Тест по основным вопросам социальной психологии
Обведите пункты правильных ответов:
1. Предметом социальной психологии не являются
а) Личность
б) Социальные группы
в) Индивидуальность
г) Закономерности общения
2. Основным методом академической социальной психологии является:
а) Наблюдение
б) Опрос
в) Социально-психологический эксперимент
г) Социометрия
д) Социально-психологический тренинг
3. Социальная психология является:
а) Частью социологии
б) Частью психологии
в) Оба утверждения верны
г) Оба утверждения неверны
4. П.Н. Шихирев в социальной психологии выделяет:
а) Американскую социальную психологию
б) Западно-европейскую социальную психологию
в) Японскую социальную психологию
г) Отечественную социальную психологию
5. Методы социальной психологии не используются в:
а) Этнопсихологии
б) Психологии рекламы
в) Психологии менеджмента
г) Политической психология
д) Общей психологии
е) Социологии
6. Представителями интеракционизма являются:
а) Г.Келли
б) Дж. Мид
в) А. Бандура
г) Т. Шибутани
д) Л.Фестингер
е) Э. Берн
7. Проблемы социализации в социальной психологии рассматриваются преимущественно в рамках:
а) Интеркационизма
б) Когнитивного подхода
в) Бихевиорального подхода
г) Деятельностного подхода
д) Гуманистического подхода
8. Социальный статус - это:
а) Положение индивида или группы в социальной системе
б) Позиция индивида или группы по отношению к социальным явлениям
в) Состояние психического здоровья
г) Уровень благосостояния члена общества
9. Социальная роль - это:
а) Динамический аспект статуса
б) Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус
в) Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе
г) Это театральный термин
д) Один из механизмов социализации
е) Ни одно из определений не подходит
10. Найдите лишнее:
а) Социальное расслоение
б) Социальный статус
в) Социальные ожидания
г) Социальные санкции
д) Социальные изменения
е) жЖ) Социальная роль
11. Социальная установка - это:
А) Аттитюд
Б) Отношения личности к социальным явлениям
В) Устройство для проведения социально-психологического эксперимента
Г) Результат взаимодействия социальной потребности и социальной ситуации
Д) Ни одно из определений не подходит.
12. Социальная установка не включает в себя аспекты:
А) Когнитивный
Б) Коммуникативный
В) Поведенческий
Г) Эмоционально-оценочный
13. Когнитивный диссонанс - это:
А) Феномен рассогласования взаимосвязанных знаний об объекте или явлении
Б) Межличностный конфликт, обусловленный разными взглядами оппонентов
В) Противоречие между разумом и чувствами
Г) несовпадение точек зрения у партнеров по общению
Д) позиция наблюдателя социально-психологического эксперимента
14. Общение - это, прежде всего:
А) Информационный обмен
Б) Взаимодействие людей в ходе выполнения совместной деятельности
В) Понимание партнера по общению
Г) И то, и другое, и третье
Д) Ни одно из определений не подходит
15. Социальная группа - это:
А) Совокупность индивидов, выделяемых из социального целого по одному или нескольким признакам
Б) Совокупность социальных объектов
В) Социальная прослойка или страта
16. Социальные нормы - это:
А) правила, устанавливаемые социальными группами друг для друга при взаимодействии
Б) эталон, образец, регулирующий психологические механизмы деятельности
В) Совокупность требований, предъявляемых той или иной социальной группой к своим членам
Г) общие представления о желательном и нежелательном поведении членов группы
Д) границы поведения, выход за которые осуждается обществом.
17. Конформность - это:
А) умение адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам
Б) податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
В) Способность испытывать чувство комфорта в незнакомых социальных ситуациях
Г) неспособность чётко сформулировать собственные принципы и придерживаться их.
18. Социальная перцепция -это:
А) способность индивида усваивать социальные нормы
Б) восприятие другого человека
В) устойчивость, неизменность характеристик социальной группы
Г) Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д.
19. Каузальная атрибуция - это:
А) характерные для конкретной социальной ситуации признаки
Б) изначальные свойства социального объекта
В) Феномен социального взаимодействия, состоящий в интерпретации индивидом причин поведения других людей и своего собственного
Г) процесс познания индивидом закономерностей своего существования в обществе
д). разъяснение оппоненту своего мнения в конфликте.
