Активность и направленность личности
Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.
Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.
Источником Активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:
· любая потребность имеет свой предмет;
· всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
· потребность обладает способностью воспроизводиться.
Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.
Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.
Направленность личности.
Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному:
· Как динамическая тенденция (Л.С. Рубинштейн);
· Как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев);
· Как доминирующее отношение (В.Л. Мясищев);
· Как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).
Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.
Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.
Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:
1. Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
2. Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
3. Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.
4. Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
5. Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.
6. Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
7. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.
8. Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.
Потребностно - мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.