Архитектурно-пространственная организация жилой среды
Основные эстетические характеристики интерьера как композиции проявляются в построении развивающегося во времени пространства, т.е. образ целого создаётся в движении, организованной последовательности восприятия отдельных элементов, основанной на их визуальной связи. Последняя, получив первотолчок от функции, в композиции целого приобретает качества композиционной связи. Особая роль в образовании таких связей принадлежит пространственным осям. Наличие их в пространственной системе фиксирует направление развития, активно воздействует на сознание людей, организуя движения и ориентируя их в пространстве. Соответствуя связям внутренних пространств между собою и с внешней средой, ось является, таким образом, одним из средств композиции, определяющих порядок и организацию архитектурного пространства.
По отвлечённым видам осевых построений различают:
- пространства, скомпонованные вдоль оси (симметрично или асимметрично);
- пространства, фронтально организуемые вдоль светового фронта;
- пространства, развитие которых происходит направлено к центральному ядру квартиры;
- пространства, развитие которых происходит от условного центра к периферии.
Аналогичные формы можно видеть и в различных приёмах организации пространства жилой ячейки.
Например, в галерейных и блокированных домах квартиры имеют вход с торца – построение пространства в них чаще всего организуется одной продольной осью. Развитие их, начиная от входной зоны, идёт в глубину и направлено к открытому внешнему пространству. Для односторонних квартир характерно фронтальное построение пространств, последовательно раскрывающихся вдоль светового фронта, и обращённых во вне. Интерьерам подобных квартир свойственна анфиладность, особенно в случаях расположения входной зоны с угла жилой ячейки. Концентрическое построение пространства вокруг главного ядра как ведущего принципа проявляется в двух направлениях:
- организуемые пространства обращены к центру (все типы квартир, имеющих в своей композиции дворики, или зелёные комнаты);
- развивающие пространства, направленные от условного центра квартиры к периферии, обращены во внешнее окружение. Обычно это квартиры с трёхсторонней ориентацией и свободным периметром светового фронта.
Тот или иной принцип построения пространства, устанавливающий самый общий порядок, в конкретном интерьере проявляет себя только как определённая закономерность. Требуется же решить задачу архитектурно осмысленной системы, следовательно, принятый принцип должен быть ещё выражен в художественной форме.
Необходимое условие художественной организации пространственной системы – её целостность (или единство). Это один из фундаментальных принципов композиции, форма проявления которого сводится к визуальной уравновешенности динамичности пространственной системы. Приёмы создания единства композиции – выявление главного и второстепенного. Чёткая дифференциация и соподчинённость элементов архитектурной системы – основа её художественной выразительности.
Существуют профессиональные приёмы, устанавливающие иерархию значимости её элементов. Контраст – основное средство выявления доминирующего и подчиняющего начала в архитектурной композиции. Это может быть контраст формы, размера, пропорций пространств, места положения их в системе осей и формы связи как с внутренними пространствами, так и с внешним; контраст качественной значимости пространственных осей, что тесно взаимосвязано с выражением значения и значимости отдельных пространств в композиции и контраст приёмов разработки, способствующих установлению качественных различий.
Очень часто главным элементом композиции квартиры становится общая комната, так как она самое большое, парадное помещение, обусловленное и психологическим тяготением к нему как общесемейному центру общения. В этой квартире главенство помещения в композиции поддержано симметричным расположением его на главной пространственной оси. Но нередки случаи, когда доминирующим элементом композиции квартиры становится незначительное по размерам и функциональному содержанию помещение, чему способствуют такие свойства формы пространства, как статичность одних и динамичность других, а в связи с этим и роль каждого в создании композиции.
Пространство помещения с преобладанием одной из осей плана характеризуется направленностью своего развития, оно ориентирует на движение, ему свойственна динамичность. Помещения с формой плана в виде квадрата, круга, многогранника обладают свойством уравновешенности – их пространственная форма не выражает направленности развития, им присуща статичность. Такое пространство способно «принять на себя» развитие других, как бы остановить движение. Появляется определённая зависимость, подчинённость динамичных форм пространства статическому, как началу развития, которое при этом может стать организующим элементом композиции интерьера независимо от его размера.
В современной практике проектирования жилища имеется немало примеров квартир, в плане которых ограждающие стены помещений не вписываются в прямоугольную сетку координат. В подобных случаях помещения могут оказаться сложных очертаний, с ярко выраженной динамикой. При этом общее пространственное построение бывает не лишено необходимого порядка и художественных достоинств. Соподчинённость элементов в пространственной композиции здесь может не выступать в столь явной, лапидарной форме.
