Характер. Говоря о характере какого-либо человека, мы всегда даем явную или подразумеваемую его оценку: «Он — добрый человек»

Говоря о характере какого-либо человека, мы всегда даем явную или подразумеваемую его оценку: «Он — добрый человек», «Она — плохая подруга» и т.д. Эту особенность житейского использования понятия «характер» хорошо подчеркнул Г. Олпорт: характер — понятие этическое, оно используется для оценки поведения индивида, т.е. характер — оцененная личность, а личность — это неоцененный характер. Но в научной психологии этический — только один из аспектов проблемы характера. О внимании к ней ученых говорит и история психологии. Научный подход берет свое начало в труде древнегреческого ученого Теофраста «Характеристики». Позднее в работах А. Сен-Симона, Ф. Ларошфуко, Д. Дидро, К. Гельвеция и др. анализируются характеры людей того времени, условия их формирования, при этом центральное место отводится среде и воспитанию. Д. Лафатер, Ф. Галль связывали становление характера с наследственными факторами. В XIX в. была поставлена задача создания специальной науки — характерологии (или этологии). Ею в основном разрабатывались проблемы структуры и типологии характера (А. Бэн, Т. Рибо, А. Фулье и др.). XX в. также стал продуктивным в плане создания типологий характера, например, конституционально-биологических (Э. Кречмер и др.), психоаналитических (3. Фрейд, О. Ранк, К. Хорни, Э. Фромм и др.), идеологических (Э. Шпрангер и др.).

Русской психологией XIX в. не только разрабатывались традиционные проблемы характера, но и делался акцент на педагогическом и прикладном аспектах (А.И. Галич, И.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Каптерев).

Практически все исследователи соотносят понятие «характер» с понятием «личность»: нередко характер и личность отождествляются, термины употребляются как синонимы либо личность и характер пересекаются в каких-то аспектах, но чаще всего характер рассматривается как включенный в личность, как ее подструктура (3. Фрейд, К. Хорни, Н.Д. Левитов, B.C. Мерлин, А.Г. Ковалев, B.C. Филатов, Б.Г. Ананьев и др.).

В многообразии определений характера можно выделить две основные группы. Для первой характерно акцентирование на внешнем поведенческом аспекте: характер определяется как способ поведения (А. Адлер), формально-динамические аспекты поведения (Ю.Б. Гиппенрейтер), способ реагирования (А. Лоуэн) и др. Для второй — определение характера как совокупности некоторых внутренних характеристик личности: свойств (B.C. Мерлин), черт (К.К. Платонов), особенностей (В.Г. Нора-кидзе, И.В. Страхов, B.C. Филатов, А.В. Петровский и др.), направленности и воли (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов), реакций (В. Райх), влечений (3. Фрейд), функций (О. Фенихель и др.). Общим для всех пониманий характера является выделение его основных особенностей: индивидуальное своеобразие, наличие типического, проявление в деятельности и общении, социальная детерминированность.

Практически всеми учеными признается, что характер может быть разложен на некие элементы (черты, свойства, качества и т.п.). Каков конкретный перечень этих элементов, способ их организации, другие проблемы структуры? Различные теории дают разноречивые ответы на эти вопросы. Ученые более едины в общих требованиях к структуре черт, чем в описании исчерпывающих структур, которых очень немного на сегодня в науке. Так, Н.Д. Левитов предложил одну из наиболее полных классификаций черт характера. Под чертами он понимает сложные индивидуальные показательные для человека особенности. Главным при изучении черт является выделение среди них ведущих. Все черты он делит на две группы: черты направленности и волевые черты. К чертам, связанным с содержанием и предметом направленности, относятся вопросы мировоззрения и культуры, отношение к науке и искусству, отношение к себе и другим людям, отношение к труду, направленность на несуществующие цели. К чертам, связанным с психологической природой направленности, Левитов относит осмысленность, рассудочность; эмоциональные черты; волевую устремленность, энтузиазм. К чертам, связанным с силой направленности, относятся глубина, устойчивость и гибкость, уровень аспирации.

Другими учеными предпринимаются попытки выделить синтетические черты, в которых сфокусированы многие свойства, например, полнота, цельность, сила, оригинальность, твердость. Предлагается также разделить черты на следующие группы: эмоциональные (вспыльчивость, подавленность, оптимизм), моральные (честность, ответственность), волевые (решительность, целеустремленность, самообладание), интеллектуальные (наблюдательность, любознательность, вдумчивость, сообразительность, изобретательность). В результате факторного анализа могут быть выделены наиболее значимые черты для описания характера определенной выборки индивидов.

