). Им же проведены первые опыты по психологии эмоций – зачатки экспериментальной психофизиологии аффективных состояний (кормление баранов одинаковой пищей, но одного рядом с волком)

Исследованиями Авиценны начинается возрастная психофизиология. В процессе развития людей от рождения до зрелого возраста имеется не только физиологический рост, но и изменения психических особенностей человека. Важное значение при этом отводилось воспитанию, посредством которого осуществляется, как он считал, воздействие психического на структуру развивающегося организма. Вызывая у ребенка определенные аффекты, взрослые формируют его физиологические качества.

Ибн – аль-Хайсам – Альгазен (965-1039).Выдающийся естествоиспытатель средневековья известен не только как комментатор учений Аристотеля, Евклида, Галена, но и конкретной разработкой одного из механизмов психической жизни – зрительного ощущения (бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст).

Ученый впервые обращает внимание на длительность психических актов, объясняемую временем, необходимым для передачи возбуждения по нервным проводникам от «чувствующего аппарата». По критерию длительности зрительного восприятия время объявляется одним из основных факторов ощущения. поэтому при кратковременном предъявлении м.б. правильно восприняты лишь знакомые объекты.

Абу-Хамид Газали (1059-1111).С его именем связывают начало упадка свободомыслия и «оживления религиозных наук». – подчинения арабской средневековой мысли религиозным догматам. «Опровержение» - направлено против перипатетиков Востока.

В психологическом учении Газали нб. ценным представляются мысли о природе слова. «Об именах спорить нельзя, ибо мы сами дали их вещам лишь с позволения божественного закона. Но, здесь для нас важно не само слово, а его значение». Газали подробно описал этапы «божественной эволюции» человека: первое, что сотворяется в человеке – это чувство осязания, затем в человеке сотворяется чувство зрения, далее он наделяется слухом, потом чувством вкуса, и так до тех пор, пока человек не переступает границу мира чувственных предметов. К 7-летнему возрасту у человека «создается различающая способность», последняя фаза «божественного творчества» - наделение человека «пророческим даром».

Ибн Рушд – Аверроэс (1126-1198).Современники говорили, что Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля. В психологическом учении Аверроэс дал материалистическое по своей направленности объяснение проблемы соотношения души и тела. Психика, индивидуальная душа, как продукт чувственности формируется в процессе жизни на основе связи с окружающим миром. Источником психики является чувственность, контакт. Понимание души как продукта чувственности говорит о ее уничтожимости после прекращения связи с окружающим миром. Отсюда отрицание бессмертия индивидуальной души.

Аверроэс сделал упор на разделении души и разума. Под душой понимались функции, которые неотделимы от организма (прежде всего чувственность). Что же касается самого разума, то он является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно как солнце посылает лучи органу зрения.

Аверроэс высказал мысль о том, что по своим возможностям человеческая психика совершенна, чем утвердил идею богоподобия человека в процессе познания. Частям души он противопоставил универсальный для всех божественный разум, который лишь инициирует в человеке движение. Это предполагало равенство людей по интеллектуальным способностям. В то же время, Аверроэс высказывает мысль о различиях в способностях людей : «риторики» (со способностью всех к суждению); «диалектики» (со способностью к диалектическому толкованию «по природе и по навыку»); «аподейктики» (со способностью толкования «по природе и по философской науке»).

Аверроэс опроверг принадлежность чувственной части зрения хрусталику, обосновав выполнение этой функции сетчаткой глаза.

Наши рекомендации