Познание, общение, творчество
Теперь уже общепризнано, что общение нельзя сводить к речевым контактам людей друг с другом и только к обмену их той информацией, которая заключена в речи, обращаемой ими друг к другу. В общении участники его преследуют определенные цели. Их побуждают к нему какие-то мотивы. На характеристики его всегда влияет ситуация, в которой оно протекает. Но, перечисляя все эти относящиеся к общению особенности, безусловно, надо прежде всего помнить: взаимодействуют в общении друг с другом люди, которые являются личностями и, контактируя друг с другом, они выступают друг для друга в качестве объектов и субъектов познания. И от того, какие характеристики, проявляя себя в этом качестве, они обнаруживают, зависит очень многое как в конкретной картине их общения, так и в его результатах.
Как объекты познания участвующие в общении люди могут отличаться большей или меньшей открытостью перед другими участниками общения, обладать более богатой или более бедной мимикой, актерскими способностями, чтобы формировать о себе нужное им впечатление, или таковых не иметь вовсе. И особенностями своего физического облика, оформления внешности они также могут подталкивать вступающих с ними в контакты людей к очень определенным суждениям о себе — о состоянии своего здоровья, о характере переживаемых эмоций, о своих вкусах, о материальном достатке, о своих привычках и т. д. Понятно также, что и своим поведением, осуществляемыми действиями человек в момент контакта с другими людьми тоже дает им информацию о себе.
Еще более длинный ряд более простых и более сложных психических характеристик отмечается у человека; когда ему приходится проявлять себя в качестве субъекта познания во время общения. Однако прежде чем раскрывать все
эти характеристики, надо, наверное, помнить не только о том, что по степени сформированности их, а также по их наличию люди будут очень сильно отличаться друг от друга, но что и само проявление этих характеристик будет зависеть от того, какие цели преследует человек, общаясь с другой личностью.
Если, начиная общение, ставить перед собой цель ответить себе на такие трудные вопросы: что представляет из себя другой человек и почему он такой? У решающего эту задачу в общении человека будет мобилизована одна степень его познавательных ресурсов. Если же будет преследоваться другая цель, например, вступив в общение с каким-то человеком, убить время, то это повлечет совсем другой уровень активности, также связанный с познанием этого человека.
И не только уровень познавательной активности, проявляемой человеком в общении, но и внешняя или внутренняя концептуальная схема, которой пользуется человек для оценивания другой личности, зависит от поставленной проблемы. От того, в чем ее суть, будут зависеть и направленность внимания, и особенности фиксируемой в образах восприятия информации, даваемой обликом и поведением другого человека, и характер ее отбора, систематизации и обобщения в понятиях, относящихся к расшифровке личностной сути этого человека, и работа памяти и воображения, инициируемая впечатлениями, которые вызвал о себе этот человек.
Что же касается сравнительно устойчивых характеристик, которые обнаруживаются у человека, когда он оказывается в роли субъекта познания других людей, то они многочисленны и их можно классифицировать по разным основаниям (Г. М. Андреева, Б. А. Еремеев, В. Н. Куницы-на, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, В. Н. Панферов, Л. А. Петровская, А.У. Хараш и др.).
Я же хочу предварить раскрытие и группирование этих характеристик одним очень важным психическим свойством личности, которое определяет многие их параметры. Свойство это — наличие у человека отношения к другому человеку как к ценности или его антипода — отношения к нему как к лишенной души вещи. Кардинальная разница в этих отношениях глубочайшим образом влияет на развитие и на работу интеллекта личности, когда он оказывается направленным на познание и на оценку ^другого человека.
.
Нужно, чтобы люди испытывали потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек,— писал К. Маркс. Если такая потребность у человека формируется, то у него одновременно во всех составляющих его интеллект элементах нарабатываются характеристики, дающие ему возможность знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти. (В.Н. Мясищев).
У первых, для которых типично отношение к другому человеку как к ценности, внимание, восприятие, память, воображение, мышление оказываются более продуктивно и результативно функционирующими, чем у вторых. И это прежде всего выражается в более глубоком постижении личностной сути другого человека, в схватывании его индивидуально-неповторимого своеобразия.
