Интегративная модель семейного консультирования

Следующие факторы способствовали развитию интегративного движения в психотерапии: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие. Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента.

(Про интегративную психотерапию ещё можно что-то найти, а про интегративную модель в семейном консультировании – ваще ничего L )

65. Стратегічна модель консультування сім'ї (Дж.Хейлі, міланська школа)

Стратегічна школа

Час заснування: 70-ті рр., ХХст

Представники : Хейлі, Манадес, Пепп

Підхід: Парадигма «структура/процес»

Основні поняття і суть напрямку: Хейлі вважав|лічив|, що стосунки в сім'ї визначаються результатом|виходом| боротьби подружжя за контроль. Симптом – один із способів контролювати поведінку тих, що оточують. На думку Хейлі, завдання|задача| психотерапії полягає в тому, щоб|аби| дати людям інші способи дії. Лікувальний ефект сімейної|родинної| терапії значно зростає, коли на терапевтичному сеансі зустрічаються всі члени сім'ї. Внеском|вкладом| Хейлі в сімейну|родинну| психотерапію стали різні вказівки або завдання|задавання|, які терапевт дає членам сім'ї. Виконання завдань|задавань| забезпечує рівність, кожен член сім'ї має право висловити свою думку. Ці завдання|задавання| стосуються поведінки як під час сеансу, так і удома|вдома|.

Цілі терапії: 1.Запобігти порядку|ладу| подій, що автоматично повторюється, внести велику складність до цього затверділого репертуару і збагатити його новими альтернативами. 2.Розробка стратегії для вирішення проблем, оскільки|тому що| зміни в сім'ї важливіші|поважні|, ніж розуміння причин порушень.

Для цього важлво виконувати завдання

Робота терапевта : терапія — директивна, і жоден терапевт не в змозі уникнути директивності, оскільки навіть самий вибір проблеми, яку він наважується прокоментувати, і тон його голосу директивні. У даному виді терапії вказівки терапевта передбачені спеціально. Ні – інсайтам та інтерпритаціям Техніки:парадоксальні інтенція, побудоав деректив,зміні метафор, що знаходять|находять| вираз|вираження| в симптоматичній поведінці, техніка переконання батьків, що будять|пробуджують| в них відповідальність за своїх дітей і готовність вирішувати|рішати| їх проблеми

«Миланская школа» системной семейной психотерапии 70-е годы, Мара Сельвини Палацолли, Луиджи Босколо. Миланская школа системной семейной психотерапии иногда выделяется в составе стратегической семейной терапии, а иногда как самостоятельное направление системного подхода. «Миланская школа» утверждала, что у нее нет психотерапевтических истоков, и скорее она опирается на кибернетику и теорию живых систем Берталанфи.

Основные положения этого подхода:

· Семья - саморегулирующаяся система

· Любое действие человека есть форма коммуникации; поведение организовано в виде паттернов взаимодействий, циркулярных по своей природе

· Невербальные аспекты коммуникации более важны, нежели ее содержание

· Члены семьи - элементы единой системы взаимодействий, поведение любого из них влияет на поведение всех других, но не является причиной этого поведения

· Основной регулятор взаимодействий - правила семьи

· Терапевт в своей работе с семьей придерживается нейтральной позиции, не директивен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к членам семьи как личностям

Патологические семьи характеризуются т.н. "семейными играми", т.е. стремлениями каждого члена семьи определить отношения с другими в своих собственных терминах, отрицая при этом, что он это делает. Подобные игры основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями.

Терапевтическая работа в рамках данного подхода складывается из отдельных сеансов, каждый из которых состоит из следующих пяти процедур:

предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании семьи);

интервью (получение терапевтом основной информации о семье, проверка исходной гипотезы);

перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка системной гипотезы);

интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации или парадоксального предписания или ритуализированного поведения семье);

пост-прием (командное обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема)

Командная работа (постоянное супервизорство) - краеугольный камень системной семейной терапии.

Предельная цель системной семейной терапии - помочь семье как системе освободить своих членов от симптомов, взаимозависимостей и психологических защит, сделать из них свободных индивидов.

Семейные терапевты миланской школы (M. Палаззоли, Л. Босколо, Дж. Чеччин и Дж. Прата) также используют технологию прослеживания коммуникаций, делая особый акцент на обнаружении различий между членами семьи. Согласно Г. Бейтсону, информация есть различия, а различия отражают позиции в отношениях . Терапевты миланской школы используют особый тип вопросов — циркулярные вопросы.

Построение интервью вокруг различий является одним из наиболее значительных вкладов миланской группы в усовершенствование техники семейного консультирования. Ориентируя опрос вокруг различий, терапевт извлекает более релевантные данные и делает это более эффективно, чем с помощью линейных описаний.

Можно выделить следующие типы различий:

а) различия между индивидуальностями (“Кто злится больше всего?”);

б) различия во взаимоотношениях (“В чем разница между способом, которым мама общается с Катей, по сравнению с тем, как она обходится с Колей?”);

в) различия во времени (“Как она общалась с ним в прошлом году по сравнению с тем, как общается сейчас?”) и их различные комбинации.

Задавая циркулярные вопросы, терапевт активно использует категории, проясняющие различия: больше/меньше, ближе/дальше, чаще/реже, хуже/лучше и т.д. (“Кто из членов семьи лучше всего понимает маму?”, “Становятся ли родители ближе друг к другу, когда Коля плохо себя ведет?).

66. Основні проблеми прасімей та "перетікання тревоги"

Проблемы прасемей рассматриваются трансгенеративной психологии . В 1960-1970-ых годов вышло большое количество работ посвящённых изучению проблемы трансгенерационной передачи. Ф. Дольто, Н. Абрахам, а также И. Бошормени-Надь обнаружили сложную проблему как не разрешенные конфликты, тайны, "невысказанное", преждевременные смерти, выбор профессии и т.д. передаются из поколения в поколение. Источники повторений не осознаются и даже не рационализируются.

Н. Абрахам и М. Терек выдвинули гипотезу о "склепе" и "призраке", как свидетельстве о наличии "мертвеца", похороненного в другом. "Призрак - это некое образование бессознательного, которое никогда не было осознанным, и является результатом передачи из бессознательного родителя в бессознательное ребенка. ". Потомков носителя "склепа", вероятно, преследуют "пробелы, оставленные в нас тайнами других людей из предыдущих поколений нашей семьи. Действует как раз эта невысказанность, обостренная молчанием и утаиванием. Эта непроговариваемость уже является патогенной, так как поддерживает в ребенке различного рода неосведомленность. По сути дела, непроговариваемость и неосведомленность создают у ребёнка пустоту, которую он заполняет уже своими фантазиями, страхами и тревогами. Однако, эта неосведомленность - пустяк по сравнению с той непреодолимой тревогой родителей о том, что они скрывают. И эта тревога родителей, транслируемая ребенку и воспринимаемая им, оказывает патологическое воздействие на формирование его личности.

Передача способов функционирования может осуществляться осознанно, и тогда мы имеем дело с преемственностью, с верностью семейным традициям, однако, в значительно большей степени эта передача - бессознательный процесс.

Для межпоколенной передачи важно понятие скрытой (невидимой) лояльности семье. Оно является ключевым и означает ставшую бессознательной и невидимой верность предкам.

Мюррей Боуэн считал, что у любого человека существуют две системы функционирования: интелектуальная и эмоциональная. Мюррей Боуэн ввёл понятие дифференцированность. Степень дифференцированности человека будет определяться тем, в какой мере он в состоянии различать свои чувства и мысли. Как правило хорошо дифференцированный человек может провести различие: "это я думаю", а "это я чувствую".

Базисный уровень дифференцированности личности обусловлен предшествующими поколениями и родителями, с которыми вырос человек. Ребёнок не умеет справляться со своими сильными чувствами, и пытается справляться с ними по образу и подобию того, как с такими же чувствами справляются родители. Таким образом, недифференцированность на уровне семьи будет проявляться в сверхблизости или отчуждённости между членами семьи, зависимости эмоционального состояния каждого члена семьи от эмоционального состояния другого, плохая способность приспосабливаться к переменам.

Люди вступают в брак, выбирая партнёра с приблизительно одинаковой способностью реагировать на уровне эмоций или разума.

Способы, которым супруги привыкли справляться с возникшим в паре напряжением, они выносят из родительских семей. Традиционно, принято выделять четыре механизма "защиты от излишней близости": эмоциональное дистанцирование, супружеский конфликт, болезнь или дисфункция у одного из супругов, передача проблем детям.

Все четыре механизма должны поглощать существующее напряжение в семье. Для этого могут быть задействованы и все четыре области, и лишь одна из них. Любые симптомы в нуклеарной семье, супружеский конфликт, дисфункция одного из супругов или нарушения у ребенка, будут менее интенсивными при низком уровне тревоги и более интенсивными при высоком уровне тревоги.

В каждой супружеской паре существует некое фиксированное количество недифференцированности. И оно может распределятся по четырём каналам, которые мы описывали выше. Таким образом, мы может наблюдать семьи, где практически нет супружеских конфликтов, оба супруга здоровы, а ребенок имеет максимум проблем.

