Онтогенез мыслительной деятельности
Особенности развития мышления - наглядно-действенный характер; непосредственное оперирование с вещами; обобщение вещей и их свойств; предметный характер; перестройка процесса мышления; целенаправленная мыслительная деятельность; способность к абстрактно-логическому мышлению.
Наглядно-действенное мышление. В процессе психического развития ребенка в основе лежит также практическая деятельность (до 3-х лет мышление наглядно-действенное). Ребенок анализирует и синтезирует познавательные объекты по мере расчленения и объединения.
Наглядно-образное мышление.Возраст 4-7 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной. Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено. Они не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых свойств предмета.
Отвлеченное мышление развивается у детей в школьном возрасте на основе практического и наглядно-чувственного опыта. Овладение понятиями в ходе усвоения основ различных наук имеет огромное значение в умственном развитии детей. К концу школьной жизни учащиеся начинают оперировать целыми классами или системами понятий.
Выделяют определенные мыслительные операции:
Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.
Различают конкретные формы мышления:
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве. Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название «операциональной» (от слова «операция»). В развитии он выделил следующие четыре стадии: Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно 2-х лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках. Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от 2-х до 7-и лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями.
Лучше всего формировать мышление в ходе решения задач, когда человек наталкивается на посильные для него проблемы. Активно разрабатываются методы обучения, направленные на то, чтобы поставить ученика в положение исследователя. Этапы, определяющие ход решения задачи: 1) формулировка вопроса задачи на основе анализа проблемной ситуации; 2) поиск возможных путей решения вопроса, выдвижение гипотез, 3) решение задачи после отбрасывания гипотез, не соответствующих вопросу, 4) проверка решения задачи. В зависимости от доступности содержания задачи решение осуществляется разными способами: наиболее типичен способ проб и ошибок, но развивающие интеллект способы таковы: использование алгоритма, трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи (брейн-ринг, метод мозговой атаки).
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка к-ой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринять субъектом как срыв, неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эм-ное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. теория развития интеллекта в детстве, «операциональной» Ж. Пиаже - основные умственные операции имеют д-стное происхождение. Операция - внутреннее действие, продукт преобразования (интериоризации) внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями с единую систему, основными свойствами к-ой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция). Стадии: 1. сенсорный интеллект. 1-2 лет 2. операциональное мышление - относится к 2-7 лет. проявление эгоцентризма мышления 3.стадия конкретных операций с предметами. 7-8 лет - 11-12 лет. способность ранжировать и объединять предметы по какому-либо измеряемому признаку. 4. стадия формальных операций. 11-12 до 14-15 лет. способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.
А. Осборн (США) «мозговой штурм», предназначен для продуцирования идей или решений.
У. Гордон «синектический штурм» подумайте, как решаются задачи, похожие на данную; попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения; дайте в двух словах образное определение сути задачи; представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники.
метод фокальных объектов - «тигр», а фокальным «карандаш - «полосатый карандаш».
Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта- оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. «Если так, то так.»