Вопрос 1. Понятие «профессиография».

ПРОФЕСИОГРАФИЯ

Курс лекций

Красноярск 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

ПРОФЕССИОГРАФИЯ

Курс лекций для студентов

специальности 030301 (020400) Психология

очной формы обучения

Красноярск 2011

Профессиография: Курс лекций для студентов специальности 030301 (020400) / Сост. Ковалевич Т.Ф., Воронцова О.Ю., Попова С.В. - Красноярск: СибГТУ, 2011. - 65 с.

Рецензенты: канд.философ.наук, доцент В.П.Махонина (методический совет СибГТУ)

Курс лекций предназначен для изучения студентами специальности 030301 (020400) Психология учебной дисциплины «Профессиография». Он может быть использован при написании контрольных и при подготовке к лабораторным занятиям и зачету, а также в написании курсовых и дипломных работ.

© Т.Ф. Ковалевич, О.Ю. Воронцова, С.В. Попова

© Сибирский государственный

технологический университет, 2011

Содержание

Введение. 5

Лекция 1 Сущность профессиографии. 6

Лекция 2 Основные понятия профессиоведения. 12

Лекция 3 Методы психологического изучения профессии. 17

Лекция 4 Психологическая классификация профессий. 31

Лекция 5 Принципы профессиографического исследования. 38

Лекция 6 Методы профессиографических исследований. 40

Лекция 7-8 Типы профессиограмм. 43

Лекция 9 Формализованная профессиограмма. 53

Заключение. 59

Библиографический список. 60

Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов. 63

Введение

Важной задачей работы психолога-практика является психологическое сопровождение всех этапов профессионального становления человека. Это и профориентация, профконсультация, профессиональное обучение, наставничество, адаптация молодых специалистов, развитие карьеры, повышение квалификации и т.д. Для квалифицированного психологического воздействия психологам необходимы знания о факторах развития рынка профессий.

«Профессиография» - это учебная дисциплина входит цикл дисциплин специализации: Основы профориентационной и профконсультационной деятельности, Теория и практика профессионального самоопределения, Функциональное состояние трудовой деятельности, Психология управления персоналом и др. Цели дисциплины - усвоение систематизированных научных знаний о различных способах взаимодействия в изменчивом мире профессий, саморегуляции профессиональной деятельности, диагностики профессионального развития. Эта дисциплина объединяет научные знания о профессиографических исследованиях, профессиональном становлении работников, причинах выбора или смены профессий, проблемах профессионализации и дезадаптации.

Курс лекций предназначен для студентов специальности 030301 (020400) «Психология» очной формы обучения. На изучение теоретического курса дисциплины отводится 17 часов и 49 часов на самостоятельное изучение. Итоговой формой контроля является зачет, в ходе которого студент должен показать знание теоретических основ профессиографических исследований, его основных этапов и стадий, направлений и технологий; факторов развития профессиональной деятельности.

Лекция 1 Сущность профессиографии

1. Понятие «профессиография».

2. Цели профессиографического исследования.

3. Предмет и объект профессиографии.

4. Виды профессиограмм.

5. История профессиографии.

Вопрос 1. Понятие «профессиография».

Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике - профессиографии. Термин профессиография происходит от латинского «профессио» - постоянная специальность, служащая источником существования, и греческого «графо» - пишу. Суть данного подхода отражена в самом названии «описание профессий». В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. Понятие профессиография включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Наши рекомендации