Глава 1. методологические основы

И.М. НЕВЛЕВА

Л.В. СОЛОВЬЕВА

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебное пособие

Допущено Учебно-методическим объединением

по образованию в области социальной работы в качестве

дополнительного учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по специальности «Социальная работа»

Белгород

«Кооперативное образование»


ББК 65.9(2)27 Н 40 Рекомендовано к изданию кафедрой социальной работы и документоведения. Протокол № 3 от 28.10.2004 г.

Автор

Невлева Инна Михайловна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и документоведения Белгородского университета потребительской кооперации

Соловьева Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономических наук Белгородского университета потребительской кооперации

Рецензенты:

Вейнгольд Юрий Юлианович, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и философии Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова

Еремкин Анатолий Ильич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и документоведения Белгородского университета потребительской кооперации

Невлева И.М., Соловьева Л.В.

Н 40Теория социальной работы: Учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 431 с.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа» дневной и заочной форм обучения, изучающих курс «Теория социальной работы», включающий в себя проблематику бытия человека в мире, понимания его природы и сущности, смысла и целей жизни, перспектив развития человеческой цивилизации, культуры, межличностной коммуникации, морально-этических отношений. Важное место занимают вопросы социального здоровья и благополучия, социальной девиации. За стремлением стать социальным работником стоят вера в людей, их возможности и способности, создание атмосферы толерантности, равноправия и бескорыстной помощи.

ББК 65.9(2)27

© Издательство БУПК

«Кооперативное образование», 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………...
Глава 1. Методологические основы социальной работы….
1.1. Становление теории социальной работы…….
1.2. Специфика западной и отечественной моделей социальной работы…………………………….  
1.3. Оформление христианских представлений о помощи……
1.4. Теоретические основы научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе………………………  
1.5. Теория социальной работы в первой половине XX в. в исследованиях М. Ричмонд, В. Робинсон, О. Ранк, Г. Гамильтон, Ф. Бистека…………..    
1.6. Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг..
1.7. Оформление отечественной теории социальной работы…..
   
Глава 2. Философия социальной работы…………………...
2.1. Парадигмы философии социальной работы…
2.2. Философские ценности социальной работы...
2.3. Человек в концепциях социальной работы….
   
Глава 3. Социальная работа как вид социальной деятельности…………
3.1. Социальная работа как профессиональный вид деятельности…
3.2. Объект и субъект социальной работы………..
3.3. Функции социальной работы…………………
3.4. Структура и уровни социальной работы…….
   
Глава 4. Социальная работа как наука и учебная дисциплина…………
4.1. Социум и социальные отношения как предметная область социальной работы……………….  
4.2. Категориально-понятийный аппарат социальной работы…
4.3. Социальная работа как наука…………………
4.4. Закономерности и принципы социальной работы…………
4.5. Методы социальной работы………………….
4.6. Социальная работа как учебная дисциплина……………
   
Глава 5. Становление теории социальной работы…...…….
5.1. Целостное осмысление проблем человека – сущность теории и практики социальной работы………………….  
5.2. Человек, индивидуум, личность, индивидуальность………
5.3. Нравственные основы личности……………...
5.4. Ценностное осмысление социальных проблем человека в потребительской кооперации…..  
5.5. Теории и модели социальной работы………………………..
5.6. Теория социальной работы в системе наук……………..
5.7. Междисциплинарный и комплексный характер социальной работы…  
Глава 6. Социальная работа и проблемы общественного развития……
6.1. Социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой……………………….  
6.2. Социальная политика государства и социальная работа…
6.3. Государственно-правовые основы социальной работы…
6.4. Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы……………...  
6.5. Третий сектор и его роль в социальной защите…………….
6.6. Роль потребительской кооперации в духовно-нравственном возрождении общества……….……………….  
6.7. Социальная безопасность в теории социальной работы……
6.8. Социальная защита населения……………………………..
   
Глава 7. Социальная работа в системе социального обслуживания населения……………..………………  
7.1. Социальное обслуживание населения: понятие, сущность, классификация…………………….  
7.2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации…………  
7.3. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой характер……………………………………………………….  
   
Глава 8. Социальная работа с различными группами населения…………
8.1. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми.
8.2. Особенности социальной работы с пожилыми людьми……
8.3. Социальная работа с инвалидами…………….
8.4. Социальная работа с молодежью…………….
   
Глава 9. Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности…………………………………………………..  
9.1. Культурно-досуговая деятельность и её место в системе социальной работы…………………  
9.2. Социальная политика в отношении свободного времени как фактор гармонизации общественных отношений………  
9.3. Практика социальной работы и здоровый образ жизни человека..
   
Глава 10. Специфика социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества…………...  
10.1. Учет специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе………..  
10.2. Социальная защита и социальная работа…..
10.3. Социальная работа в системе образования.…………..
10.4. Социальная работа в системе здравоохранения………..
10.5. Социальная работа в сельской местности и ее особенности…..
10.6. Социальная работа в этнической среде…….
10.7. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях……
Глава 11. Профессиональная «Я – концепция» социального работника..
11.1. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной работы……………….……………………………  
11.2. Ролевой репертуар социального работника……………..
11.3. Коммуникативная профессиограмма социального работника………………………………………………………………  
11.4. Личность специалиста социальной работы.…………….
11.5. Профессионально-этические качества, принципы и нормы деятельности социального работника…………………………  
   
Глава 12. Социальное взаимодействие социального работника и клиента…...
12.1. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента……………………………………..  
12.2. Теоретическое многообразие подходов к проблемам клиента и их решению…………….……………………….  
12.3. Социальная адаптация и реабилитация – основная задача социального работника……………………………….  
   