Многими исследованиями в психологии (А. Б. Добро-вич, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов и др.) установлено, что наличие у человека постоянно интереса к другим людям усиливает сосредоточенность его внимания на них, делает более яркими и содержательно насыщенными его образы восприятия их, активизирует извлечение им из своей памяти представлений, связанных с прошлым опытом общения, могущих помочь лучше понять тех, с кем ему приходится общаться сейчас, интенсифицирует деятельность воображения, чтобы по особенностям экспрессии и вообще по поведению участников общения судить об их отношении к происходящему, активизирует работу его мышления по выявлению наиболее существенного в фиксируемой у них по ходу общения информации, чтобы на основе ее сделать верный вывод о каждом из тех, с кем пришлось общаться.
Поскольку при контактах с другими людьми у человека с гуманистическим отношением к ним постоянно срабатывает установка выявлять индивидуально неповторимое своеобразие каждого человека и достоинства, которые этот человек в себе несет, то у него, в его опыте общения, не наблюдается образования и накопления в большом числе стереотипов, через призму которых он на каждом шагу преломлял бы внешний и внутренний мир других людей, усредняя и искажая таким образом их личностные особенности.
Недостаток многих людей, мешающий им нормально строить свои контакты с другими людьми, состоит именно в том, что они не могут, оценивая людей, преодолеть сло-
жившихся у них в прошлом опыте общения стереотипов и, говоря образно, торопятся приклеить к своим новым знакомым ярлык. А уж когда ярлык приклеен, они считают, что носитель его обязан во что бы то ни стало оправдать ожидания автора ярлыка.
Снова возвращаясь к тем людям, у которых отмечаются отличающая их от других людей большая сосредоточенность на глубоком восприятии каждого данного человека и активная работа мысли при определении его сути, следует заметить, что исследования (В. В. Джое, Г. В. Дьяконов, Т. И. Пашукова, К. М. Романов и др.) выявляют высокое развитие у них интуитивной формы проникновения во внутренний мир других людей — способности постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательства. Осмысление данных восприятия осуществляется у познающего другого человека субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в порядке мысленного замыкания непосредственно от исходных данных к результату; у него происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение психологической изнанки какого-то факта поведения или всей личности другого человека.
Изощренный громадным опытом глаз мудрого педагога без рассуждений, по незначительным (если брать мнение неопытного наблюдателя) признакам сразу схватывает характер состояния, переживаемого учеником, и причастность или непричастность этого ученика к какому-либо событию, которое только что произошло в классе. Опытный руководитель по небольшому числу фактов поведения другого человека мгновенно решает, к какому типу личности этот человек относится, а потом уже обосновывает правильность своего чутья. Начав общаться с новыми для себя людьми, бывалый человек по некоторым, мало бросающимся в глаза особенностям их экспрессии сразу догадывается, какое он на этих людей произвел впечатление.
Ошибочно было бы полагать, что во всех подобных случаях проявляется какая-то мистическая способность ума, наитие и пр. Способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается у индивида по мере накопления опыта общения и совместной деятельности с разными людьми, в ходе анализа и обобщения им этого опыта. Ин-
туиция, являющаяся одним из способов осознания человеком действительности, представляет любой такой феномен, в котором тесно связаны восприятие мышления и чувство. Истинность знания о другом человеке, получаемого интуитивным путем, находится в прямой зависимости от уровня развития в познающей личности качеств психолога-практика и от сложности явления, которое путем интуиции в другом человеке познается. Широкий и разнообразный запас хорошо систематизированных впечатлений о других людях, накопленный человеком в ходе прямого контакта с людьми и преломленный им сквозь призму научно-теоретических знаний о личности, — важнейшее, но не единственное условие высокой продуктивности интуиции.
Помимо этого, необходимым условием интуитивного постижения состояния другой личности, ее отношения к человеку, у которого отмечается интуиция, является наличие у этого человека способности к децентрации, которая выступает в повседневной жизни как развитое до высокой степени умение ставить себя на место другого человека, влезать в шкуру другого человека. Эта способность тоже не в одинаковой степени присуща людям. Например, у личности авторитарного склада она почти отсутствует, зато очень выражена у личности, относимой к демократическому типу.
Еще одним существенным условием постижения человеком другой личности интуитивным путем является при~ сутствие у него среди прочих качеств так называемой эм-патии — способности чувствовать чужую боль как свою, переживать чужую радость как свою.
