Социально-психологическая депривация как психологический индуктор виктимогенеза личности

УДК 316.614.6

Ю.Е. Руденская

Новосибирский государственный педагогический университет,

г.Новосибирск

[email protected]

Социально-психологическая депривация как психологический индуктор виктимогенеза личности

В статье, в русле клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности, представлен феномен социально-психологической депривации личности, осуществлена его дифференциация от других типов деприваций (социальной, психической, эмоциональной, материнской, патернальной). А также раскрыта роль социально-психологической депривации в актуализации виктимогенеза личности.

Ключевые слова: депривация, социально-психологическая депривация, тревога, фрустрация, индуктор виктимогенеза личности, личность виктима.

Социально-психологическая виктимология личности инновационная социально-психологическая теория виктимогенеза личности, которая активно развивается как направление социально-психологической теории дефицитной онтогенетической социализации личности. Она интегрирует систему социально-психологических теорий виктимогенеза личности, которые обосновал и представил Е.В.Руденский.

Возникновение и развитие социально-психологической виктимологии личности является адекватным ответом социально-психологической науки на актуальное состояние российского общества, общества риска, в котором социальные деструкции представляют угрозу для социально уязвимых личностей. Личностей, уязвимость которых – виктимность исследуется социально-психологической виктимологией личности.

Виктимность личности как характеристика ее социальной, психологической и социально-психологической уязвимости, вынуждает, в целях компенсации уязвимого состояния, обращаться к социально-деструктивным ролям.

Функционирование личности в социально-деструктивной роли запускает механизм дефицитно-деформирующей виктимизации. В результате формируется особый социально-психологический тип личности – виктим.

Социально-психологическая виктимология рассматривает личность виктима как жертву онтогенетической виктимизации личности, процесса многоуровневого и сложного и детерминированного самыми разнообразными факторами. Особого внимания исследователей-виктимологов требует рассмотрение факторов индукции – индукторов онтогенетической виктимизации личности.

Это связано с необходимостью разработки программ превентивной социально-психологической терапии виктимности личности и обоснования концепции превентивной терапевтической социальной педагогики виктимности детей и подростков.

В этом контексте представляет большой интерес анализ индукторов процесса виктимогенеза личности, как в семье, так и в школе. Так как их понимание дает возможность перевести работу с данным деструктивным явлением из разряда поственции (работа с уже сформированной проблемной виктимности как социально-психологической уязвимости) на уровень превенции – предупреждения развития виктимности личности (наиболее перспективная линия развития практической социальной психологии – социальной терапии виктимности и практической социальной педагогики – терапевтической социальной педагогики виктимности).

Е.В. Руденский выделяет социально-психологическую депривацию как психологический индуктор социально-генетической виктимизации личности. Однако, в ряде работ, Е.В. Руденский использует формулировку «социально-психологическая депривация как психологический триггер социально-генетической виктимизации личности» [7]. Мне представляется, что триггер, хоть и является фактором индукции виктимогенеза личности, но не тождественен в содержательном плане феномену «индуктор».

Для этого рассмотрим отличие подобных формулировок и дифференцируем понятие «триггер» и «индуктор».

Триггер - внешний раздражитель, выступающий спусковым механизмом для возникновения определенного эмоционального состояния (эмоциональный триггер) или формирования автоматического поведения (психологический триггер).

Триггер – это событие, которое выполнят роль «спускового крючка», запускающего систему шаблонного социального функционирования. Триггер не предполагает рефлексивную оценку ситуации, происходит автоматическая реакция на ситуацию (именно поэтому зачастую триггер отождествляют с понятие автоматический пусковой механизм запуска другого психологического механизма).

Для нас триггер это механизм, который связан с зарождением, формированием и развития депривационной ситуацией, так как в ней он индуцирует определенную модель социального функционирования личности, а именно виктимогенную модель, которая формирует деструктивный круг виктимизации (жертвы формирую жертв) посредством индукции возникновение сменяющих друг друга депривационных ситуаций.

Депривационная ситуация – это ситуация дисгармоничных межличностных отношений виктимогенного агента социализации и социализирующейся личности.

Термин «индуктор» используется нами в ином значении. В буквальном смысле индуктор (лат. inductor) - это побудитель, возбудитель, т.е. это фактор или феномен, который побуждает (индуцирует) возникновение или актуализацию другого психологического явления, но уже не в ситуации, а социально-психологической структуре социализирующейся личности.

В этом контексте социально-психологическая депривация как индуктор виктимогенеза личности является элементом депривационной ситуации социально-генетической виктимизации личности. Элементом ключевым, который запускает работу других деструктивных процессов деформирующих личность (но это тема отдельной статьи).

Таким образом, триггер - это сложный механизм, который порождает депривационную ситуацию в межличностных отношениях между социализирующейся личностью и агентом социализации, индуктором данной ситуации является социально-психологическая депривация.

И здесь необходимо рассмотреть концепт социально-психологическая депривация, который в определенной степени является инновационным (в литературе встречается понятие социально-психологическая депривация, однако, по сути, данное понятие отождествляется (не корректно) с психической или социальной депривацией).

Депривация – понятие, широко используемое в научной практике (как психологической, так и педагогической, социально и социально-психологической). История данного понятие восходит к средним векам, когда термин «депривация» означал лишение духовного сана. В научный обиход оно входит в первой половине XX века и рассматривается в контексте депривации витальных потребностей, для нас в этот момент является важным, что депривация уже тогда трактуется как крайне острое и негативное явление. После этот происходит окончательное закрепление термина депривация в научной практике, и выделяются его частные виды.

