Примерный перечень открытых вопросов

1. Раскройте закономерности, принципы и методы управления персоналом.

2. Дайте сравнительную характеристику основным научным школам менеджмента.

3. Охарактеризуйте методы разработки философии и концепции управления персоналом.

4. Опишите основные принципы и методы построения системы управления персоналом.

5. Раскройте цели и функции системы управления персоналом.

6. Охарактеризуйте организационную структуру системы управления персоналом.

7. Рассмотрите концепцию кадровой политики организации.

8. Дайте определение организации как открытой системе.

9. Раскройте суть понятия «внешняя среда» организации.

10. Раскройте суть понятия «внутренняя среда» организации.

11. Охарактеризуйте виды организационных ресурсов.

12. Раскройте суть понятия «информация» как организационного ресурса.

13. Раскройте содержание типов организационных структур.

14. Выявите сходства и различия между разновидностями дивизиональных структур организации.

15. Дайте сравнительный анализ разновидностям функциональных структур.

16. Выявите сходства и различия между разновидностями линейных структур организации.

17. Выявите сходства и различия между разновидностями матричных организационных структур.

18. Раскройте содержание «организационное развитие».

19. Раскройте содержание этапов жизненного цикла организации

20. Дайте сравнительную характеристику понятиям «власть» и «лидерство».

21. Раскройте содержание понятия «распределение полномочий».

22. Раскройте содержание понятия «делегирование полномочий».

23. Раскройте содержание видов управленческих решений.

24. Выявите различия между видами организационных коммуникаций.

25. Охарактеризуйте основные элементы коммуникационного процесса.

26. Раскройте содержание основных этапов коммуникационного процесса.

27. Опишите содержание основных функций организационной культуры.

28. Раскройте содержание основных этапов формирования и развития организационной культуры.

29. Дайте сравнительную характеристику понятиям «стратегия» и «миссия».

30. Раскройте методы кадрового планирования, прогнозирования и маркетинга персонала.

31. Раскройте понятие поведения как объекта научного анализа.

32. Охарактеризуйте личность как субъект организационного поведения.

33. Раскройте суть понятия «групповая динамика».

34. Охарактеризуйте организацию как систему социальных связей.

35. Объясните влияние внешней и внутренней среды на организационное поведение.

36. Опишите методы исследования поведения людей в организации.

37. Рассмотрите основные аспекты организационного лидерства.

38. Дайте сравнительную характеристику типам и стилям лидерства.

39. Охарактеризуйте трудовые ресурсы, их формирование и использование.

40. Рассмотрите рынок труда, как регулятор занятости и безработицы.

41. Каковы социальные гарантии и компенсации высвобождаемым работникам.

42. Охарактеризуйте психофизиологию профессионального отбора и профпригодности.

43. Объясните влияние эргономики и технической эстетики на психофизиологические состояния персонала.

44. Объясните влияние социально-психологического климата в коллективе на психологические состояния персонала.

45. Объясните влияние эмоций на профессиональную деятельность персонала.

46. Охарактеризуйте трудовой потенциал общества, организации, человека.

47. Раскройте суть понятия «миссия организации» и приведите пример.

48. Выявите различия между видами организационных коммуникаций.

49. Охарактеризуйте основные элементы коммуникационного процесса.

50. Раскройте методологию управления безопасностью труда в организации.

51. Перечислите основные вредные производственные факторы условий труда.

52. Как проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?

53. Опишите структуру и динамику конфликта.

54. Рассмотрите источники конфликтов и стрессов в организациях.

55. Рассмотрите и проанализируйте различные стратегии и тактики поведения в конфликте.

56. Объясните социальные и психофизиологические основы организации труда.

57. Каким образом осуществляется индивидуальное планирование рабочего времени руководителя.

58. Раскройте механизм принятия управленческих решений.

59. Раскройте природу и сущность этики деловых отношений.

60. Раскройте сущность управленческой этики и этики деятельности руководителя.

61. Дайте характеристику и сравнительный анализ вербального и невербального общения.

62. Объясните правила проведения деловых бесед, переговоров, совещаний.

63. Раскройте правила формирования внешнего облика делового человека.

64. Дайте сравнительную характеристику прикладных программных продуктов по управлению персоналом.

65. Проанализируйте информационные технологии обучения персонала.

66. Раскройте механизм социальной защиты населения.

67. Раскройте сущность организационной культуры и ее характеристики.

68. Раскройте механизм формирования поддержания и изменения организационной культуры.

69. Охарактеризуйте методы диагностики организационной культуры и ее составляющих.

70. Охарактеризуйте типы организационных культур.

