Методологические проблемы социально-психологического исследования. 3 страница

7. Специфика коммуникативного процесса между людьми

Рассмотрим основные черты, определяющие специфику коммуникации между людьми

Во-первых, в процессе общения люди не только обмениваются объективным содержанием, но вырабатывают общий смысл, т.е. общее видение ситуации. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. Данное обстоятельство предполагает необходимость учета своего собеседника как личности, знания его взглядов, установок. В этом плане коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуника­тивное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляю­щий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: “все должны говорить на одном языке”.

Только приня­тие единой системы значений обеспечивает возможность партне­ров понимать друг друга. Понимание –способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

Но дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их не одинаково вследствие социальных, полити­ческих, возрастных особенностей. У общающихся людей должно быть также и одинаковое понимание ситуации общения, что возможно лишь в случае включения коммуникации в неко­торую общую систему деятельности.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуника­ции могут возникать совершенно специфические коммуникатив­ные барьеры. Коммуникативный барьер –психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер.

8. Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее "движения", активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и т.д. Ответ – см. предыдущий

О Общение как перцептивный процесс. Социально-перцептивный стиль личности.

1. Основные смыслы понятия «социальная перцепция»: восприятие человека че­ловеком и социальной действительности.

Термин “социальная пер­цепция” был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разра­ботки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная де­терминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в част­ности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс воспри­ятия так называемых социальных объектов, под которыми подра­зумевались другие люди, социальные группы, большие социаль­ные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие че­ловека человеком относится, конечно, к области социальной пер­цепции, но не исчерпывает ее.

Перцепция социальная – восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, себя, групп); процесс формирования в сознании людей образов социальных объектов как результат восприятия, понимания, познания людьми друг друга.

Восприятие социальных объ­ектов обладает такими многочисленными специфическими черта­ми, что само употребление слова “восприятие” кажется здесь не совсем точным, так как ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не уклады­вается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологичес­кой литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению “connaissanse d’autrui”, что означает не столько “восприятие другого”, сколько “познание другого”. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима “восприятие другого человека” употребляет­ся выражение “познание другого человека” (А.А. Бодалев).

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. Иными словами, процесс воспри­ятия одним человеком другого выступает как обязательная состав­ная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

2. Оценочные стереотипы и понимание других людей.

Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы – образы ти­пичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности италь­янцев).

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они вы­полняют функцию упрощения и сокращения процесса воспри­ятия другого человека. Стереотипы представляют собой инстру­мент “грубой настройки”, позволяющий человеку “экономить” психологические ресурсы. Они имеют свою “разрешенную” сферу социального применения (например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или про­фессиональной принадлежности человека).

Как пра­вило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например при­надлежности его к какой-то профессии.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга мо­жет привести к двум различным следствиям:

А. К определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит “сдвига” в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точ­ности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо по­могает сокращать процесс познания.

Б. К возникновению предубеждения. Если сужде­ние строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

3. Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей.

Эмпатия определяется как особый способ понимания другого человека, основанный не на ра­циональном осмыслении проблем другого человека, а на стрем­лении эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия – это аффективное “понимание”.

Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на су­ществование этих разных точек зрения.

В ВОПРОСЕ понимании других людей важную роль играет и интуиция, поскольку в какой-то степени отображает жизненныйопыт.

4. Роль первого впечатления о другом человеке в последующем его восприятии.

Все иссле­дования поставили чрезвычайно важный вопрос более общего пла­на – вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна роль установки при формировании пер­вого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экс­периментах А.А. Бодалева (1982). Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но пред­варительно первой группе было сообщено, что человек на предъ­явленной фотографии является закоренелым преступником, а вто­рой группе о том же человеке было сказано, что он крупный уче­ный. После этого каждой группе было предложено составить сло­весный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко поса­женные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости “идти до конца” в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

В эксперимен­тальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта воспри­ятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции

5. Роль социальных эта­лонов в понимании другого человека.

В процессе взаимодействия с другими людьми у каждого человека со временем формируется свой, индивидуальный социально-перцептивный эталон, являющийся результатом соотнесения индивидуальных межличностных представлений-оценок и исходов взаимодействия с наиболее распространенными социальными стереотипами. Можно сказать, что социально-перцептивный стиль в содержательном плане есть результат интериоризации социальных стереотипов в процессе повседневного общения и совместной деятельности с другими людьми, а в плане технологическом – реализация в конкретных действиях восприятия и оценки партнера по общению сложившегося социально-перцептивного эталона.

Источниками формирования социально-перцептивного эталона являются два вида информации: общеосведомительная (информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях других людей, которая накапливается и сохраняется длительное время и используется при выработке общего подхода к оценке людей и их действий) и оперативно-регулятивная (формируется при взаимодействии с конкретными людьми в данный момент при решении определенной задачи). С ростом степени знакомства с конкретным человеком, группой, типом и категорией людей удельный вес использования оперативной информации снижается, уступая место информации общей, более устойчивой и обобщенной.

6. Социально-перцептивная способность и социально-перцептивная компетентность личности.