Понять закономерность построения пространственной системы квартиры помогает лёгкость ориентации в ней. Практически с решением плана жилой ячейки программируется и поведение человека в организуемой пространственной среде, следовательно, простота и ясность ориентации – одно из необходимых качеств проекта. Если организация пространства даёт такое ощущение, оно вселяет чувство уверенности и порядка. При этом следует учитывать, что направления, которые задаются человеку объективно, воспринимаются им во взаимосвязи с его положением в пространстве. С особой убедительностью такая взаимосвязь проявляет себя при входе в квартиру. Здесь могут быть два решения: нужно ли прямо по ходу продолжать движение к основной цели или требуется повернуть в одну из сторон. В первом случае будет обеспечена оптимальность ориентации, во втором – непременно возникнет психологическое напряжение, затрата энергии. Поэтому в намеченной программе движения важно положение передней в общей системе пространств. Неслучайно, решая план жилой ячейки, проектировщик добивается прямой связи передней с главным пространством и максимального раскрытия в него. При этом небезразличной будет и такая деталь, как место входной двери и способ открывания её.
Особенно велико значение визуальной связи с естественным светом в организации движения в квартире. Большое значение придаётся связи внутренних пространств жилой ячейки с внешней средой в формировании её композиции. В установлении такой связи особыми свойствами обладают летние или приквартирные пространства, такие, как балконы, лоджии и др. Это своеобразная переходная зона от закрытых пространств к открытому, где угол обзора внешнего окружения в несколько раз больше, чем через окно, поэтому они способствуют более полному восприятию окружающего пейзажа и чувству единства с ним.
Связь внутренних пространств с внешним достигается в случаях использования в планировке квартир встроенных двориков или зелёной комнаты.
Этот тип квартир имеет разнообразные решения, которые могут быть сведены в зависимости от местоположения дворика в общей структуре жилой ячейки к трём принципиальным схемам. Квартиры с Г-образным планом получили наибольшее распространение и проектируются во всех типах домов; с полуоткрытым и замкнутым двориком – в основном используются в малоэтажном строительстве.
Во всех случаях дворик обеспечивает возможность устройства световых проёмов в помещениях квартиры, а обращённость их в пространство двора способствует ему стать главным элементом композиции. Значимость дворика в композиции квартиры может быть подчёркнута средствами озеленения, разработкой пола. Остеклённые эркеры, ленточные окна также могут в определённых условиях играть роль связующих элементов.
В большей мере способствует зрительному объединению внутренних и наружных пространств использование приёма, при котором поверхности стен, потолка или пола продолжаются за пределы интерьера. Выполненные в одном характере такие элементы, находясь одновременно в интерьере и в открытом дворике, создают впечатление единого пространства.
Образно-эстетические качества жилища
Эстетика жилища
Эстетические качества жилого дома – результат осмысления целого ряда объективных факторов: природно-климатических условий, градостроительной ситуации, объёмно-планировочной структур дома, его конструктивной схемы, технологии возведения и наконец, строительных материалов.
Предметное воплощение эстетических идеалов и традиций в архитектуре жилища осуществляется в ходе его формообразования на всех уровнях: застройка – дом – крупная пластика дома – деталь – квартира. На каждом таком уровне решаютсясвои композиционныезадачи, и каждый из них одинаково важен для создания эстетически полноценной жилой среды. Однако успех здесь возможен лишь в той мере, в какой архитектор понимает архитектурную взаимосвязанность всех составляющих жилой среды и умеет объединить их общим художественным замыслом.
В условиях массового жилищного строительства, а оно останется таковым, пока не будет в целом решена жилищная проблема, эстетическая выразительность жилых зданий будет зависеть от совершенства индустриального домостроения. Поэтому художественное осмысление его принципов и совершенствование технологий с учётом эстетических требований сохранит свою актуальность в деятельности архитекторов.
Основные конструктивные элементы
Предназначение гражданских зданий – для обслуживания бытовых, культурных и общественных потребностей человека.
В категорию гражданских зданий входят:
Жилые здания –многоквартирные многоэтажные и малоэтажные дома, общежития и гостиницы, одноквартирные дома усадебного типа, временные жилища на стройках и разработках.
Жилые здания по этажности делятся на:
- одноэтажные;
- малоэтажные – высотой до 3-х этажей;
- многоэтажные - от 4-х до 9-ти этажей;
- здания повышенной этажности – от10-ти до 20-ти этажей;
- высотные – высотой более 20-ти этажей
- смешанной этажности, в которых сочетается одноэтажная и многоэтажная застройка.
Этажи зданий имеют определённые названия:
- подвал – этаж, заглубленный в землю;
- цокольный или полуподвальный – этаж, заглубленный в землю менее чем на половину его высоты;
- мансардный– этаж в объёме чердака;
- основные– надземные этажи, расположенные непосредственно над землёй, над подвалом или над цокольным этажом и обозначаемые порядковыми номерами, начиная с 1-го.
