Тема 3.4. Структура власти в малой группе

(Лидерство и руководство)

План

  1. Лидерство и руководство: единство и различие.
  2. Автори­тет.
  3. Теории лидерства.
  4. Стили лидерства.
  5. Управ­ленческие функции.
  6. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

Вопросы по теме

  1. В чем заключается социально-психологический смысл власти на различ­ных уровнях существования общества - от малых групп до больших социаль­ных групп?
  2. Каковы основные различия между лидерством и руководством?
  3. Почему стили лидерства и руководства идентичны?
  4. От чего зависит изменение стиля лидерства?
  5. Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа кон­кретной управленческой деятельности?
  6. Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы на­звать харизматическими личностями? Почему?
  7. Можно ли дать характеристику деятельности школьного учителя с ис­пользованием анализа его основных управленческих функций? Обоснуйте свой ответ.
  8. Какие индивидуальные факторы эффективного управления группой вы могли бы назвать в дополнение к тем, что представлены в главе?

Задания для самостоятельной работы

  1. Дайте определение понятиям «лидер», «авторитет», «харизма», «управление».
  2. Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный фе­номены.
  3. Опишите ситуации, в которых было бы целесообразным доминирование какого-либо одного стиля лидерства. Объясните почему.
  4. Проанализируйте непосредственные и отдаленные последствия осуществ­ления управления группами в зависимости от разных стилей: директивной модели (авторитарный стиль); кооперативной модели (демократический cтиль); «недирективной» модели (попустительский стиль) [5] .
  5. Подготовьте развернутую характеристику руководителя (реального, во­ображаемого или с использованием художественного образа), учитывая раз­личные критерии.
  6. Используйте табл. № 6.2, представленную в работе В.Крысько [4], для определения различий между понятиями «лидерство» и «руководство».
  7. Познакомьтесь с исследованием И.П.Волкова [3] и сделать краткие выписки.

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 217-235.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2008. - С. 141-159.
  3. Волков И.П. Исследование функции как групповой задачи //Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 199-205.
  4. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003. - С. 226-227.
  5. Робер М.А., Тильман Ф.Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе / Хрестоматия по социальной психологии. - М., 1994. - С. 152-155.

Дополнительная литература

1. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.

2. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.

4. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб: Речь, 2000.

6. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия. - 2002.

7. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.

Практическое занятие 10.

Тема 3.5. Межгрупповые отношения

(проблема разви­тия социальной группы)

План

  1. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношени­ях.
  2. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.
  3. Доминирование малой социальной груп­пы.
  4. Интегративные межгрупповые феномены.
  5. Отно­шения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.

Вопросы по теме

Наши рекомендации