Анализ существующих типологий депривации позволил нам выделить несколько типов, которые наиболее близки феномену социально-психологической депривации. Это такие типы депривации как: психическая, эмоциональная, материнская, патернальная, социальная и психосоциальная. Рассмотрим кратко каждый из них.

Психическая депривация «является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [2, с. 18]. По мнению чешских авторов Й. Лангмейер и З. Матейчек психическая депривация включает в себя: сенсорную, эмоциональную, когнитивную и социальную депривации. В основе данного состояние лежит недостаток стимулов, которые блокируют возможность полноценного развития личности. Психическая депривация нарушает процессы психической адаптации личности и может приводить к субъективному неблагополучию личности.

Эмоциональная депривация относительно продолжительное лишение личности эмоциональных впечатлений [5]. Причем ряд авторов уточняют, что речь идет именно о положительных эмоциональных переживаниях – любви, ласке, заботе. Как мы упоминали выше эмоциональная депривация часто рассматривается как подвид психической. Однако, в ее основе лежит специфический механизм, а именно дефицит принятия, который детерминирует другие патогенные процессы. Так Г.С. Салливан считал, что в основе конструктивного психического развития личности лежит способность устанавливать близкие межличностные отношения[11].

Материнская депривация (синдром холодной матери) – патогенный фактор развития, связанный с утратой контактов с матерью. Также в ряде работ материнская депривация отождествляется с эмоциональной, что на наш взгляд не корректно, так как взаимоотношения развивающейся личности с мамой качественно отличаются от других эмоционально-интимных отношений. Они формируют у развивающейся личности ребенка базовое чувство доверия к миру.

Патернальная депривация - отсутствие или отчуждение отца. Нестабильность брака как социального института, толерантное отношение общества к рождению детей вне брака формирую сложное социально-психологическое явление патернальной депривации. Роль отца и матери в формировании и развитии личности ребенка принципиально разные, каждый родитель выполняет определенную законами онтогенетической социализации функциональную нагрузку.

Социально-психологическая роль мамы как агента онтогенетической социализации личности предполагает формирование аттрактивных отношений, эмоциональное насыщение личности ребенка, поддержка и принятие.

Социально-психологическая роль отца в структуре онтогенетической социализации личности ребенка основана на формировании чувства защищенности перед социальной действительностью, становление социальной смелости и определяет формирование азов социально-психологической компетентности. Именно поэтому доминирующее значение каждого из родителей в онтогенетической социализации личности ребенка меняется в зависимости от этапа социального онтогенеза.

Социальная депривация понятие, которое обладает обилием трактовок (преимущественно в зависимости от научного направления, которое этим понятием оперирует) в буквальном смысле означает лишение обществом.

В социальных науках социальная депривация рассматривается как естественный процесс функционирования общества (люди, по сути, не равны, поэтому обладают не равным доступом к благам). В педагогических и психологических исследованиях социальная депривация рассматривается как следствие изоляции личности (например, как результат булинга или моббинга). В любом случае социальная депривация означает разрыв или отсутствие социальных взаимодействий в силу объективных или субъективных факторов. Результатом социальной депривации является субъективное ощущение одиночества, обездоленности, социальной отверженности личности.

Психосоциальная депривация – это ситуация дефицита контактов с людьми, которая приводит к нарушению привязанности. Чаще всего понятие психосоциальная депривация используется для характеристики «неблагополучной семьи», семьи, которая не соответствует принятому в обществе эталону. В основе психосоциальной депривации лежит дефицит внимания агента социализации к личности ребенка, отсутствие психологического контакта между ними. Стоит отметить, что психосоциальная депривация рассматривается некоторыми авторами как интеграция двух подтипов социальной и эмоциональной [11].

Социально-психологическая депривация (или в моих ранних работах, используется термин «социализационная депривация») - механизм отчуждения развивающейся личности от межличностных отношений в интерактивной системе.

Использование формулировки «социально-психологическая депривация» выбрана Руденским Е.В. не случайно.

Социально-психологическая депривация – это лишение развивающейся личности конструктивных межличностных отношений, которые делают невозможным реализацию развивающейся личностью своих социогенных потребностей в данных отношениях.

Иными словами, в отличие от социальной и психосоциальной депривации межличностные отношения (социально-психологический контакт) в социально-психологической депривации присутствует, однако среда не полноценна. Не полноценна с точки зрения ее онтогенетического потенциала[6].

Так Е.В. Руденский формулирует: «социально-психологическая депривация определяет развитие дисгармонии межличностных отношений и ведет к риску социально-психологической деградации личности» [10, С. 163].

В определенном смысле социально-психологическая депривация коррелирует с феноменами материнской и патернальной депривации.

В концептуальной системе социально-психологической виктимологии личности Е.В.Руденского существует понятие «интерактивная система семьи», которая представлена интерактивным континуумом «мать-ребенок-отец».

Структурно отсутствие одного из родителей делает интерактивную систему семьи дисгармоничной. Так как у каждого из родителей (как мы отмечали выше) есть свой ролевой функционал, отсутствие одного из родителей, или не выполнением из своих функций приводит к серьезным нарушениям в развитии личности ребенка (в данном случае социально-психологическая депривация созвучная с материнской и патернальной).

В таблице 1 приведены отличия и генетические источники каждого из рассмотренных нами видов деприваций от феномена социально-психологической депривации.

Таблица 1

Наши рекомендации