20. Имплицитные теории личности - это:
а) Группа теорий, разрабатываемых в рамках когнитивного подхода в социальной психологии
б) Представления о структуре и механизмах функционирования личности, сформированные не в научном исследовании, а в повседневной жизни
в) Представления "человека с улицы" о связи качеств личности
г) Теории личности, заимствованные социальной психологией из области общей психологии
21. Исключите лишнее:
а) эффект социальной лености
б) эффект ореола
в) эффект новизны
г) эффект первичности
д) эффект групповой поляризации
22. Групповая динамика- это:
а) взаимодействие социальных групп в ходе выполнения совместной задачи
б) Совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад)
в) энерго-информационный потенциал группы, способствующий или препятствующий совместной деятельности
23. Малая группа
а) группа, состав которой меньше пяти-семи человек
б) группа, где каждый знает остальных в лицо
в) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.
24. Фундаментальные ошибки атрибуции - это:
а) рассогласование между субъективным представлением о социальной реальности и объективными ее характеристиками
б) изначально неверное представление о другом человеке
в) Тенденция наблюдателей недооценивать влияние ситуации на поведение человека, в то же время переоценивая влияние особенностей личности
25. Большая группа - это:
а) группа, содержащая больше пяти-семи человек. Границей служит число сущностей, которыми может одновременно оперировать человеческий мозг
б) Реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения).
в) Количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пола, возраста, национальности и т. п.)
г) совокупность некоторого количества малых групп
26. Лидер:
А) Он же - руководитель: назначаемый сверху организатор совместной деятельности группы, обладающий соответствующими властными полномочиями
Б) Политический деятель
В) член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе
Г) А+Б
Д) Б+В
Е) А+В
Ж) ни одно из определений не подходит
27. Выберите соответствующие сочетания типов лидеров и типов социальной ситуации, при которых данный тип лидера наиболее эффективен:
Впишите в средний столбец буквы из первого и третьего столбца
Тип лидера | Эффектиное сочетание | Особенности ситуации и группы |
А) демократический | А) Экстремальная ситуация; задачи, решаемые группой, простые или высоко технологизированные; образовательный уровень членов группы - низкий | |
Б) авторитарный | Б) относительно стабильная ситуация; задача, решаемая группой - исключительно сложная и творческая; образовательный уровень членов группы высокий | |
В) либеральный | В) Стабильная ситуация; задача, решаемая группой - достаточно сложная; образовательный уровень членов группы высокий |
28. Самый опасный вид толпы:
А) Окказиональная
Б) Экспрессивная
В) Паническая
В) Агрессивная
29. В соответствии с общей теорией социальной коммуникации Соколова А.В. социальная память профессиональной группы не включает в себя:
А) Материальную культуру
Б) Духовную культуру
В) Коллективное бессознательное
30. Выделяют следующие типы харизматических лидеров:
А) Серый кардинал
Б) Герой
В) Степной волк
Г) Спасатель
Д ) Патриарх
Е) Царь
31. Существуют следующие типы реагирования аудитории:
А) Средние изменения
Б) Конверсия
В) Большие изменения
Г) Малые изменения
Д) Инверсия
32. Схема Лассуэлла включает в себя:
А) Ингибитор
Б) Реципиента
В) Медиатор
Г) Социальное окружение
Д) Социальное влияние
Е) Коммуникатора
33. "Фургон с оркестром", "игра в простонародье", "перетасовка", "свидетельство" - это термины, описывающие:
а) приемы воздействия на аудиторию
б) феномены массового сознания
в) профессиональный жаргон политологов и психологов
г) ни то, ни другое, ни третье
д) а+б
е) б+в
ж) а+в
34. Слухи:
А) Являются феноменом массовых коммуникаций
Б) Являются феноменом межличностного общения
В) Ни то, ни другое
Г) И то, и другое
35. Выделяют следующие типы коммуникативных процессов:
а) Двусторонний
б) Сетевой
в) Смешанный
г) Амбивалентный
д) Осевой
36.. Э.Шпрангер выделяет следующие типы ценностных ориентаций индивида:
А) Конфессиональный человек
Б) Технический человек
В) Политический человек
Г) Религиозный человек
Д) Социальный человек
Е) Эстетический человек
Ж) Теоретический человек
З) Экономический человек
37. Информационное влияние характерно:
А) Для влияния большинства
Б) Для влияния меньшинства
В) Для тех и других
Г) Ни для тех, ни для других.