Подлежит ли социально-перцептивный стиль изменению и совершенствованию? В социальной психологии идея отыскать средства развития перцептивных способностей не нова. Целый ряд экспериментов был поставлен для того, чтобы выявить, обладает ли определенной стабильностью способность отдельных индивидов “читать” характеристики дру­гих людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа на во­прос: примерно в 50% случаев такая стабильность была зафикси­рована, а в других 50% случаев ее не удалось выявить. Такие же противоречивые результаты были получены и относительно того, можно ли обучить искусству более точного восприятия другого человека. Несмотря на то, что вопрос этот остается дискуссион­ным, ряд усилий тем не менее предпринимается.

Они связаны с использованием для этих целейсоциально-пси­хологического тренинга. Наряду с тем, что тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные при­емы ориентированы на повышение перцептивной компетентнос­ти, то есть точности восприятия (Петровская, 1989). Программы тре­нинга, применяемые в этом случае, весьма разнообразны. Самой простой и неожиданной из них является фиксирование внимания лиц, для которых точность восприятия других людей особенно значима (учителя, врачи, руководители разных рангов), на таком простом факте, как чрезвычайная распространенность различных “ходячих представлений” относительно связи физических харак­теристик человека и его психологических особенностей. Произ­вольные представления о связи различных характеристик челове­ка получили название “иллюзорных корреляций”

7. Структура и механизмы социальной пер­цепции: идентификация, каузальная атрибуция, рефлексия, аттракция, стереотипизация.

Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследова­нием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эф­фектов межличностного отражения.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позво­ляющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам межличностной перцепции относят:

1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция)

8. Функции социальной перцепции в общении (инициация общения и познание человека человеком).

Выделяют следующие основные функции социальной перцепции: познание себя; познание партнера по общению; организация совместной деятельности на основе взаимопонимания (взаимопонимание – социально-психическое явление, ядро которого составляет эмпатия, связанное с глубоким проникновением людей в духовный мир друг друга); установление эмоциональных отношений.

9. Эффект «ореола» и его практическое использование.

Эффект “ореола” – эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном.

Сущность “эффекта ореола” заключается в формировании спе­цифической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получае­мая о каком-то человеке, категоризируется определенным обра­зом, а именно накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впе­чатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспри­нимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление спо­собствует преобладанию негативных оценок. В эксперименталь­ных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения ка­саются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определен­ные характеристики и высветить другие и играет роль своеобраз­ного ореола в восприятии человека человеком.

В более широком плане эффект можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

0 Общение как межличностное, взаимодействие.

1. Взаимодействие в системе групповой деятельности.

Системообpазующим фактоpом совместной деятельности является взаимосвязь: с одной стоpоны, общей цели, опpеделяемой содеpжа­нием pешаемой задачи и с дpугой стоpоны, гpупповой мотивации, опpеделяющейся включенностью гpуппы в pешение этой задачи. Данная взаимосвязь обpазуется: а) в pамках самой совместной деятельности; б) в pамках общения, в котоpом пpоисходит кооpдинация ин­дивидуальных действий, обмен ими, фоpмиpуются межличностные от­ношения и обpазуется внутpигpупповая стpуктуpа социально-психо­логических и функциональных pолей.(смотри следующие ответы)

2. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, мы должны рассматривать его как организацию совместной дея­тельности.Смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретной формой включения взаимодействия в контекст деятельности является способ организации деятельности. Основные признаки совместной деятельности (Журавлев А.Л.):

1) наличие общей мотивации, побуждения действовать вместе;

2) наличие единой цели;

3) объединение, совмещение и согласование (сопряжение) индиви­дуальных деятельностей; выделяются следующие уровни согласованности: изолированность; предполагаемая взаимосвязанность; “молчаливое присутствие”; влияние и взаимовлияние через коммуникацию; активная или действенная взаимосвязанность; коллективистская взаимосвязанность.

4) разделение единого пpоцесса деятельности на отдельные опеpации и pаспpеделение их между участниками;

5) кооpдинация индивидуальных деятельностей;

6) необходимость в упpавлении индивидуальными деятельностями;

7) наличие единого пpостpанства и одновpеменность выполнения индивидуальных деятельностей;

8) наличие единого конечного pезультата.

При анализе взаимодействия имеет значение тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему коррек­тировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. В этой связи конкретное содержание форм организации совместной деятель­ности может быть определено с учетом соотношения индивидуальных “вкладов” уча­стников в общий процесс групповой деятельности.

Л.И. Уманский выделил три возможные формы или модели организации со­вместной деятельности:

1) каждый участник делает свою часть об­щей работы независимо от другого – “совместно-индивидуальная деятельность” (пример – не­которые производственные бригады, где у каждого члена свое за­дание); 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником – “совместно-последовательная деятельность” (пример - конвейер); 3) имеет место одновремен­ное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - “совместно-взаимодействующая деятельность” (пример – спортивные коман­ды, научные коллективы или конструкторские бюро).

3. Виды взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт), их характеристика.