Процесс начинается с материнской тревожности, а отец играет поддерживающую роль, помогая ей реализовать тревожность в материнстве. Ребенок отвечает на тревогу матери собственной тревожностью, которую она ошибочно воспринимает как проблему ребенка. Родители начинают гиперопекать ребенка, преобразуя свою тревогу в излишнюю заботу о ребенке. Устанавливается паттерн инфантилизации ребенка, при котором ребенок постепенно становится все более проблемным и требовательным. Как только процесс начался, дальше он может запупкаться как тревогой матери, так и тревогой ребенка.

У разных детей в семье может быть разный уровень дифференциации. И если уровень одного ребёнка высок (что проявляется в хорошо сформированном Я, низком уровне импульсивности и т.д.), то его брат или сестр могут иметь низкий уровень дифференциации. Такая ситуация может наблюдаться если родители склонны разряжать своё напряжение на одном из детей. Имеется в виду, что родители проецируют собственные эмоциональные конфликты на ребёнка, и одновременно пытаются его контролировать. Ребенок, на котором проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени менее всего способен адаптироваться к жизни и в итоге имеет более низкий по сравнению с братьями и сёстрами уровень диффернциации Я.

Между детьми недифференцированность распределяется следующим образом: она отдается одному ребенку, а если количество слишком велико для одного, включается еще один, обычно в меньшей степени, чем предыдущий и.т.д.

Обычно объектом проекции становятся: старшие дети; единственный ребенок противоположного пола; те, кто особенно эмоционально значим для матери, или те, кто, по ее мнению, особенно эмоционально значим для отца; дети с какими -либо дефектами; единственные дети; единственная дочь или единственный сын, когда остальные дети другого пола; особенные дети, которые были раздражительны, ригидны, находились в плохом контакте с матерью с самого начала. Дети, на момент зачатия и рождения которых пришлось состояние повышенний тревоги.

Таким образом понятно, что родители передают одному или нескольким своим детям часть своей незрелости. Итак, процесс семейной проекции работает в семье на протяжении многих поколении. Но заметен он только тогда, когда становится достаточно интенсивным.

Теория Боуэна предполагает, что люди выбирают партнеров по браку с уровнем дифференциации близким к их собственному. Следовательно, из поколения в поколение ребенок, обременённый родительскими проекциями, женится и функционирует с большей эмоциональной интенсивностью, чем его родители. Их сиблинги создают семьи по эмоциональным уровням близкие или менее интенсивные, чем родительские. Конечной точкой такой прогрессии в направлении недифференцированности являются разнообразные дисфункции

материнство - это опыт как минимум трех поколений. Существуют клинические подтверждения гипотезы о том, что природа будущего материнского отношения зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью в детстве, от того, как мать относилась к своей беременности и родам.

67. Сімейні стабілізатори. Типи дисфункціональних сімейних структур

Стабилизаторы

В любой семье существует что-то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. В каждой семье, как функциональной так и дисфункциональной имеются свои стабилизаторы:формы активности,люди, материальные вещи и пр.

Они поддерживают жизнедеятельность семьи, продлевая её жизнь

Функциональные стабилизаторы:

Общее место проживания

Общие финансовые средства

Общие формы активности и деятельности

Общие развлечения и пр.

Дисфункциональные стабилизаторы – те, которые продлевают время жизни дисфункциональной семьи:

1. Дети

Они являются элементом семейной системы, растут и развиваются в ней. В функциональной семье они стабилизаторами не являются. Но в дисфункциональной, вместо того, чтобы семья тратила энергию на своё развитие, все элементы системы тратят массу энергии на сохранение семьи. Ребёнок своим присутствием заставляет семью не распадаться. Дети стали становиться такими стабилизаторами в последние 100 – 150 лет, что связано с увеличением продолжительности жизни.

В соответствии с законом гомеостаза семья пытается сохранить свою стабильность и ребёнок выполняет роль стабилизатора, удерживающего семью от распада.

2. Болезни

Как болезни, возникающие помимо влияния семейной системы (соматические), так и расстройства порождённые самой системой (психосоматические и психические). Если в семье появляется больной ребёнок, то он становится дисфункциональным стабилизатором системы. Аналогично, если в семье появляется психически больной. Могут возникать и различные психосоматические расстройства, которые также заставляют существовать семью достаточно долго.

3. Нарушения поведения

Существует достаточное количество семей, где дети убегают из дома, совершают мелкие кражи и пр. Это становится своеобразными стабилизаторами семьи. Эти нарушения поведения часто являются реакцией на дисфункциональность отношений в семье. Двойки в дневнике – часто бессознательное действие к тому, чтобы обратить внимание родителей на детей. Такой проблемный ребёнок продлевает время жизни дисфункциональной семьи.

4. Супружеские измены – при синдроме страха близости

Наши рекомендации