- технические – промежуточные этажи, устраиваемые в зданиях повышенной этажности и высотных для размещения инженерного оборудования.
Число этажей в здании указывается по числу основных этажей, не считая подвального, цокольного и технических этажей. Цокольный этаж включают в число надземных этажей в том случае, если верх его перекрытия возвышается над уровнем земли не менее чем на два метра.
При названии здания указывают наличие подвала, цокольного этажа или мансарды, например, «жилой шестиэтажный дом с подвалом», «двухэтажный дом с мансардой».
Конструктивные элементы, из которых состоит каждое здание, делят в соответствии с их основным назначением на две группы конструкций: несущие и ограждающие.
Несущие конструкции –воспринимают нагрузки, возникающие в здании, и обеспечивают его прочность и устойчивость. Основной конструкцией, воспринимающей все нагрузки, возникающие в здании, является несущий остов здания,состоящий из вертикальных несущих элементов (стен, столбов, стоек, колонн и др.), поддерживающих горизонтальные несущие элементы конструкций (прогоны, ригели, балки, стропильные фермы, арки, настилы и панели перекрытий и покрытий).
Через несущий остов нагрузки передаются на фундаменты, сваи и др.
Действующие на здание нагрузкислагаются из:
постоянных – собственный вес всех строительных конструкций, как несущих, так и ограждающих, а также вес и давление грунта.
временных:
- временно длительных (вес установленного в здании стационарного оборудования, нагрузки на перекрытие в помещениях архивов, книгохранилищ, библиотек и т.п.);
- кратковременно действующих (мебель и лёгкое оборудование, вес толпы (кроме трибун стадионов, в спортивных залах, фойе кинотеатров, клубов, театров и т. д.), вес снегового покрова, давления ветра, а также температурные климатические воздействия).
Ограждающие конструкции – защищают здание от атмосферных воздействий, изолируют его от внешнего пространства и, кроме того,разделяют внутренний объём на отдельные этажи и каждый этаж на отдельные помещения.
К ограждающим конструкциям относятся: наружные стены, фонари, окна и двери, покрытия, внутренние стены и перегородки, надподвальные, междуэтажные и чердачные перекрытия.
Наружные стены бывают: несущие, самонесущие, ненесущие.
Несущие – воспринимают кроме нагрузок от собственного веса и давления ветра также нагрузки от покрытий (крыш), перекрытий и др.;
Самонесущие – воспринимают нагрузку только отсобственного веса стен всех этажей здания и от давления ветра;
Ненесущие– воспринимают нагрузки только от собственного веса и от давления ветра в пределах одного этажа и одной панели.
Перекрытие – горизонтальная конструкция, разделяющая этажи друг от друга и воспринимающая нагрузки от веса людей и оборудования.
Надподвальные– расположенные между первым этажом и подвалом;
Междуэтажные – разделяющие надземные этажи здания (нижняя его поверхность является потолком нижележащего этажа, а верхняя – полом этажа, расположенного выше перекрытия).
Перекрытие обычно состоит из несущей конструкции – плит и балок (опирающихся непосредственно на стены или колонны или на ригели) и чистого пола. Ригели опираются на несущие стены или колонны.
Покрытие или крыша – конструкция, защищающая здание от атмосферных осадков. Состоит из конструктивных несущих элементов, воспринимающих нагрузки от собственного веса покрытия, снегового покрова и давления ветра, и ограждающих элементов, предназначенных для отвода атмосферных вод, защиты здания от дождя и снега, от потерь тепла через покрытие.
Кровля – верхний внешний элемент ограждающей части покрытия, непосредственно подвергающийся атмосферным воздействиям.
Кровля состоит из несущей части (в виде обрешётки, настила) и ограждающего или водоизолирующего покрова (рулонный ковёр, черепица и т.д.).
Чердак – неотапливаемое пространство крыши под кровлей, состоящее из стропильных несущих конструкций, по которым укладывается кровля.
Перекрытие, отделяющее верхний этаж здания от чердака, называется чердачным.
Совмещённая крыша или бесчердачное покрытие - совмещённые в одной конструкции чердачное перекрытие и кровля, устраиваемые при пологих, а также плоских кровлях.
Залы, комнаты, др. помещения – внутреннее пространство здания, разделяемое перегородками и внутренними стенами. В наружных стенах устраивают дверные и оконные проёмы с соответствующим заполнением оконными и дверными блоками.
Лестницы, лифты, эркеры, балконы, лоджии, крыльца, цоколи, карнизы и др. – элементы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации зданий.
В комплекс здания входят, кроме того, сантехустройства и инженерное оборудование, а также встроенная мебель – стенные шкафы, антресоли, оборудование кухонь и др.