71. Раскройте механизм, функции и механизм мотивации персонала.

72. Проанализируйте современные теории мотивации.

73. Охарактеризуйте методы стимулирования и мотивации персонала.

74. Раскройте роль оплаты труда в системе вознаграждения персонала.

75. Проанализируйте формы и системы оплаты труда.

76. Рассмотрите порядок составления и требования к оформлению управленческих документов.

77. Раскройте правила ведения трудовых книжек.

78. Раскройте правила формирования и ведения личных дел сотрудников.

79. Раскройте сущность государственной системы управления трудовыми ресурсами.

80. Рассмотрите технологию управления развитием персонала организации.

81. Проанализируйте методы оценки и аттестации персонала.

82. Проанализируйте методы определения потребности в персонале.

83. Формы обучения и развития персонала в организации.

84. Объясните роль оценки и аттестации персонала в системе Управления персоналом организации.

85. Раскройте виды оценки персонала на разных этапах работы сотрудника в организации.

Приложение 3

Ситуационные задания

Примеры описания ситуаций

Ситуация 1. Вы решили организовать производство корпусной и офисной мебели из натуральной древесины и вторичного сырья в городе Иваново. Численность штатных сотрудников планируется в пределах 200-300 человек. Выбор Иваново для организации данного бизнеса объясняется тем, что в Ивановской области сложилась благоприятная ситуация для развития мебельного производства. Это, в первую очередь, объясняется наличием хорошо развитой деревообрабатывающей отрасли в Ивановской области и прилегающих к ней областях, демографической ситуацией области (дешевая рабочая сила), доступной арендной платой за производственные помещения, обширным рынком сбыта рассматриваемой продукции. Учредителями являются два физических лица (оба полковники в отставке).

Ситуация 2. Вы решили открыть собственную парикмахерскую на 10 рабочих мест в ЦАО Москвы с оказанием всех видов парикмахерских услуг (маникюрный кабинет, косметологический кабинет, массаж, солярий). Учредителем и Генеральным директором является 40-летняя москвичка со средним специальным образованием. Планируется, что основными клиентами парикмахерской будут сотрудники близлежащих офисных центров.

Ситуация 3. Для реализации бизнес-стратегии, направленной на интенсификацию добычи нефти и полное техническое перевооружение добычных подразделений, нефтяная компания Х привлекла западных специалистов и менеджеров. Однако разница в знаниях и опыте поставила между российскими и западными специалистами поставила стену взаимного непонимания. Кроме того, некоторые региональные менеджеры не доверяли московскому руководству. В компании начался процесс оттока высококвалифицированных специалистов.

Примерные вопросы и задания к ситуациям

1. Выберите для данного предприятия тип организационной структуры организации. Объясните свой выбор.

2. Сформулируйте миссию данной организации.

3. Постройте коммуникационную структуру данной организации.

4. Разработайте и обоснуйте систему мотивации персонала (торгового, производственного, менеджеров среднего или высшего звена и др.) для организации:

· Систему материального стимулирования;

· Систему нематериального стимулирования.

5. Разработайте и обоснуйте систему обучения и повышения квалификации персонала организации:

· Для персонала низового уровня;

· Для менеджеров среднего звена;

· Для руководителей организации.

6. Разработайте и обоснуйте систему адаптации сотрудника в организации.

7. Разработайте и обоснуйте направления совершенствования корпоративной культуры организации.

8. Разработайте и обоснуйте структуру службы управления персоналом организации:

· Количественный состав службы управления персоналом;

· Качественный состав службы управления персоналом;

· Функциональные направления деятельности службы управления персоналом.

9. Если возможно ли использование технологии аутсорсинга для данной организации, то какие из функций могут быть переданы сторонним организациям и почему.

10. Выберите наиболее предпочтительную, на Ваш взгляд, организационно-правовую форму предприятия в данном случае. Объясните свой выбор.

11. Определите численность сотрудников службы персонала.

12. Предложите, наиболее приемлемый для данной организации метод проведения аттестации персонала.

13. Определите источники набора персонала на вакантные должности. Обоснуйте свой выбор.

14. Выберите формы проведения собеседований с кандидатами на вакантные должности. Обоснуйте свой выбор.

15. Предложите модель адаптации персонала для данной организации.

16. Предложите модель обучения персонала для данной организации.

17. Предложите методы формирования (поддержания, изменения) организационной культуры.

18. Предложите систему социального развития организации.

19. Предложите методы изучения конфликтов в организации.

20. Предложите методы профилактики стрессов на рабочем месте.

Приложение 4

Наши рекомендации