Эмпатия, если рассматривать ее проявление у взрослого человека, обычно выступает как очень сложное психологическое образование, в котором познавательные и эмоциональные процессы оказываются связанными друг с другом теснейшими зависимостями.
Так, внимание к мельчайшим колебаниям в экспрессивном поведении человека, восприятие в целом этого поведения, правильное оценивание переживаний, которые за ним стоят, и причин, которые их вызывают, а также умение мысленно войти в состояние этого человека являются совершенно обязательным условием возникновения у личности состояния сонастроенности на переживания другого человека. И, наоборот, сама эта сонастроенность,
если она возникла, как показывают факты, всегда более или менее сильно влияет на ход и результаты дальнейшего познания личностью этого человека.
Вместе с тем, объективности ради, следует сказать, что в психологии есть работы, авторы которых (А. Ф. Кольев, Т. А. Флоренская и др.) утверждают, что даже для познания другого человека на уровне интуиции нельзя позволять себе растворяться без остатка в его переживаниях и влезать, так сказать, и умом, и сердцем полностью в его шкуру. По их мнению, у человека, для которого другая личность — ценность, конечно, должна быть развита способность к децентрации, должна быть у него и способность к эмпатии — сопереживанию. Однако, чтобы удержаться на позиции объективного видения другого человека и его правильной оценки, человек должен уметь занять положение вненахо-димости и осуществлять постоянное слежение и за собой, внося вовремя психологически целесообразные коррективы и в процесс познания другого человека и в свое поведение в акте общения.
Раздумывая о причинах озарения, когда на уровне интуиции мы начинаем вдруг отчетливо понимать внутреннюю суть какого-то человека, которая до этого от нас была скрыта, надо иметь в виду и роль в этом процессе подсознания. Мы ведь не все отражаем,встречаясь с другим человеком, на уровне сознания. Большее из того, что являет он нам, оседает в нашем подсознании.
Во многих исследованиях (Г. В. Дьяконов, Ю. Н. Ка-рандышев, А. П. Кемпинский, В. Н. Куницына, В. Н. Мя-сищев, П. М. Якобсон и др.) замечено, что по мере своего развития человек все более настраивается действовать, и в связи с этим все меньше обращает внимание на то, что чувствует другой человек. Он обращает внимание главным образом на его поведение. Другими словами, в межчеловеческих контактах большую роль играет маска, нежели действительное эмоциональное состояние.
Таким образом, напрямую воспринимая и поведение и маску, прикрывающую это поведение человека, личность отвечает соответственно своими действиями на них. Но при этом некоторые экспрессивные признаки истинного отношения человека к личности, которые он не в силах скрыть, тоже фиксируются ею, но только ее подсознанием. Накапливаясь при повторяющихся актах общения, следы таких фиксирований в какой-то момент, говоря образно,
достигают критической массы, и личность уже на уровне своего сознания вдруг определяет, о чем они говорят. И после этого она совершенно по-новому начинает думать о чувствах человека, с которым она общается, и соответственно оценивать его поведение.
В реальном процессе общения и образы восприятия, которые возникают у участников общения, и мысли, которые появляются у них при этом друг о друге (или в результате раздумий по поводу увиденного и услышанного или интуитивным путем), выполняют своеобразную осведомительную роль: они заключают информацию о состоянии собеседника, об его отношении к партнеру по общению, о степени его уверенности и о многом-многом другом. Но одновременно они выполняют и регулирующую роль. Они заставляют каждого участника общения, конечно, не упуская из вида цель, которую он преследует, под влиянием этой информации вносить больше или меньше коррективы в свое поведение. И какими эти коррективы оказываются, это опять будет связано с особенностями личности общающихся. Одни отреагируют на эту информацию формально. Другие — творчески. И, конечно, при этом не может не сказаться стиль обращения с людьми, усвоенный человеком. Если иметь в виду формальное реагирование, то к нему можно, например, отнести неискренность ответа, попытки манипулирования собеседником, действие по привычке, а не с учетом ситуации и особенностей партнера по общению. Наверное, понятно: формально общаясь, мы травмируем людей, создаем нездоровый психологический климат во взаимоотношениях с ними. Иное — творческое общение. В этом случае личность, отталкиваясь от гуманистической парадигмы, пытается строить общение таким образом, чтобы оно, даже если в нем не удовлетворяется цель, которую преследует собеседник, было проникнуто уважением к нему, не ущемляло бы его человеческого достоинства. А для этого от его партнера по общению требуется очень многое: по своей натуре быть не манипулятором, а актуализатором (Э. Шостром), обладать широчайшим набором способов обращения с человеком, чтобы из этого богатства выбрать как раз такой прием, который был бы адекватен ситуации, в которой происходило общение и, будучи соотнесенным с особенностями индивидуальности собеседника, актуализировал бы светлые стороны в его Я.
