Тема 3.4. Структура власти в малой группе
(Лидерство и руководство)
План
- Лидерство и руководство: единство и различие.
- Авторитет.
- Теории лидерства.
- Стили лидерства.
- Управленческие функции.
- Индивидуальные факторы эффективного управления группой.
Вопросы по теме
- В чем заключается социально-психологический смысл власти на различных уровнях существования общества - от малых групп до больших социальных групп?
- Каковы основные различия между лидерством и руководством?
- Почему стили лидерства и руководства идентичны?
- От чего зависит изменение стиля лидерства?
- Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа конкретной управленческой деятельности?
- Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы назвать харизматическими личностями? Почему?
- Можно ли дать характеристику деятельности школьного учителя с использованием анализа его основных управленческих функций? Обоснуйте свой ответ.
- Какие индивидуальные факторы эффективного управления группой вы могли бы назвать в дополнение к тем, что представлены в главе?
Задания для самостоятельной работы
- Дайте определение понятиям «лидер», «авторитет», «харизма», «управление».
- Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.
- Опишите ситуации, в которых было бы целесообразным доминирование какого-либо одного стиля лидерства. Объясните почему.
- Проанализируйте непосредственные и отдаленные последствия осуществления управления группами в зависимости от разных стилей: директивной модели (авторитарный стиль); кооперативной модели (демократический cтиль); «недирективной» модели (попустительский стиль) [5] .
- Подготовьте развернутую характеристику руководителя (реального, воображаемого или с использованием художественного образа), учитывая различные критерии.
- Используйте табл. № 6.2, представленную в работе В.Крысько [4], для определения различий между понятиями «лидерство» и «руководство».
- Познакомьтесь с исследованием И.П.Волкова [3] и сделать краткие выписки.
Основная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 217-235.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2008. - С. 141-159.
- Волков И.П. Исследование функции как групповой задачи //Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 199-205.
- Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. - СПб., 2003. - С. 226-227.
- Робер М.А., Тильман Ф.Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе / Хрестоматия по социальной психологии. - М., 1994. - С. 152-155.
Дополнительная литература
1. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
2. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
4. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб: Речь, 2000.
6. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия. - 2002.
7. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
Практическое занятие 10.
Тема 3.5. Межгрупповые отношения
(проблема развития социальной группы)
План
- Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях.
- Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.
- Доминирование малой социальной группы.
- Интегративные межгрупповые феномены.
- Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.
Вопросы по теме