Глава 1. методологические основы
И.М. НЕВЛЕВА
Л.В. СОЛОВЬЕВА
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением
по образованию в области социальной работы в качестве
дополнительного учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по специальности «Социальная работа»
Белгород
«Кооперативное образование»
ББК 65.9(2)27 Н 40 | Рекомендовано к изданию кафедрой социальной работы и документоведения. Протокол № 3 от 28.10.2004 г. |
Автор
Невлева Инна Михайловна, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и документоведения Белгородского университета потребительской кооперации
Соловьева Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономических наук Белгородского университета потребительской кооперации
Рецензенты:
Вейнгольд Юрий Юлианович, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и философии Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова
Еремкин Анатолий Ильич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и документоведения Белгородского университета потребительской кооперации
Невлева И.М., Соловьева Л.В.
Н 40Теория социальной работы: Учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 431 с.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа» дневной и заочной форм обучения, изучающих курс «Теория социальной работы», включающий в себя проблематику бытия человека в мире, понимания его природы и сущности, смысла и целей жизни, перспектив развития человеческой цивилизации, культуры, межличностной коммуникации, морально-этических отношений. Важное место занимают вопросы социального здоровья и благополучия, социальной девиации. За стремлением стать социальным работником стоят вера в людей, их возможности и способности, создание атмосферы толерантности, равноправия и бескорыстной помощи.
ББК 65.9(2)27
© Издательство БУПК
«Кооперативное образование», 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………... | |
Глава 1. Методологические основы социальной работы…. | |
1.1. Становление теории социальной работы……. | |
1.2. Специфика западной и отечественной моделей социальной работы……………………………. | |
1.3. Оформление христианских представлений о помощи…… | |
1.4. Теоретические основы научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе……………………… | |
1.5. Теория социальной работы в первой половине XX в. в исследованиях М. Ричмонд, В. Робинсон, О. Ранк, Г. Гамильтон, Ф. Бистека………….. | |
1.6. Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг.. | |
1.7. Оформление отечественной теории социальной работы….. | |
Глава 2. Философия социальной работы…………………... | |
2.1. Парадигмы философии социальной работы… | |
2.2. Философские ценности социальной работы... | |
2.3. Человек в концепциях социальной работы…. | |
Глава 3. Социальная работа как вид социальной деятельности………… | |
3.1. Социальная работа как профессиональный вид деятельности… | |
3.2. Объект и субъект социальной работы……….. | |
3.3. Функции социальной работы………………… | |
3.4. Структура и уровни социальной работы……. | |
Глава 4. Социальная работа как наука и учебная дисциплина………… | |
4.1. Социум и социальные отношения как предметная область социальной работы………………. | |
4.2. Категориально-понятийный аппарат социальной работы… | |
4.3. Социальная работа как наука………………… | |
4.4. Закономерности и принципы социальной работы………… | |
4.5. Методы социальной работы…………………. | |
4.6. Социальная работа как учебная дисциплина…………… | |
Глава 5. Становление теории социальной работы…...……. | |
5.1. Целостное осмысление проблем человека – сущность теории и практики социальной работы…………………. | |
5.2. Человек, индивидуум, личность, индивидуальность……… | |
5.3. Нравственные основы личности……………... | |
5.4. Ценностное осмысление социальных проблем человека в потребительской кооперации….. | |
5.5. Теории и модели социальной работы……………………….. | |
5.6. Теория социальной работы в системе наук…………….. | |
5.7. Междисциплинарный и комплексный характер социальной работы… | |
Глава 6. Социальная работа и проблемы общественного развития…… | |
6.1. Социокультурные ценности общества и их связь с социальной работой………………………. | |
6.2. Социальная политика государства и социальная работа… | |
6.3. Государственно-правовые основы социальной работы… | |
6.4. Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы……………... | |
6.5. Третий сектор и его роль в социальной защите……………. | |
6.6. Роль потребительской кооперации в духовно-нравственном возрождении общества……….………………. | |
6.7. Социальная безопасность в теории социальной работы…… | |
6.8. Социальная защита населения…………………………….. | |
Глава 7. Социальная работа в системе социального обслуживания населения……………..……………… | |
7.1. Социальное обслуживание населения: понятие, сущность, классификация……………………. | |
7.2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации………… | |
7.3. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой характер………………………………………………………. | |
Глава 8. Социальная работа с различными группами населения………… | |
8.1. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми. | |
8.2. Особенности социальной работы с пожилыми людьми…… | |
8.3. Социальная работа с инвалидами……………. | |
8.4. Социальная работа с молодежью……………. | |
Глава 9. Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности………………………………………………….. | |
9.1. Культурно-досуговая деятельность и её место в системе социальной работы………………… | |
9.2. Социальная политика в отношении свободного времени как фактор гармонизации общественных отношений……… | |
9.3. Практика социальной работы и здоровый образ жизни человека.. | |
Глава 10. Специфика социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества…………... | |
10.1. Учет специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе……….. | |
10.2. Социальная защита и социальная работа….. | |
10.3. Социальная работа в системе образования.………….. | |
10.4. Социальная работа в системе здравоохранения……….. | |
10.5. Социальная работа в сельской местности и ее особенности….. | |
10.6. Социальная работа в этнической среде……. | |
10.7. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях…… | |
Глава 11. Профессиональная «Я – концепция» социального работника.. | |
11.1. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной работы……………….…………………………… | |
11.2. Ролевой репертуар социального работника…………….. | |
11.3. Коммуникативная профессиограмма социального работника……………………………………………………………… | |
11.4. Личность специалиста социальной работы.……………. | |
11.5. Профессионально-этические качества, принципы и нормы деятельности социального работника………………………… | |
Глава 12. Социальное взаимодействие социального работника и клиента…... | |
12.1. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента…………………………………….. | |
12.2. Теоретическое многообразие подходов к проблемам клиента и их решению…………….………………………. | |
12.3. Социальная адаптация и реабилитация – основная задача социального работника………………………………. | |
Глава 13. Профессиональные риски в социальной работе.…………… | |
13.1. Сущность, виды и проявления профессиональной деформации личности социального работника………………… | |
13.2. Психическое здоровье социального работника.………… | |
13.3. Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе………………………………………….. | |
Глава 14. Теоретические подходы к личности клиента….…..………… | |
14.1. Феноменология понятия «клиент»……………………… | |
14.2. Психологические подходы к клиенту………………….. | |
14.3. Особенности биопсихологического подхода к личности клиента……………………….……………………………. | |
14.4. Ролевой подход к личности……………………………… | |
14.5. Системный подход к личности клиента……………… | |
Глава 15. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека…… | |
15.1. Сексизм и антидискриминационная практика социальной работы…………………………………………………… | |
15.2. Сексизм как часть социокультурной системы.……………… | |
15.3. Этноцентризм и проблемы поддержки нуждающихся…. | |
15.4. Социальная работа в отношении этнических меньшинств………………………………………………………….. | |
Глава 16. Индивидуальный фактор в контексте проблем клиента…… | |
16.1. Феномен «маскулинности» и психосоциальные проблемы клиента……………………………………………….. | |
16.2. Феномен «феминности» в теоретических подходах социальных наук…………………….…………………………….. | |
16.3. Гендерные подходы в практике социальной работы…… | |
16.4. Дискриминация человека по признаку возраста……… | |
16.5. Феномен здоровья в контексте проблем трудовой жизненной ситуации…………………………………………………. | |
16.6. Социальная работа и проблемы сексуальных меньшинств…………………………………………………………… | |
Глава 17. Семья как клиент социальной работы...………… …………… | |
17.1. Семья как фактор деструктивного воспитания……… | |
17.2. Семья как фактор напряжения в процессе социализации. | |
17.3. Жизненный цикл семьи и стратегия помощи……… | |
Глава 18. Социоэкономический фактор в трансформации жизненного сценария человека…………………. | |
18.1. Социально-экономические условия как фактор жизненного сценария личности………... | |
18.2. Алкоголизм и проблемы девиации……….. | |
18.3. Теоретические проблемы наркомании…… | |