Глава 13. Профессиональные риски в социальной работе.……………
13.1. Сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности социального работника…………………  
13.2. Психическое здоровье социального работника.…………
13.3. Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе…………………………………………..  
   
Глава 14. Теоретические подходы к личности клиента….…..…………
14.1. Феноменология понятия «клиент»………………………
14.2. Психологические подходы к клиенту…………………..
14.3. Особенности биопсихологического подхода к личности клиента……………………….…………………………….  
14.4. Ролевой подход к личности………………………………
14.5. Системный подход к личности клиента………………
   
Глава 15. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека……
15.1. Сексизм и антидискриминационная практика социальной работы……………………………………………………  
15.2. Сексизм как часть социокультурной системы.………………
15.3. Этноцентризм и проблемы поддержки нуждающихся….
15.4. Социальная работа в отношении этнических меньшинств…………………………………………………………..  
   
Глава 16. Индивидуальный фактор в контексте проблем клиента……
16.1. Феномен «маскулинности» и психосоциальные проблемы клиента………………………………………………..  
16.2. Феномен «феминности» в теоретических подходах социальных наук…………………….……………………………..  
16.3. Гендерные подходы в практике социальной работы……
16.4. Дискриминация человека по признаку возраста………
16.5. Феномен здоровья в контексте проблем трудовой жизненной ситуации………………………………………………….  
16.6. Социальная работа и проблемы сексуальных меньшинств……………………………………………………………  
   
Глава 17. Семья как клиент социальной работы...………… ……………
17.1. Семья как фактор деструктивного воспитания………
17.2. Семья как фактор напряжения в процессе социализации.
17.3. Жизненный цикл семьи и стратегия помощи………
   
Глава 18. Социоэкономический фактор в трансформации жизненного сценария человека………………….  
18.1. Социально-экономические условия как фактор жизненного сценария личности………...  
18.2. Алкоголизм и проблемы девиации………..
18.3. Теоретические проблемы наркомании……
18.4. Социальная работа с наркозависимыми группами населения……………………………...  
18.5. Преступность как фактор девиации жизненного сценария личности……………………..  
   
Глава 19. Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника………………..  
19.1. Профессиональный портрет социального работника……
19.2. Духовно-нравственные качества социального работника
   
Глава 20. Методы социальной работы……………………...
20.1. Методы индивидуальной социальной работы..
20.2. Модели индивидуальной работы со случаем...
20.3. Функциональная индивидуальная работа..
20.4. Методы социальной работы с группой…...
20.5. Типология социальной групповой работы.
20.6. Социальная работа в микросоциальной среде..
   
Глава 21. Роль социальной работы в системе общественного устройства зарубежных стран……………..  
21.1. Социальная работа за рубежом……………
21.2. Методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы…………..  
21.3. Теоретические модели социальной работы за рубежом………………………………………..  
21.4. Основные направления практической социальной работы за рубежом……………………  
   
Глава 22. Социальная работа в потребительской кооперации...
   
22.1. Потребительская кооперация – социально ориентированная система………………………..  
22.2. Социальная миссия потребительской кооперации. Реализация кооперативных принципов и ценностей в деятельности потребительской кооперации……………………………    
22.3. Социальные аспекты и нравственные основы хозяйствования потребительской кооперации……  
   
Список литературы…………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

В 1991 году в Российской Федерации введена профессия социальный работник. Впервые в истории российского государства возникла необходимость введения института специально подготовленных социальных работников, которые могли бы профессионально и грамотно оказывать профилактическую, медико-социальную, психологическую, педагогическую и правозащитную помощь нуждающимся, применять на практике новые технологии работы с семьей, инвалидами, детьми, пожилыми людьми. Российский государственный социальный университет был одним из первых вузов, где началась подготовка социономов – специалистов в области социальной работы.

В Белгородском университете потребительской кооперации специальность «Социальная работа» открыта в 2002 году. Формирование системы социального обслуживания населения востребовано не только новой концепцией социальной работы, но и подготовкой квалифицированных специалистов по социальной работе.

Специфика курса «Теория социальной работы» раскрывается в том, что он является базовым для специалистов по социальной работе и связующим звеном с другими дисциплинами. С одной стороны, этот курс предполагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах её проявления, с другой стороны, отдельные проблемы теории социальной работы более глубоко и подробно будут рассмотрены в специальных дисциплинах обучающего цикла.

Основная часть курса посвящена существующим в мировой и отечественной практике представлениям о социальной работе и её этических принципах, а также формам и методам практической работы с клиентами, с группами, семьями, в социуме. Особый упор при этом делается на формирование у будущих социальных работников четкого восприятие проблем и нужд клиента с учетом специфики социальных индивидуальных факторов.

Интересным является предмет – теория социальной работы в России и социальная работа за рубежом. Знание социальной работы за рубежом будет способствовать тому, что специалист по социальной работе может перенимать интересные, высокоэффективные методики работы с населением, которые используются за границей, рационально объединять российский опыт и опыт других стран.

Развертывание широкой сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость подготовки специалистов по социальной работе. Специалисты по социальной работе должны быть наделены такими профессиональными и духовно-нравственными качествами, как милосердие, сострадание, эмпатия, чувство гражданской и социальной справедливости, умение работать с людьми. Поэтому в теории социальной работе большое внимание уделяется функционально-ролевому репертуару социальных работников, профессиональному отбору, правовому и нравственному регулированию их деятельности.

Курс «Теория социальной работы» направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании учебной программы по курсу «Теория социальной работы».

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации