Глава 1. Разговор ребёнка с незнакомцем: 4 шага к прекращению беседы

Шаг 1.Оцениваем ситуацию.
Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.

Шаг 2.Держим дистанцию!
Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.

Шаг 3.Умело пресекаем разговор на 5-й секунде.
Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.

Шаг 4.Уходим в безопасное место.
Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.

Научите ребёнка разговаривать с незнакомцем. Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить» ребенка или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован. сноска[2]

Глава 2. БЕСЕДА РЕБЕНКА С НЕЗНАКОМЦЕМ: ВАРИАНТЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ РАЗГОВОРА

Разговор с незнакомцем всегда представлял трудность не только для ребенка, но и для взрослого человека. Сразу определимся в терминах.
Ребенку можно объяснить категории людей:
— Незнакомый человек– это человек, которого не знают твои родители и, которого не знаешь ты.
— Знакомый человек– тот, кого знают и родители, и ребенок. Это люди, про которых родители четко сказали: «Сынок (дочка)! Этим людям мы доверяем. Можешь их не бояться и всегда обращаться к ним за помощью». При этом сам сын или сама дочка должны тоже сказать: «Да, мама и папа, я тоже доверяю этим людям и не боюсь с ними оставаться».

Итак, с понятием «незнакомый человек» в первом приближении мы разобрались (сноска[3]). Вернемся к анализу сложностей разговора с незнакомцем (сноска[4]). Дети, как и вы, считают, что не вежливо перебивать взрослого, уважаемого (по идее) человека, поэтому сначала ждут окончания обращенной к ним фразы, а потом пытаются извиниться и уклониться от беседы. Первая фраза длится секунд 10. В течение этого времени незнакомец может быстро подойти к ожидающему окончания фразы вежливому ребенку и попытаться его схватить. Что же делать?
Я считаю, что ребенок (взрослых это, кстати, тоже касается) имеет много шансов на благоприятный для него выход из разговора, если будет действовать по следующей схеме:
Шаг 1. Оцениваем ситуацию.
Шаг 2. Держим дистанцию!
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде.
Шаг 4. Уходим в безопасное место.

Почему такое серьезное внимание необходимо уделять быстрому выходу из разговора?
Анализ происшествий, связанных с исчезновением детей, показывает, что детей в подавляющем большинстве случаев уводят с помощью обмана, то есть дети сами уходят за злоумышленником.

Рассмотрим варианты пресечения разговора - сноска[5] (наведите на ссылку или прочтите в конце документа)

Обучая детей, нужно делать акцент не на том, что не должен говорить ребенок, а на том, что он должен сказать, чтобы разрядить ситуацию, не обозлить незнакомца и, не подвергая себя опасности, быстро покинуть место нежелательной беседы. После того, как ребенок окажется в безопасности, он должен рассказать обо всем родителям, учителям или другим знакомым взрослым. А расскажет он или нет – это зависит от того, какие отношения сложились у ребенка с его родителями. К установлению добрых и доверительных отношений и нужно стремиться, уважаемые родители!

Наши рекомендации