18.4. Социальная работа с наркозависимыми группами населения……………………………... | |
18.5. Преступность как фактор девиации жизненного сценария личности…………………….. | |
Глава 19. Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника……………….. | |
19.1. Профессиональный портрет социального работника…… | |
19.2. Духовно-нравственные качества социального работника | |
Глава 20. Методы социальной работы……………………... | |
20.1. Методы индивидуальной социальной работы.. | |
20.2. Модели индивидуальной работы со случаем... | |
20.3. Функциональная индивидуальная работа.. | |
20.4. Методы социальной работы с группой…... | |
20.5. Типология социальной групповой работы. | |
20.6. Социальная работа в микросоциальной среде.. | |
Глава 21. Роль социальной работы в системе общественного устройства зарубежных стран…………….. | |
21.1. Социальная работа за рубежом…………… | |
21.2. Методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы………….. | |
21.3. Теоретические модели социальной работы за рубежом……………………………………….. | |
21.4. Основные направления практической социальной работы за рубежом…………………… | |
Глава 22. Социальная работа в потребительской кооперации... | |
22.1. Потребительская кооперация – социально ориентированная система……………………….. | |
22.2. Социальная миссия потребительской кооперации. Реализация кооперативных принципов и ценностей в деятельности потребительской кооперации…………………………… | |
22.3. Социальные аспекты и нравственные основы хозяйствования потребительской кооперации…… | |
Список литературы………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
В 1991 году в Российской Федерации введена профессия социальный работник. Впервые в истории российского государства возникла необходимость введения института специально подготовленных социальных работников, которые могли бы профессионально и грамотно оказывать профилактическую, медико-социальную, психологическую, педагогическую и правозащитную помощь нуждающимся, применять на практике новые технологии работы с семьей, инвалидами, детьми, пожилыми людьми. Российский государственный социальный университет был одним из первых вузов, где началась подготовка социономов – специалистов в области социальной работы.
В Белгородском университете потребительской кооперации специальность «Социальная работа» открыта в 2002 году. Формирование системы социального обслуживания населения востребовано не только новой концепцией социальной работы, но и подготовкой квалифицированных специалистов по социальной работе.
Специфика курса «Теория социальной работы» раскрывается в том, что он является базовым для специалистов по социальной работе и связующим звеном с другими дисциплинами. С одной стороны, этот курс предполагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах её проявления, с другой стороны, отдельные проблемы теории социальной работы более глубоко и подробно будут рассмотрены в специальных дисциплинах обучающего цикла.
Основная часть курса посвящена существующим в мировой и отечественной практике представлениям о социальной работе и её этических принципах, а также формам и методам практической работы с клиентами, с группами, семьями, в социуме. Особый упор при этом делается на формирование у будущих социальных работников четкого восприятие проблем и нужд клиента с учетом специфики социальных индивидуальных факторов.
Интересным является предмет – теория социальной работы в России и социальная работа за рубежом. Знание социальной работы за рубежом будет способствовать тому, что специалист по социальной работе может перенимать интересные, высокоэффективные методики работы с населением, которые используются за границей, рационально объединять российский опыт и опыт других стран.
Развертывание широкой сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обусловили необходимость подготовки специалистов по социальной работе. Специалисты по социальной работе должны быть наделены такими профессиональными и духовно-нравственными качествами, как милосердие, сострадание, эмпатия, чувство гражданской и социальной справедливости, умение работать с людьми. Поэтому в теории социальной работе большое внимание уделяется функционально-ролевому репертуару социальных работников, профессиональному отбору, правовому и нравственному регулированию их деятельности.
Курс «Теория социальной работы» направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании учебной программы по курсу «Теория социальной работы».
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