ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста

Цель лекции:Изучить особенности интуитивного мышления

План лекции:

1. Основной признак наглядно – действенного мышления

2. Закон Еркеса – Додсона

3. Три основные формы обучающего процесса Американский психолог Дж. Уотсон

*Ключевые слова: сознание, дух, идеальное, мышление, мыслеобразы, допонятийное мышление, озарение, инсайт, идея, стилевый подвид.

Необходимость формирования мышления предполагает анализ его содержания. Философский термин “мышление” раскрывает предельно широкие категории “сознание”, “дух”, “идеальное”, и понимается как высшая форма отражения, как исторический процесс развития познавательных возможностей человека, как родовой признак человечества. В психологии акцент переносится на индивидуальное сознание человека, его способности рационально ставить и достигать цели. Философскую теорию познания мышление интересует как конечный продукт познавательной работы человека, психологию же интересует сам процесс порождения идеальной активности субъекта, специфика эмоционально-чувственного отражения.

Анализ этой категории возможен на достаточно высокой степени абстрагирования, при опоре на философские основания и опытное психологическое знание. Прежде всего, мышление является высшей формой атрибутивного процесса отражения и познавательнойактивности субъекта. Оно представляет собой воспроизведение в идеальной, системной и рациональной форме бесконечности внешнего мира в систематизированном и структурированном логическими законами виде, а также активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует, т.е. оно имеет творческий характер, «не только отражает мир, но и творит его». Мышление также можно понимать как процесс получения новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Мышление – это движение духа, раскрывающее суть вещей. Его итогом является мысль, идея. Специфическим результатом мышления выступает понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных признаках.

Само мышление неоднородно, к его видам относятся мышление рассуждающее и мышление словесно – логическое. Этот вид мышления характеризуется использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на основе языковых средств. Основной признак наглядно – действенного мышления состоит в том, что решение задачи осуществляется реальным преобразованием ситуации с помощью наблюдаемого двигательного акта. Как самостоятельный вид выделяется наглядно – образное мышление. Его функции связаны с представлением ситуации и изменениями, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. Его важная особенность состоит в установлении непривычных, “невероятных” сочетаний предметов и их свойств.

Поскольку мышление является одной из характеристик человеческого сознания, предельно широкой философской категории, то оно обладает качественным своеобразием и спецификой проявления в различных формах человеческой деятельности. Если учесть общественно-исторический характер и детерминацию мышления конкретными формами человеческой практики, то становится понятно, что описать все элементы и качественно своеобразие мыслительной активности становится непростой задачей. Основаниями выделения видов могут быть области его применения, типы решаемых им задач, время и интенсивность умственных процессов, его внешняя или внутренняя направленность, особенности алгоритмов. По типу решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление, и вытекающие отсюда структурные и динамические особенности. Теоретическое мышление – это знание законов, правил, принципов. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные способности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, противоречивым, трудным для познания, чем мышление теоретическое. В теоретическом мышлении используются следующие критерии: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуативные обобщения.

Разница между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением основано на трех переменных. Время протекания, членение на этапы и осознанность (или неосознанность) субъектом мыслительного процесса являются критериями их отличия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.1

Существует еще одно важное деление на мышление реалистическое и мышление аутическое. Первое направлено на внешний мир, регулируется законами логики, а второе связано с реализацией желаний человека, с его стремлением выдавать желаемое за действительно существующее. Различие продуктивного и репродуктивного мышления основано на “степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта”.1 На основании особенностей решения практических и теоретических задач выделяют три подвида мышления: практическое, конкретно – образное, абстрактное.

Практическое (конкретно-действенное) мышление, согласно выводам Л.С. Выготского, направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной преобразовательной деятельности людей. Практическое мышление - это, прежде всего, техническое, конструктивное отражение в мозгу человека его рабочих операций. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействия умственных и практических компонентов работы. Сложные элементы абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, они неразрывно связаны. Характерными особенностями конкретно – действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в большей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно – образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные эмоционально-чувственные обобщения человек воплощает в конкретные мыслеобразы – целостные представления об объекте, схватывающие его целостность, единство, сущностные черты, проникающие в суть процессов через психологические механизмы восприятия. Абстрактное, или словесно – логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно – действенное, конкретно – образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Решение проблем возможно через выделение еще трех аспектов мыслительной активности. Интуитивное, последовательное, стратегическое мышление проявляют себя единовременно. Рассмотрим их более подробно. Интуитивное мышление подразумевает, что шаги или действия, необходимые для решения, не всегда ясны и понятны изначально. Кажется, что решение приходит в голову внезапно, благодаря некоему “озарению” в мышлении. Субъекту бывает важно найти правильный подход к решению задачи, нежели неуклонно следовать алгоритму её решения.