В зарубежных исследованиях черты характера перечисляются как рядоположенные при описании типов характера. Это так называемые типические черты, общие для определенной группы людей, отражающие общие условия их жизни и проявляющиеся в большей или меньшей мере у каждого представителя этой группы. Совокупность существенных типических черт образует тип характера. Исследование типов характера приводит к построению определенной классификации (типологии). Наиболее известны и популярны зарубежные психоаналитические типологии. В зависимости от фиксации личности на той или иной стадии психосексуального развития З. Фрейд выделяет следующие типы характера: оральный, анальный, уретральный, фаллический, генитальный. Человек с оральным характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения, оральная озабоченность разрешается посредством употребления нищи, выпивки, курения, поцелуев. Основные черты анального характера — скупость, упрямство, аккуратность. Уретральный характер отличают честолюбие и склонность к соперничеству. Люди с фаллическим характером ведут себя в беспечной, решительной, самоуверенной манере. Человек с таким характером чувствителен, живет в предвосхищении нападок на себя и поэтому наступает первым. Генитальный характер — самый зрелый, личность с таким характером обладает способностью к сублимации сексуальной энергии.

В последующих психоаналитических типологиях акцент ставится на вариантах взаимоотношений личности с обществом. Так, К. Хорни описывает основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, — это направленность «к людям», «против людей» и «от людей». По преобладанию одной из них К. Хорни описывает три типа характера. При первой направленности (уступчивый тип) признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая направленность (агрессивный тип) предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности (обособленный тип) человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию.

У Э. Фромма суть характера человека определяют его ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром. Характер каждой личности — это сочетание нескольких ориентации, одна из которых доминирует. Э. Фромм разграничивает две главные ориентации: плодотворную и неплодотворную, внутри каждой из них выделяются типы характера. Характер неплодотворной ориентации имеет и положительные, и отрицательные стороны: рецептивный тип — берущий, ответственный, почтительный, скромный и пассивный, паразитический, нереалистичный, трусливый и т.д.; эксплуататорский тип — активный, горделивый, уверенный в себе и агрессивный, эгоцентричный, безрассудный и т.д.; стяжательский тип — практичный, экономный, внимательный и жадный, холодный, подозрительный, упрямый и т.д.; рыночный тип — целеустремленный, общительный, недогматичный и беспринципный, бестактный, расточительный и т.д. Плодотворная ориентация включает следующие типы: деятельный, любящий, разумный.

Из других психоаналитических теорий можно отметить типологию О. Ранка (средний человек, невротик, творческий человек), где рассматривается генезис развития воли; и типологию А. Лоуэна (оральный, мазохистский, истерический, фаллически-нарциссический, шизоидный типы характера), где в основе — особенности Я-образа. Как отмечает Блюм, описание типов характера, предлагаемое несколькими теоретиками, обнаруживает заметное сходство в психоаналитических типологиях, и это подтверждается рядом уравнений:

Орально-пассивный тип (ортодоксальная позиция) = Уступчивый тип (по Хорни) = Рецептивная ориентация (по Фромму).

Орально-садистский тип (ортодоксальная позиция) = Агрессивный тип (по Хорни) = Эксплуататорская ориентация (по Фромму).

Анальный тип (ортодоксальная позиция) = Накопительская ориентация (по Фромму).

Тенитальный тип (ортодоксальная позиция) = Творческий человек (по Ранку) = Продуктивная ориентация (по Фромму).

Экстраверт (по Юнгу) — Средний человек (по Ранку) = Рыночная ориентация (по Фромму).

Интроверт (по Юнгу) = Обособленный тип (по Хорни).

Из столь очевидного взаимоналожения типологий можно, по мнению Блюма, сделать вывод о значительной достоверности типологий.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Насколько существующие определения личности соответствуют методологическим требованиям?

2. Охарактеризуйте главные направления в зарубежной психологии личности.

3. Охарактеризуйте разные взгляды на структуру личности.

4. Расскажите об основных типологических исследованиях личности.

5. Что такое Я-концепция? Как происходит формирование Я-концепции индивида?

6. Дайте определение самооценки. Что отражает адекватная и неадекватная самооценка?

7. Какие функции выполняют «психологические защиты»?

8. Дайте характеристику основных типов характера.

Наши рекомендации