Психолог-профконсультант как возможный
Посредник между самоопределяющимся человеком
И культурой
В самом упрощенном варианте профконсультант может рассматриваться как посредник между подростком и миром профессий. Но уже отмечалось, что самоопределяющегося подростка собственно профессия часто волнует лишь как средство для нахожде-
ния своего места в обществе, для построения своего жизненного успеха (лишь со временем смысл может быть найден в самой профессиональной деятельности). Поэтому профконсулътантреально выступает посредником между подростком и социумом, а также между подростком и более конкретными социальными институтами.
Например, профконсультант может быть посредником между человеком и конкретной организацией (предприятием, фирмой или учебным заведением). В этом случае психолог помогает человеку найти свое место в данной организации, но часто при этом он соблюдает интересы этой организации в ущерб интересам самоопределяющейся личности, так как организация платит психологу деньги, рассчитывая в перспективе получить от данного кандидата на работу высокую прибыль или реализовать какой-то иной свой интерес, часто отличающийся от интересов развития личности данного человека. Ведь известно, что даже в вузах стремление к высоким показателям успеваемости (или «качества знаний») нередко достигается за счет ограничения возможностей личностного развития обучающихся.
В другом случае профконсультант может выступать посредником между человеком и определенной социально-профессиональнойгруппой. Например, после проведения психологических занятий со школьниками большая часть класса вдруг начинает выбирать профессию психолога. Скорее всего, любящий свою профессию профконсультант просто сагитировал всех. В иных вариантах это может быть просто «подыгрывание» школьникам, ориентирующимся на «модные» и «престижные» для данного момента профессии. Здесь также происходит не столько выбор данной про- • фессии, сколько ориентация на образ жизни данных профессионалов. Заметим, что для конкретных подростков привлекатель- * ной может оказаться не только «престижная» профессия, но и % любая другая, иначе «непрестижные» профессии вообще никем бы не выбирались. Во всех этих примерах также проявляется сте- ' реотипизированное отношение к построению профессиональной перспективы.
В каких-то случаях профконсультант может выступать «посред" ником» между человеком и конкретной государственно-админист* ративной системой. Например, это может быть агитация непременно заниматься «бизнесом» (в условиях построения «рыночной» экономики) или агитация осваивать военные специально-* сти и готовиться к войне (в условиях милитаризованного государства). Здесь также самоопределяющегося человека приобщают К чему-то конкретному, часто не давая сориентироваться в более > глобальной социокультурной ситуации. Хотя, несомненно, в сЛУ" чае реальной угрозы войны, определенная агитация и патриотИ--ческое воспитание должны осуществляться более активно.
Наконец, в каких-то отдельных случаях профконсультант может выступать посредником между человеком и всей культурой, постепенно приобщая его к высшим идеалам и ценностям, созданным человечеством. Лишь только «осознав» или хотя бы «почувствовав» величие культуры, можно полноценно искать свое призвание в более конкретных жизненных ситуациях. Лишь в этом случае каждая конкретная профессиональная деятельность, как и любой жизненный поступок, будут пронизаны высоким смыслом, а не просто желанием «побольше заработать» и «попрестижнее устроиться»...
Одним из результатов такого посредничества может быть формирование «активного субъекта культуры», который не только соприкасается с ее величием, но и стремится что-то привнести в нее, сделать свой сознательный личностный вклад в культуру. В противном случае человек все равно не может оставаться вне культуры, но здесь, скорее культура «захватывает» его в свое «пространство» и «использует» в своих целях всего лишь как подсобный материал. Видимо, как и в природе, в культуре есть свои «органические и неорганические химические элементы», свои «флора» и «фауна», а есть и свои активные субъекты (например, человек как уникальная личность). Еще Жан Поль остроумно заметил, что «бывают люди — растения, люди — звери и люди — боги»... Поэтому можно сказать что если человек не стремится стать уникальной личностью, то он просто превращается в «культурный материал». Правда, в культуре, как и в природе, важны не только «активные субъекты», творящие и развивающие данную систему. Каждый вспомогательный элемент (подсобный «культурный материал») тоже имеет свой смысл для существования данной системы.
Если самоопределяющийся человек находит смысл своего существования вне культуры, то тогда сама культура находит для него смысл — смысл его пребывания в данном обществе и в культуре. Но каждый самоопределяющийся человек имеет право ориентироваться не на высшие ценности культуры, а например, на примитивные («земные») радости. Профконсультант может лишь познакомить консультируемого подростка с самой возможностью нахождения более интересных, но одновременно и более сложных жизненных смыслов — смыслов активного вхождения в куль-ТУРУ.
Можно вспомнить и такой вид посредничества, когда главным становятся личные отношения между профконсультантом и клиентом. В этом случае для профконсультанта важна не реальная помощь человеку в нахождении своего места в мире профессий, в обществе или в культуре, а самоутверждение за счет клиента. Например, профконсультант просто занимается банальным само-Красованием (внешне это выглядит часто как длинное и вырази-
тельное повествование о своих достижениях или о величи и своей
любимой психологии и т. п.) или «очаровыванием» клиента, или
«гневным обвинением» и даже «запугиванием» клиента в том, что
он «совершенно неправильно представляет себе будущую жизнь»
и т. п. Хотя, как справедливо заметил Е. А. Климов, «минималь
ным позитивным эффектом профконсультации должно быть фор
мирование оптимистичного отношения оптанта к своей профес
сиональной перспективе». |
При попытке реализовать возможность посредничества между \
человеком и культурой возникает масса сложностей. \
Не все профконсультанты хотят быть такими «посредниками» \
(и это их право: самое страшное, если ориентация на ценности 1
культуры будет проводиться в «обязательном порядке»; в том-то и |
ценность такой ориентации, что она добровольная^. |
Не все клиенты охотно откликнутся на такое «посредничество» Ч
(у подростков еще необходимо сформировать потребность по-на- \
стоящему понимать мир, в котором они живут; сложность здесь в I
том, что постижение мира — это не только «радость открытия», |
но и «огорчения» и даже «страдания» от неизбежных разочарова- -:
ний; здесь также все должно осуществляться только на добро- '-*
вольной основе!). *,
Возможно и противодействие различных администраторов, за- ; казчиков и коллег-психологов, которым сам факт выхода на цен- •/ ности культуры может показаться бессмысленным, непрагматичным и даже вредным для психологической профконсультации (по принципу: «Зачем это нужно, когда нет времени и для более важных дел?»).
В итоге профконсультант сам оказывается перед сложным профессиональным и личностным выбором: оставаться «хорошим», * «удобным для всех» и «правильным» специалистом (например, исследовать у клиентов память, мышление и т.п., выдавая ба- * нальные рекомендации о «пригодности» или «непригодности» к такой-то профессии) или стремиться максимально реализовать свой шанс — помогать самоопределяющимся подросткам приобщаться к высшим ценностям культуры и в идеале помогать им находить для себя смыслы в этом мире.