Последовательное мышление заключается в том, что решение находят за счет ряда последовательных шагов: разложения проблемы на ряд имеющих решение задач, их видоизменения, упрощения, исправление ошибок, выработки новых идей и т.д. Последовательность шагов выполняется один за другим, согласно определенному алгоритму.

В стратегическом виде мышления самым главным является выбор наиболее целесообразных шагов из множества возможных. Целью мыслительного процесса является не нахождение конкретного решения, а выработка плана поведения, с наибольшей эффективностью приводящего к успеху.

Логическое мышление представляет собой неотъемлемый компонент человеческого интеллекта. Творческое мышление сравнимо со вспышкой света в темноте. Возникновение великих идей происходит различными способами. Иногда они совершенно неожиданно приходят в голову уже готовыми, не требующими доработки. Чаще всего окончательную форму эти идеи приобретают в результате кропотливой работы над исходным “чувством идеи”. Каким бы образом не рождались идеи, очевидно одно: мозг сознательно или неосознанно должен их обработать или, иными словами, выносить.1 Мышление – есть процесс оперирование идеями, выстраиваемыми в иерархические сочетания.

По сравнению с перцепцией мышление есть качественно иной процесс, но он не может быть оторван от предшествующих психологических процессов. Иначе говоря, должен существовать “мостик” от отражения непосредственного и конкретного к отражению опосредованному.

Таким переходом является допонятийное мышление, его особенности наиболее полно были изучены Ж. Пиаже. Он выделил особенности разных видов мышления. В допонятийном мышлении отсутствует сформированность логических структур, и имеет место недостаточный опыт взаимодействия с вещами и явлениями. Ж. Пиаже считал, что развитие мышления есть результат развития системы операций, т.е. развитие логики ведет к познанию вещей и отношений, приобретение практического опыта способствует изменению и развитию самого мышления.

Из анализа соотношений допонятийного и понятийного мышления вытекает основной принцип организации процесса мышления – это обратимый перевод пространственно предметных психических структур или наглядных образов на символический оперативный язык речевых сигналов. Процесс мышления имеет место только тогда, когда под словесным понятием кроется конкретное образное содержание; с другой стороны, возникающие в голове образы могут стать основой мыслительного акта, если они получают символическое (словесное или формально-знаковое) оформление 2.

Внезапно возникающее решение мыслительной задачи иногда называют интуицией. В отличие от мышления интуицию нельзя назвать процессом, она одномоментный акт, поскольку возникновение интуитивного решения недоступно сознательному наблюдению. Поиск доказательства правильности интуитивного решения осуществляется с помощью мышления.

В последние годы в литературе появилось немало работ, в которых авторы выделяют не только типы общественного сознания, но и виды специального мышления: политического, экономического, инженерного, экологического1. На наш взгляд, есть необходимость введения понятия «стилевое мышление». Оно есть цель и результат становления профессионального имиджа члена группы социума, выполняющей особую социальную функцию. Стилевое мышление является конкретизацией категории «идеальное» применительно к атрибуту социального строения общества. Стилевое мышление имеет несколько стадий в своем возникновении и развитии. На стадии создания идеала-эталона мысленного образа и модели поведения, когда возникает чувство необходимости направленной реализации желаемого результата, которое мобилизует творческие силы, стилевое мышление выполняет функцию осознания потребности решения и переходит к анализу выбора. На стадии анализа происходит создание интегрального, целостного образа выбранного идеала, который проясняет технологию достижения поставленной цели. Стадия достижения сочетает элементы сознательного и подсознательного проникновения в суть, поиска механизмов реализации и обретения проектных результатов. “Озарение”, “инсайт” или “идея” решения происходит ожидаемо нежданно, его природа не имеет детерминированного описания. Оно, как и все творчество, – есть высший пик мыслительной активности, интеллектуальный скачок, перерыв постепенности, единство и борьба интуитивного и рационального, эмоционально-чувственного и эстетически-нравственного переживания. На исполнительной стадии стилевое мышление отслеживает соотнесенность идеальной модели имиджа с реальным процессом реализации, фиксирует допустимые отклонения и координирует идеальный имидж с достигнутым воплощением на практике.

Процесс мышления заключается в мгновенном, едином акте схватывания, запечатления, сканирования, фиксации, осознании особенностей и специфики поставленной проблемы, определения объема и совокупности необходимых действий и операций, способных разрешить проблему, вектора развития потребного будущего объекта совершенствования.