38. Эксперименты по влиянию меньшинства на большинство проводили:
А) Эш (Ах)
Б) С. Московиси
В) С. Милгрэм
Г) Ф. Зимбардо
Д) Г. Келли
39. Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова:
А) Основывается на теории Долларда-Миллера
Б) Основывается на понятии "социальная установка"
В) Объясняет парадокс Ла Пьера
Г) Относится к области дифференциальной психологии
40. Референтная группа - это:
А) Условная группа, существующая только в представлениях индивида
Б) реальная или условная социальная общность, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет индивид
В) Группа лиц, выполняющих функции социализаторов для индивида в ходе его развития
Г). Группа поддержки
41 Социализация:
А) Процесс улучшение благосостояния не отдельной классовой прослойки, а всего общества в целом при равных правах и возможностях.
Б) Процесс взаимодействия индивида и общества
В) процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе
Г) то же самое, что воспитание и обучение
42. Социально-психологический климат
А) Устаревшее определение корпоративной культуры
Б) общее, характерное для всей группы, психологическое, эмоциональное состояние, преобладающее во всех взаимоотношениях и взаимодействиях членов группы.
В) Морально-психологические отношения в группе
Г) Элемент корпоративной культуры
43. Автором "Тюремного эксперимента" является:
А) Милгрэм
Б) Келли
В) Нисбетт
Г) Зимбардо
44. Проблему конформности исследовали, прежде всего:
а) Т. Шибутани
б) С. Милгрэм
в) Ф. Зимбардо
г) В. Агеев
д) Эш(Ах)
45. "Парадокс Лапьера" заключается :
а) в противоречивости позиций конфликтующих сторон
б) в противоречии между наблюдающим и наблюдателем
в) в противоречии между ценностями и поведением индивида
г) в различиях между академической и практической социальной психологией
46. Автором теории когнитивного диссонанса является:
а) А.Маслоу
б) Л. Фестингер
в) Знанецкий
г) Хайдер
д) Ч. Нисбетт
47. Синонимом социальной идентичности является:
а) Локус контроля
б) Индивидуальное своеобразие
в) Групповая принадлежность
г) Социальный статус
48. Автором теории социальной идентичности является:
а) Свенцицкий
б) Тернер
в) Московиси
г) Тэшфел
д) Егидес
49. Понятие "социальная установка" впервые использовали:
а) Лазурский
б) Л. Росс
в) Мэйо
г) К. Левин
д) Богардус
е) Томас и Знанецкий
50. Нормативное давление -это, прежде всего,
а) Влияние большинства членов группы
б) Этот механизм связан с феноменом конформности
в) Это влияние лидера на членов группы
г) Это влияние меньшинства на большинство
51. Основными векторами развития группы, по Бейлсу, являются
а) Деловое взаимодействие
б) Межличностные отношения
в) И деловые взаимодействие, и межличностные отношения
г) Ни то, ни другое.
52. Эффект социальной ингибиции -
а) То же, что эффект социальной фасилитации
б) То же, что и эффект социальной лености
в) Склонность к необоснованным откровениям в процессе общения с малознакомыми людьми
г) Ни то, ни другое, ни третье.
53. "Школа человеческих отношений" связана с:
а) Мэйо
б) Морено
в) Тейлором
г) Хотторнским экспериментом
д) К. Левиным
54. С воззрениями Я. Л. Морено связаны понятия:
а) Транзакция
б) Социометрия
в) Теле
г) Социальный атом
д) Психодрама
е) Пирамида потребностей
ж) Соматическая роль
з) Персона
и) Самость
ГЛОСАРИЙ
Авторитарность
Авторитарность [лат. autoritas - влияние, власть] - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и…
Авторитет
Авторитет [лат. autoritas- влияние, власть] - 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; 2) внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие…
Агрессивность
Агрессивность [лат. aggressio - нападать] - относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на…
Адаптационная подготовка
Адаптационная подготовка [лат. adapto - приспособляю] (в социальной психологии) - процесс и результат целенаправленного накопления личностью или группой социального опыта жизнедеятельности в…
Адаптационный потенциал
Адаптационный потенциал [лат. potentia - сила, мощь] (в социальной психологии) - уровень приспособления латентных и явных возможностей группы или личности к новым или меняющимся условиям социального…
Адаптация социальная
Адаптация социальная [лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный] - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса…