Психологическая подготовка спортсменов и команд

Психологической подготовкой спортсмена можно назвать организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей.

В соревновательной деятельности у спортсменов возникают различные эмоциональные состояния. Наиболее типичные из них психологи назвали так: предстартовая лихорадка, готовность к борьбе, стартовая апатия.

Предстартовая лихорадка предполагает сильное возбуждение, нервозность, острые вегетативные сдвиги. Предстартовая апатия характеризуется вялостью, замедленностью, робостью. Оптимальное состояние – состояние психологической готовности, называют «боевой готовностью».

По А. Пуни, психологическая готовность включает следующие компоненты:

- трезвую уверенность в своих силах;

- стремление бороться изо всех сил;

- оптимальный уровень эмоционального возбуждения;

- высокую степень помехоустойчивости;

- способность произвольно управлять своими мыслями, чувствами.

Принято различать три основных вида психологической подготовки:

- общая психологическая подготовка;

- специальная психологическая подготовка (направленная, прежде всего, на формирование готовности спортсмена к эффективной соревновательной деятельности);

- психологическая защита (является специальной регуляторной системой стабилизации личности, направленной на устранение и сведение до минимума чувства тревоги).

Распространенным методом общей психологической подготовки является метод психической саморегуляции.

Психическая саморегуляция - это воздействие спортсмена на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов.

Психорегуляции нельзя научиться мгновенно. Ей надо обучаться с первых шагов занятий спортом. Сначала нужно развивать психические качества – восприятие, внимание, а затем изучать методы психорегуляции от простых к сложным и в конце обучения перейти к аутогенной тренировке.

Из простых методов можно порекомендовать метод регуляции концентрацией внимания, предложенный знаменитым режиссером К. Станиславским. Это упражнение «три круга». Суть его в следующем: человек представляет себе три круга с определенным содержанием и мысленно переходит из большего в меньший. Вот так примерно выглядит это упражнение с конкретными формулами:

«Начинаю занятия по концентрации внимания, мысленно представляю себе три круга: большой, внутри него – средний, а в среднем – малый.

Первый большой круг моего внимания – это все обозримое и воспринимаемое мной пространство. Это наш город, улица, мой дом.

В этом большом круге моего внимания есть другой, средний, ограниченный стенами этой комнаты, в которой я занимаюсь психотренингом. Мысленно внимательно рассматриваю стены и обстановку в комнаты. Все здесь располагает к приятному и спокойному отдыху.

В этой комнате есть еще один условный круг моего внимания, в котором нахожусь я сам (сама). Когда я обращаю внимание на себя, все окружающее исчезает. Становится расплывчатым и туманным. Мысленным взором вижу только свое тело: лицо, руки, ноги, туловище….»

Сложным методом является аутогенная тренировка, которую предложил немецкий психиатр И. Шульц, познакомившись с учением йогов. Он сформулировал понятие «аутогенная тренировка»: аутос – сам, генос – род, рождающий, т.е. это – самопорождающая нужное состояние тренировка.

Суть метода: если строго подобранные слова использовать целенаправленно и систематически, то они начинают вызывать в организме четко ощутимые физические изменения, которые, в свою очередь, вызывают перемены в психике.

В аутогенной тренировке по Шульцу предусматриваются две ступени релаксации. Первая ступень – общее мышечное расслабление, чувство покоя, полный отдых. Вторая, высшая ступень – вызывание сложных переживаний, среди которых:

- яркое представление какого-либо цвета (красного, зеленого …);

- ясное и длительное представление какого-либо объекта:

- представление другого человека и переживание отношения к нему;

- эмоциональная реакция на какое-либо представляемое в сознании событие и осознание, самооценка такой реакции.

Помимо перечисленных методов психической регуляции к наиболее известным методам относят методы самовнушения, нервно-мышечной релаксации, йога, контроль дыхания, медитации, самогипноз.

Самовнушение – это метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными.

Нервно-мышечная релаксация – процесс выполнения индивидом ряда упражнений, которые снижают активность и сократительное напряжение скелетной мускулатуры.

Йога – метод достижения человеком внутреннего психофизического единства.

Контроль дыхания – наиболее гибкий метод среди способов вмешательства, направленного на уменьшение чрезмерного стресса.

Медитация– это сосредоточение мысли, концентрация внимания на каком-либо объекте.

Самогипноз – идеальное средство общения с внутренним разумом и вместе с тем инструмент эффективного воздействия на него.

Условно методы психической саморегуляции можно отнести к методам, способствующим снижению уровня эмоционального возбуждения перед выступлением; и к методам, способствующим повышению уровню эмоционального возбуждения.

Методы, способствующие снижению уровня эмоционального возбуждения перед выступлением:

- переключение мыслей на технико-тактические действия;

- фиксация внимания на неярко сине-зеленой тональности;

- воспоминания об удачной технической или тактической новинке в предыдущих соревнованиях;

- самоубеждения и самоприказы («успокойся», «возьми себя в руки»);

- произвольная регуляция дыхания (изменение интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания;

- чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышцы;

- кратковременный самомассаж (потряхивание мышц);

- разминка с наименьшей интенсивностью при ее объеме, во второй части которой – упражнения на гибкость и растяжение мышц.

Методы, способствующие повышению уровня эмоционального возбуждения:

- концентрация мыслей на достижении победы и самоприказы («отдай всё, только выиграй»);

- настрой на максимальное использование технико-тактических и физических возможностей;

-самомассаж (разминание, растирание, поколачивание мышц);

- интенсивная разминка с имитацией приемов, в конце – резкие движения;

- фиксация внимания на яркой оранжево-желтой тональности среды;

- мобилизующий вариант аутогенной тренировки.

Наши рекомендации