Стилевое мышление акцентирует внимание на активности, сложности восприятия, на «пробелы» в знаниях, отклонения, нарушения, внешние и внутренние несоответствия норме и традиции. Стремление достичь эталона, через специальные технологии и определенные алгоритмы, истоки, перейти от неопределенного, неадекватного отношения к ясному, видению основного целостного идеального образа, составляет особенное в стилевом мышлении, поскольку оно отвечает за процесс трансформации к проектируемому имиджу, за сам момент перехода от идеального видения образа до его практического воплощения.

Многие люди никогда не задумываются над тем, как они размышляют. Большинство обычно не обращает внимания на то, как они ходят, или дышат. Мышление кажется настолько естественным процессом, что человек, чаще всего, вполне им удовлетворен. Однако, этот процесс глубоко индивидуален, появляется в результате социализации индивида, поэтому следует полагать, что мышление в целом, и стилевое мышление в частности, является и определенным навыком, который можно и нужно целенаправленно формировать и развивать.

Э. де Боно подметил, что разум не всегда логичен. Многие задачи оказываются очень простыми, когда верный ответ найден, хотя сам процесс решения был весьма трудным. Что препятствует легкому решению непростой задачи? Может быть, недостаточная логика? Иногда, похоже, чрезмерно логический подход уводит вас в сторону от верного направления действий1.

На практике мышление – нечто гораздо большее, чем простое следование логическим правилам. Нередко сам подход к решению задачи оказывается важнее эффективности, с какой он реализуется. Выбор подхода может быть обусловлен привычками, эмоциями, особенностями мышления индивидуума. Иногда процесс решения требует сделать неординарный шаг. От умения генерировать новые идеи зависит эффективность профессиональной деятельности. Есть два аспекта в понимании мышления, которые дополняют друг друга. При движении мысли в вертикальной плоскости идеального пространства субъект шаг за шагом последовательно углубляется в суть проблемы и находит способ ее решения. При движении мысли в горизонтальной плоскости субъект перебирает все возможные варианты и способы, надеясь обнаружить лучший подход к решению проблемы.

Важной характеристикой профессиональной деятельности является стратегия мышления. Она обусловлена спецификой деятельности как общественного института, необходимостью реализации общественных интересов для достижения будущего прогресса и стабильности. Стратегия мышления означает его целостность, системность, широту, всесторонность, видение перспективы, учет как позитивных, так и негативных факторов влияния на процесс принятия решения.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что мышление есть сложная совокупность различных видов мыслительной активности, элементом которой является его стилевый подвид. Все виды мышления тесно взаимосвязаны, одномоментны, и представляют собой сложную систему. Стилевое мышление есть конкретизация категории «сознание» предмет волевого воздействия субъекта. Стилевое мышление обладает как общими, так и специфическими особенностями, характерными для мышления в целом. Оно динамично, продуктивно, имеет векторы вертикального и горизонтального развития, его отличает стратегический характер, и наличие алгоритмов достижения спроектированного имиджа. Как и другие специальные виды мышления, оно не возникает спонтанно, а формируется через целенаправленное воспитание и обучение. Стилевое мышление будущего специалиста глубоко индивидуально, оно является определенным навыком и испытывает обратное влияние психоэмоциональных и нравственных характеристик личности. Проявление и доминирование того или иного вида мышления зависит от конкретной ситуации, от характера и конечных целей деятельности. Стилевое мышление в силу специфики является важным, хотя по степени сложности, по требованиям, которые предъявляются к интеллектуальным, волевым, нравственным способностям человека, все виды мышления не уступают друг другу.

В мышлении проявляются типологические особенности умственной деятельности субъектов. В основе мыслительной активности лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над второй; если же человеку более свойственно словесно – логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Относительно устойчивые различия в мыслительной деятельности людей относятся к качествам ума. Ум человека характеризует не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов: его наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность. Осознание сложности явлений окружающего мира требует от современного специалиста понимания свойств и мотивов поведения коллег, особых профессиональных и моральных качеств. Он должен быть умным, чутким, отзывчивым, внимательным, требовательным, строгим, доброжелательным, открытым, искренним, творческим, ответственным человеком. К качествам ума необходимо отнести также гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, в умении учитывать меняющиеся условия деятельности, и, в соответствии с этим, в способности изменения способов решения задач. Гибкость противоположна инертности мышления. Инертность ума означает предпочтение воспроизведения усвоенного, нежели активности в поисках нового. Гибкость ума относится к необходимым качествам специалиста различных профессиональных сфер.

Самостоятельность ума выражается в способности корректно ставить вопросы и способности находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самодостаточность и самокритичность, т.е. умение работника видеть как сильные, так и слабые стороны своей личности, ограничения и возможности деятельности.

Человек глубокого ума способен «смотреть в корень», вникать в сущность процессов, предметов и явлений. Последовательность ума означает умение рассуждения, логичного, убедительного и аргументированного доказательства истинности своих доводов, возможности соразмерять силу и убедительность аргументов. Широта ума выражается в масштабе его познавательной деятельности, охватывающей различные области деятельности, в широком кругозоре, разносторонней любознательности. Познающая активность субъекта, как качество мышления, основывается на всесторонних и глубоких знаниях, потребности иметь представления о сути природных и социальных процессов.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность социального бытия, в способности не только смотреть, но и видеть суть и механизмы социальных феноменов, мотивацию поведения контрагентов профессиональной деятельности. Глубокому уму работника свойственно понимание причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть направление их дальнейшего развития. Развитие глубины ума, как и его широты, обуславливается профессиональной деятельностью субъекта, его знаниями, наличием устойчивых познавательных интересов.

Динамичный характер профессиональной деятельности зависит от скорости протекания мыслительной деятельности руководителя, быстроты его ума. Быстрота ума - это способность человека оперативно разобраться в сложной ситуации, в краткие сроки обдумать и принять верное решение. Находчивость и сообразительность, как качества быстроты ума, совершенно необходимы современному специалисту. Быстрота мышления зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит подвижность нервных процессов в коре головного мозга. От быстроты ума следует отличать торопливость. Человек с таким качеством ума характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе. Торопливость – это поверхностный характер ума, когда субъект метафизически выхватывает лишь одну сторону, и не способен рассмотреть проблему во всей сложности. Критичность ума – это умение работника всесторонне, максимально объективно оценивать идеи и обстоятельства, тщательно проверять все выдвигаемые положения и выводы. Для современного специалиста важно видеть сильные и слабые стороны собственной работы, критически оценивать свой вклад в общее дело.

Качества ума зависят от механизма формирования стиля мышления. Особое значение в профессиональной деятельности, нацеленной на получение конечного результата, имеет креативное мышление, психологические особенности принятия решений. На наш взгляд, именно подход к деятельности как творчеству вкупе с ситуационным анализом позволяет построить адекватную модель профессиональной активности субъекта как единства искусства, теории, навыков и умений. Сам креативный подход к деятельности слагается из компонентов и предполагает,

во - первых, творческое отношение субъекта как к социальной среде, так и нацеленность его на конструктивный диалог с сотрудниками;

во-вторых, адекватную реакцию субъекта на вызовы агрессивной среды в форме эффективной политики;

в-третьих, результатом интегрирующей работы современного специалиста оказывается новая социальная реальность. Новизна ее обусловлена преходящим характером социальных связей, их воспроизводством новыми субъектами и объектами, изменением потребностей и интересов социальных групп. Развитие не всегда прогрессивное, но всегда поступательное. Даже самые рутинные производственные операции носят творческий характер, поскольку необходимо учитывать непредсказуемость реакции масс людей, многообразие столкновений интересов взаимодействующих сторон в деятельности предприятия, фирмы, государственного учреждения.

Творчество, как процесс создания нового, ранее неизвестного, не существовавшего, в профессиональной деятельности означает высшую степень профессионального владения всем инструментарием работника, получения позитивных экономических и финансовых результатов, нового качества отношений во взаимодействии с персоналом. К важнейшим факторам процесса деятельности, объединяемых творческим подходом, относятся творческий процесс решения проблем, творческая личность и творческая организация.

Чтобы получить результат и добиться творческих достижений, совершенно необходимы профессиональные знания, желание и воля специалиста. Психические особенности реакции человека обусловлены общественно-историческим развитием этой формы отражения. Это в полной мере относится и к высшему проявлению человеческого духа – духовными потребностям. Социальные отношения превращают природные влечения и задатки индивида в систему творческих способностей личности. Унаследованные от предков и генетически закрепленные биологические потребности человека – это стремление к сохранению жизни, потребности в пище, безопасности, в продолжении рода. Стремление к общению проявляется в виде рефлексов подражания и самовыражения, потребности профессиональной самореализации. Деятельность возникает как продолжение биологических потребностей самоорганизации вида и реализации социальной потребности саморазвития человеческой общности.

Надо учитывать, что сами потребности, отражающие социальный опыт, воздействуют на поведение наравне с влечениями и даже приобретают главенствующую роль. Это можно изобразить следующей схемой:

ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru влечение мысль

ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru чувство желание потребность действие

Рис. 2

Человек, как правило, не осознает всей последовательности из пяти звеньев: влечение (потребность) – чувство – желание – мысль – действие. На четвертом этапе этой последовательности (мышление) он устанавливает для себя цель, после чего приступает к ее осуществлению. Впоследствии ему самому именно момент осознания цели кажется той отправной точкой, которая явилась побудительным мотивом деятельности. Рассказывая о выполненной работе, он выделяет такие моменты: цель – объект – метод – результат. Автор добавляет еще один этап: цель – объект – метод – результат – выводы.

Логика изложения готовых результатов существенно отличается от логики исследования, и по готовым результатам затруднительно судить о том, каким способом они получены. А побуждения, заставляющие стремиться к управленческой деятельности, вообще остаются нераскрытыми. Между тем, поступки вытекают из потребностей, а не из мышления руководителя. Мышление, как видно из приведенной схемы, есть лишь промежуточный этап между потребностью и достигнутым результатом.

Необходимо установить количественную зависимость между силою желания и результатами деятельности. Эта зависимость описывается законом Еркеса – Додсона, и графически изображается кривой (см. рис.2). Зависимость описывается формулой «чем сильнее желание, тем выше результаты». Но лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит через этот пик, результаты ухудшаются.

 
  ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru

Рис. 3

Закон Еркеса – Додсона есть теоретическое обобщение множества разнообразных экспериментов, в числе которых были опыты такого типа. Испытуемому предлагается решить ряд задач – общим числом двенадцать. За каждую задачу, решенную сверх этого, выплачивается премия. Она растет в геометрической прогрессии: вдвое, вчетверо, в восемь раз и т.д. Оказалось, что испытуемые, которым выплачивается вознаграждение, решают задачи лучше, чем контрольные группы, лишенные материального стимула. Но когда сумма вознаграждения становится слишком большой, выполнение задач ухудшается, так как из-за спешки и перевозбуждения появляются ошибки.

 
  ТЕМА 6. Формирование мышления будущего специалиста - student2.ru

Рис. 5.

А.А. Леонтьев внес существенную поправку в закон Еркеса - Додсона (см. рис. 5). Рассмотрим правую часть кривой. В какой–то точке она пересекается с осью абсцисс. Это значит, что при очень сильных стимулах, мысль оказывается вовсе парализованной, человек лишается способности принимать разумные решения. В крайне напряженных ситуациях может случиться паническая реакция. Но есть люди, у которых именно в условиях опасности мысль начинает работать особенно четко, быстро и продуктивно. Иными словами, в правой, нисходящей, части кривой появляется всплеск, амплитуда которого может быть очень высокой. Поэтому уместнее говорить не о законе, а о правиле Еркеса – Додсона, учитывая, что оно не абсолютно и допускает исключения. В профессиональной деятельности такие ситуации напряженности, когда принятие решения жизненно важно для организации в условиях дефицита информации и ресурсов, не являются экстремальными, они скорее норма, нежели исключение из правил. Поэтому знание проблемы стимулов и мотивов творчества приобретает особое значение для организаторов процесса обучения руководителей, стремящихся смоделировать творческое мышление управленцев. Сами стимулы и мотивы, формируемые в процессе обучения, должны быть соотнесены с реальными жизненными ситуациями.

В процессе обучения результаты мыслительной деятельности, знания, умения и навыки передаются и усваиваются (интериоризируются) субъектом. Передаваться могут как собственные знания, так и совместно, коллективно выработанные. Знания относятся как к предметному миру, так и к самому процессу решения тех или иных задач, к методологии принятия решений. Преподаватель может быть лишь посредником (медиатором) в усвоении будущим специалистом общественно-значимых знаний. Сам процесс усвоения материала имеет противоречивый характер. С одной стороны, мышление будущего специалиста обогащается новыми средствами, ведущими к расширению его профессиональных возможностей, а с другой стороны, индивид освобождается от самостоятельной мыслительной работы по выработке этого знания, его мышление активизируется лишь при усвоении знаний. При разработке проблемы «стилевое мышление» необходимо ввести четкое разграничение внешнего и внутреннего проектирования имиджа. И первое, и второе могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Эмоциональная регуляция мыслительного процесса – пример внутреннего, непроизвольного управления мыслительной деятельностью. Формирование аффективных методов реакции человека специальными воздействиями экспериментатора и механизмов самостоятельного целеобразования - пример внешнего произвольного, целенаправленного управления познавательной деятельностью. Внешнее управление всегда соотнесено с внутренними механизмами саморегуляции мыслительной деятельности.1

Американский психолог Дж. Уотсон выделил три основные формы обучающего процесса, которые, на наш взгляд, относятся и к воспроизводству навыков проектирования собственного имиджа. К первой относится простое развертывание речевых умений, воспроизведение текста без изменения порядка слов, основных практических навыков как простого повторения. Ко второй относится решение задач, имеющих сложный алгоритм решения, редко встречающихся проблемных ситуаций, которые требуют теоретического описания и анализа. К третьей форме относится решение новых задач, которые ставят субъект в тяжелое положение, требующее словесного решения до того, как будет предпринято явно выраженное действие. Эта форма, по Дж. Уотсону, «представляет собой лишь небольшую часть поведения человеческого существа, которое, будучи освобождено от несущественных, происходящих моментов, тождественно с поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт. Человек есть животное речевого поведения». Дж. Уотсон подчеркивает, что «приемы мысленного сосредоточения – центральные навыки любого процесса обучения», что «они применимы во всех сферах».1

На наш взгляд, не совсем верно трактовать мышление только как механизм получения, обработки и передачи информации. В этом случае не различаются информационно-кибернетические и собственно психологические системы, не принимается во внимание субъектная обусловленность мышления, не анализируется смыслообразование, целеобразование, эмоционально-мотивационная регуляция мышления, не анализируется развитие мыслительных процессов.

При исследовании мышления мысленное моделирование событий иногда считают сущностью мышления, однако, сам процесс этого моделирования остается скрытым.

Выводы

Структура мышления человека – это есть специфическая взаимосвязь видов мышления, используемых в процессе принятия решений. Сами взаимосвязи элементов мыслительного процесса в силу его идеальности проявляют себя в результатах принятых решений, т.е. в снятом виде. В зависимости от уровня профессионализма руководства, от выполняемых функций, от поставленных задач в большей степени будет проявляться тот или иной вид мышления. Различные стили мышления включают понятие ума, к качествам которого относятся гибкость, самостоятельность, последовательность, широта. Сами качества ума проявляются в зависимости от степени сформированности стиля мышления. В силу того, стиль мышления оперирует постоянно меняющейся социальной информацией, функционирует в изменчивой обстановке, потребностями и идеалами, оно обусловлено необходимостью непрерывно применять творческий подход, то и стилевое мышление адекватно креативному мышлению. Стилевое (креативное) мышление формируется как навык процесса обучения.

Контрольные вопросы

1. Какие элементы входят в имидж организации?

2. Что входит в специфику набора элементов имиджа руководителя?

3. Как представлен имидж в работах В.Н. Маркина, А.П. Федоркиной и Р.Ф. Ромашкиной?

4. Как трактуется имидж в работах В.М. Шепеля?

5. Какие выделяются тенденции в прикладных исследованиях имиджа?

6. Какие качества субъекта лежат в основе формирования имиджа?

7. В современном понимании термин «имидж» и термин «харизма» адекватны или нет?

8. Какие существуют технологии по самоопределению и самопрезентации субъекта?

9. Какую систему особенностей выделяет И.Д. Ладанов?

10.Какое значение имеет одежда для специалиста в его профессиональной деятельности?

11.Что общего в понятиях «деловые коммуникации» и «вербальные коммуникации»?

12.Что подразумевается по термином «профессиональный этикет»?

13.Что необходимо человеку для создания позитивного имиджа?

14.Как формируется профессиональное поведение?

15.Какие виды поведения характерны в практической активности субъекта?

16.Какие черты характерны для агрессивного поведения?

17.Какими могут быть формы девиаций?

18.Что входит в структуру ролевого поведения?

19.Какие существуют виды мышления?

20.Каковы особенности интуитивного мышления?

21.В чем заключается понятие феномена «стилевое мышление»?

22.Какие особенности мышления описаны законом Еркеса – Додсона?

Литература

1. "Имиджиология-2007: Имидж как феномен современной цивилизации" (М.: РИЦ АИМ, 2007).

2. "Имиджиология-2006: Актуальные проблемы социального имиджмейкинга" (М.: РИЦ АИМ, 2006).

3. "Политическая имиджиология" под ред. Л.Г.Лаптева, Е.А.Петровой (М.: РИЦ АИМ, 2006).

4. Петрова Е.А. "Имидж как социально-психологический феномен" (М.: РИЦ АИМ, 2006).

5. "Академия имиджиологии в персоналиях" (М.: РИЦ АИМ, 2006).

6. Петрова Е.А. "Психология имиджа" (М.: РИЦ АИМ, 2006). Учебно-методические материалы по курсу "Психология имиджа"

7. Петрова Е.А., Шкурко Н.М. "Имидж учителя в современной России" (М.: РИЦ АИМ, 2006).

8. Белобрагин В.В. "Имидж музкальных кумиров у подростков" (М.: РИЦ АИМ, 2006).

9. Петрова Е.А. Психология имиджа. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 17 с.

10. Лаптев Л.Г., Жуков В.И., Деркач А.А. Политическая психология: Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. - 858 с.

11. Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. - М.: Рипол Классик, 2007. – 768 с.

12. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. - М.: Омега-Л, 2007 - 266 с.

13. Петрова Е.А. Имидж как социально-психологический феномен. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 16 с.

14. Шепель В.М. Домашний имидж-консультант. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005. - 249 с.

15. Родионова А.А. Основы визуальной психодиагностики. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 25 с.

16. Родионова А.А. Социально-психологические технологии в рекруитменте. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 10 с.

17. Семенов А.В. Конфликтология. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 20 с.

18. Семенов А.В. Практикум по конфликтологии. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 16 с.

19. Куланов А., Молодяков В. Россия и Япония: имиджевые войны. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 480 с.

МОДУЛЬ 3. ТЕХНОЛОГИИ ИМИДЖИРОВАНИЯ

ТЕМА 7.ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ИМИДЖЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ

Цель лекции: Рассмотреть какие вопросы решаются с помощью оценки персонала?

План лекции:

1. Профессионализм руководителя

2. Оценка управленческих кадров

3. Классификация факторов, учитываемых при проведении оценки

результативности труда

4. Требования к профессиональной компетенции менеджера

* Ключевые слова: менеджер, манеры общения, творческий склад ума, имиджирование, качество работы.

Как правило, получив высшее образование в какой-либо области, молодой специалист, двигаясь по служебной лестнице, становится руководителем, ему уже приходится выполнять функции, связанные с руководством какого-либо структурного подразделения или целой организации, в частности вести свою кадровую политику. Высшая школа, занимаясь подготовкой специалистов, специально не готовит руководителей, как представителей отдельной профессиональной группы, но каждый выпускник - это потенциально возможный будущий управленец. Профессионализм руководителя – это компетентность в различных областях знаний (управленческих, юридических, экономических), которая позволяет эффективно осуществлять управленческую деятельность и деятельность своей организации. Реальные производственные задачи уникальны по своей природе, и очень часто менеджер сталкивается с тем, что, не учтенные изначально обстоятельства, внезапно приобретают первостепенное значение. Поэтому руководство персоналом в организации нельзя в полной мере свести к составлению алгоритмов управления, и изложить исчерпывающим образом в справочных пособиях и учебниках. В работе руководителя существенное место занимают творческие и эвристические операции, но именно эти компоненты не поддаются алгоритмизации, поскольку механизмы интеллектуального труда до сих пор окончательно не изучены. Практика последних лет показала, что руководящие структуры и должностные лица не работают оперативно, творчески, они инертны, постоянно ждут указаний и поручений. В итоге интересные идеи и принятые решения нередко буксуют в аппаратных дебрях. Часто неадекватна реакция управленцев на новые формы собственности, на изменения социальной структуры общества, на его трансформации политических, духовно-нравственных и ценностных ориентиров. Вполне естественно, что подобный настрой не способствует росту эффективности производства и становлению новых демократических отношений.

Среди многочисленных проблем самой уязвимой точкой государственного управления является проблема кадров, которая актуальна не только для государственных, но и для частных предприятий. Поэтому постоянная оценка качества персонала является важнейшим этапом его формирования, так как с помощью оценки решаются вопросы о расстановке, выдвижении, обучении и поощрении специалистов. Процедура определения характеристик, которыми обладает руководитель, во все времена оставалась непременным атрибутом власти и управления. С древних времен, когда управление приобрело форму искусства подбора людей на руководящие должности, появилась потребность в наиболее точном выявлении их способностей, определении профессиональных качеств, необходимых для исполнения тех или иных трудовых функций.

С практической точки зрения, оценка работников - это оценка результатов их работы. В силу особенностей управленческой деятельности результаты эти выявить не так просто. Поэтому в оценку управленческого персонала следует включить как оценку труда данного работника, так и оценку его личных качеств. После определения содержания оценки встает проблема выбора методов диагностирования.

Прежде всего, необходимо знать, как выявить наличие тех или иных характеристик и в результатах труда, и в личности работников. Но это еще не все. Для оценки надо эти характеристики измерить, причем так, чтобы можно было сравнивать людей друг с другом, т.е. необходимы количественные индикаторы, соизмеримые для разных категорий работников. Следующая проблема связана с процедурой оценки. Здесь также возникает много вопросов. Где и кто должен оценку проводить? Как часто? Как оформлять результаты, какие использовать технические средства?

Таким образом, система оценки персонала включает три группы элементов: содержание оценки (оценка результатов труда, процесса самого труда и работника); методы оценки (как выявить оцениваемые признаки и их измерить); собственно процедура оценки.

В настоящее время исследователями разрабатываются и сопоставляются различные методики оценки персонала, но общепринятой процедуры, которая устраивала бы всех, пока нет. Как правило, оценка результатов труда непосредственно характеризует достигнутые работником цели. Их сопоставляют с конечными целями организации. Для оценки руководителей наиболее распространенной формой являются оценки по достижению целей. Они основаны на установлении для каждого управляющего ясных и четких целевых показателей, на которые он должен “выйти” к определенному сроку. В ходе оценки, осуществляющий ее эксперт (нередко это руководитель более высокого ранга), относит деятельность работника к одной из оценочных категорий.

Особая роль в оценке кадров отводится процедуре аттестации. Акцент нередко переносится на социальные качества личности. При этом широко используется метод экспертных оценок, для успешного проведения которого очень важно тщательно подобрать компетентных специалистов, создать в коллективе атмосферу деловитости, профессионализма. Поэтому эффективность аттестации, ее объективность во многом зависит от степени, уровня подготовленности членов экспертной комиссии к осуществлению такой работы. В существующих исследованиях отмечено несколько десятков систем оценки специалистов руководящих должностей, которые классифицируются по различным признакам. Оценка управленческих кадров связана с решением двух видов задач: обеспечения предприятия квалифицированными специалистами и повышения эффективности труда руководителя.

Для разработки действенной системы оценки кадров необходимо совершенствование организационных, научных, этических принципов. Сложность оценки персонала заключается также и в том, что к выполнению основных функций управления добавляется также исполнительская деятельность персонала и механизм принятия решений. Важным моментом в оценке персонала является включение элемента самооценки. Высказанная аттестуемым самооценка помогает эксперту объективно сделать выбор; она же дает возможность субъекту сформировать свое мнение относительно успешности выполняемой им работы. Самооценка повышает доверие между руководителями среднего и высшего звена. При этом высшее руководство получает непосредственное представление о целях, которые среднее звено ставит себе, и о проблемах, с которыми оно сталкивается.

Исследователи предлагают различные критерии, позволяющие оценить руководителей. Например, В.В. Глухов в качестве оцениваемых признаков предлагает выделить “наличие управленческих навыков”, “степень личной ориентации”, “качество работы”.1 В. Янчевский считает, что критериями оценки руководителей должны быть “творческий склад ума”, “стратегический тип мышления”, “склонность к инновациям”, “умение аккумулировать энергию и способности многих участников к совместной деятельности”.2

На наш взгляд, предлагаемые критерии не в достаточной степени охватывают оценку деятельности руководителей. В них отсутствуют такие важные элементы, как образование, опыт работы, знание специфики производства. Целью оценки является создание такой ситуации, когда деятельность работника в должности руководителя носит характер самореализации, самоутверждения, соответствует его индивидуальным возможностям, протекает в одном направлении с потребностями, интересами, ценностями самой организации. Такое соответствие деятельности целям предприятия является основой для оптимального функционирования организации.

Известно, что руководитель осуществляет свою деятельность через других работников, которые могут либо частично возмещать отсутствующие у него качества, либо ограничивать имеющиеся. Качества руководителя несут в себе результаты влияния специфики окружающей его среды, вне которых они могут меняться, приобретать или терять свои параметры и ценности. Оценка работников управления носит системный характер, и осуществляется в рамках исследования общих социальных условий функционирования организации и индивидуальных особенностей деятельности руководителя. Кроме того, оценка руководящих кадров должна иметь циклический, постоянный характер и быть адекватной, только в этом случае управляющий имеет возможность действовать уверенно. Неадекватная оценка руководящих кадров ведет к неспособности руководителя объективно познать и оценить себя, а это приводит к постепенному утрачиванию им видения целей, перспектив и средств управления, следовательно, понижает его общую управленческую компетентность.

Оценка результативности труда есть одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы руководителем. Она характеризует его способность оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо производственного или управленческого звена. На конечные результаты труда работников аппарата управления влияет совокупность различных факторов, классификация которых приведена в Таблице 3. Учет этих факторов обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных должностных лиц в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.

Таблица 1.

Наши рекомендации