Разумеется, что в разных видах общения и мера творчества и характер самого этого творчества в них будут варьировать. В кратковременном социально-ситуационном общении (пассажиров в метро, у покупателей, стоящих у прилавка, и т.п.) элемент творчества, о котором выше шла речь, будет минимален. В деловом общении, в котором никуда не уйти от ролей, которые выполняют взаимодействующие в нем люди (начальник и подчиненный, педагог и учащийся, врач и больной, следователь и правонарушитель и т.д), творчество, если ролевое взаимодействие людей поднимется над формальным, всегда налицо. Однако в этом случае на его психологическое содержание и формы осуществления влияет та деятельность, которой заняты выполняющие ее люди. Например, думающий руководитель так стремится построить свой диалог с подчиненным, чтобы последний настроился на большую отдачу себя работе, на поиск более продуктивных по получаемым результатам способов выполнения производственных заданий. Или талантливый педагог таким образом инициирует свой диалог с учащимся, чтобы последний в своем решении учебных задач не останавливался лишь на воспроизведении способов нахождения правильного ответа, показанных учителем, а активно искал столь же продуктивные на свои. Причем, творчество в общении и в первом, и во втором случаях не исчерпывается лишь одним, так сказать, производственным аспектом взаимодействия. Оно одновременно направлено и на то, чтобы создать в первом нашем примере у подчиненных, а во втором — у ученика психологически благоприятное для работы по способностям настроение и высокую мотивационную включенность в работу именно на таком уровне.
В межличностном общении психологический оптимум достигается тогда, когда один участник общения чувствует другое ТЫ столь же сильно как собственное «Я». На познавательном уровне при таком общении каждый из них должен ориентироваться уже не на роль, а на индивидуальность другого человека, а в ней — на наиболее позитивные черты.
Подлинное межличностное общение — это непременно диалогическое общение. И многие его знатоки (В. Н. Мяси-щев, К. Роджерс, А. С. Спиваковская, Т. А. Флоренская) считают, что в нем устанавливаются контакты не между будничными и порой эгоистическими Я людей, а между их
высшими (духовными) Я. И для такого общения характерны безоценочное принятие друг друга, эмпатия и конгруэнтность или, лучше сказать, психологическая совместимость.
Когда великий гуманист, писатель и патриот своего отечества — Франции Антуан де Экзюпери высказал утверждение, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения, он, очевидно, имел в виду именно последний вид общения. Очень точно сказал о таком общении А.Б. Добрович, заметив, что оно «соединяет в себе самые привлекательные черты игрового и делового (живой интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спонтанности, совместный поиск истины, благородное стремление к единодушию и согласию). Но к этому оно прибавляет еще что-то свое, необычайно сильное, делающее контакт незабываемым»1. И это «что-то» — духовность.
Из краткого рассмотрения межличностного взаимодействия, каким является в жизни общение людей, видно, как тесно в нем переплетены процессы познания участниками общения друг друга, их отношения и их обращение друг с другом, какую большую роль в нем играет творчество, и как сильно меняются все его характеристики, когда изменяется вид самого общения, в котором соучаствуют конкретные люди.
Хотелось бы, чтобы после всего прочитанного выше у читателя статьи сложилось бы вдумчиво внимательное отношение к процессу своего общения с другими людьми. И он начал бы вырабатывать у себя привычку искать и постепенно формировать у себя такой стиль общения, в котором на основе устойчивого интереса к людям проявилось бы ярко стремление глубоко постичь личностную суть каждого из них и очень творчески строить свои контакты с ними.