Наибо­лее распространенным является дихотомическое деление всех воз­можных видов взаимодействий на два противоположных вида: ко­операция и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основ­ных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкурен­ции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппози­ции, ассоциации и диссоциации и т.д

За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную де­ятельность, представляющие собой определенного рода препятст­вия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает ко­ординацию единичных сил участников (упорядочивание, комби­нирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходи­мый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

А.Н. Леонтьев выделяет две основные черты совмест­ной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого, так как ре­зультат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что “предмет” и “мотив” деятельности не совпадают.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совмест­ной деятельности? Средством такого соединения являются раз­вившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Важным показателем “тес­ноты” кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включеннос­ти в него.

Что касается другого типа взаимодействий– конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте (см. раздел 5). Конкуренция (от лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противник

4. Внушение и заражение их взаимосвязь и различия

Воздействие одного партнера по общению на другого имеет цель изменить или сформировать установки последнего путем предоставления ему определенной информации. Эффект воздействия на челове­ка зависит не только от того, каково содержание этой информации, но и от того, какие механизмы воздействия исполь­зовались:

Зараже­ние представляет собой передачу определенного эмо­ционально-психического настроя отодного человека к дру­гому, основанную на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, сме­хом и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (оратора) и количества слуша­телей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.

Внушение – социально-психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо (а иногда и против) их воли, механизм которого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию. Внушение также основано на апелляции к бессозна­тельному, к эмоциям человека, но уже вербальными, сло­весными средствами, причем оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном со­стоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информа­ции. Нося вербальный характер, внушение отличается усиленным экспрессивным компонентом. Очень велика здесь роль интона­ции голоса, которая выражает убедительность, авторитетность, значи­тельность слов.

5. Действие заражения в условиях паники.

Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (оратора) и количества слуша­телей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.

6. Личность в общении.

Общение – это средство выражения межличностных отношений. Сама личность, с одной стороны, – “продукт” социальных связей, а с другой, – их созидатель, активный творец. Значит важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором “социальном контексте” [1].

Этот “кон­текст” представлен системой реальных отношений личности с внеш­ним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом много­численных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отноше­ний: общественные отношения и “пси­хологические” отношения личности (Мясищев В.Н.).

Находясь в ситуации постоянной включенности в те или иные группы, человек выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как не­повторимая личность. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социаль­ной роли вызывает, в свою очередь, в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений и межличностных ролей – ролей, обусловленных именно психологическими особенностями человека, проявляющимися во взаимодействии с окружающими.

7. Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности и общения.

В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индиви­дуальных усилий отдельного человека со всей системой коллек­тивных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность

В понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

* деятельность и общение рассматриваются не как параллельно су­ществующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны соци­ального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми

* общение понимается как определенная сторонадеятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее эле­мент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (Леонтьев А.Н.);

* общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации (А.А. Леонтьев). Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения. Посредством общения дея­тельность организуется и обогащается. Построение плана совмест­ной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласо­вание” деятельностей индивидуальных участников.

В процессе общения уста­навливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмо­циональных состояний. Общение – это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения – это внут­ренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъ­ектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровож­дается эмоциональным переживанием: положительным, индиф­ферентным или отрицательным.Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение и раскрывают характер межличностных отношений. Структуру взаимодействия представляют следующие коммуникативные операции, осуществляемые участниками взаимодействия в процессе выполнения задач совместной деятельности:

1) начало контакта (фактические операции; операции обращения);

2) поддержание контакта: а) информационные (информирование-разъяснение, пояснение, рассуждение, уточнение, суждение-высказывание, вопрос); б) информационно-оценивающие (мнение-оценка, запрос мнения-оценки); в) управляющие (советы, просьбы, указания, предложения, приказы-команды, запреты, угроза); г) согласующие (согласие на выполнение действия, принятие, отказ); д) адаптивные (шутка, молчание); е) личностно-оценивающие (лесть, поощрение, унижение, оскорбление).

Конкретным содержанием данной системы коммуникативных действий являются следующие коммуникативные задачи, направленные на реализацию общих целей деятельности в конкретной ситуации взаимодействия:пеpедача инфоpмации о пpоцессе совместной деятельности; изменение поведения другого;оценка действий партнера и сообщаемой им инфоpмации;изменение эмоционального фона совместных действий;изменение личностных установок другого и т.п.

Таким образом, общение как интеpакция пpедставляет собой процесс взаимо­действия индивидов, обменивающихся социальными действиями в це­лях изменения поведения дpуг дpуга или сохpанения существующих социальных позиций-ролей (взаимоотношений) в pамках совместной деятельности.

8. Методика Бейзла для наблюдения за процессом социального взаимо­действия.

Одна из наиболее известных попыток разработки типологии взаимодействия принадле­жит Р. Бейлсу. Он разработал схему, позволяющую по еди­ному плану регистрировать различные виды взаимодействия в груп­пе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реаль­ные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весь­ма обширным (около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдае­мые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее прояв­ления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Схема Бейлса получила широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказан­ных в ее адрес. Замечания эти сводятся к следующему:

Наши рекомендации