Концепция роли в психодраме

Как уже отмечалось, трудно говорить о развернутой, четко сформулированной целостной психологической теории, на ко­торой базируется психодрама как метод. Можно говорить о влиянии на психодраму прагматизма, психоанализа, бихевиоризма, экзистенциалистской традиции в психологии и др.

Однако собственную теоретическую базу пси­ходрамы составляют три взаимосвязанных концепции Морено: теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

В понятии психодрамы роль — это окончательная кристалли­зация ситуации, через которую «пациент приходит во взаимодей­ствие с другими людьми, играющими дополнительные роли». Роль не существует изолированно от окружающих. Роль — это хорошо или плохо функционирующая единица взаимодействия. Роль мо­жет быть определена как актуальная и значимая форма, которую принимает самость. Самость, "я", личность, характер — это не роли, а совокупность черт. Роль — это совокупность личных и коллективных элементов.

В 1960-х гг. "роль" стали воспринимать, к сожалению, как что-то нечестное, как маску, закрывающую истинное лицо. Это со­вершенно неверное понимание роли в терапии.

Отталкиваясь в 20-е годы от театральных представлений о роли (шекспировское «весь мир — театр» было исполнено для Морено символического смысла, свою психиатрию он называл шекспировской), Морено в дальнейшем разработал разверну­тую теорию ролей, вышедшую за пределы собственно театраль­ной метафоры. Приведем несколько определений роли, данных Морено:

• Роль — это единица консервированного поведения.

• Роль — это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.

• Роль — это форма функционирования, которую прини­мает индивид в определенный момент, реагируя на опре­деленную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Определения вызывают очевидные ассоциации из области би­хевиоризма, за исключением второго, адресующегося к более ши­рокой сфере опыта, который включает в себя не только внешние проявления, но и внутренние движения субъекта (переживания, отношения и др.) По сути, речь идет о позиции субъекта относи­тельно бытия, что выражается, в частности, в предложенных Морено ролевых категориях. К первичным ролевым категориям относятся соматические, психические, социальные и трансцен­дентные роли. Соматические (психосоматические, соматопсихические) роли соотносятся с поведением человека как телесного существа (например, таковы роли «принимающего пищу», «осу­ществляющего половой акт», «сидящего на стуле»). Психические роли соотносятся со сферой интрапсихических состояний и процессов. Так, речь может идти о ролях «наслаждающегося», «страдающего», «задумавшегося», «растерянного» и др. Эти роли, как отмечает Лёйтц (Лёйтц, 1994), почти всегда выступают корреля­тами других ролей, влияя при этом на характер их исполнения.

Социальные роли — это роли, в которых человек выступает в отношении других людей и социальных институтов (роли «друга», «брата», «рабочего», «начальника» и т. п.). Социальным ролям соответствуют ролевые статусы, для каждой из них ха­рактерна определенная стереотипность, поскольку они относи­тельно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек мо­жет в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие.

Представление о трансцендентных (интегративных) ролях было введено Лёйтц; оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космо­сом и соотносится с высшими аспектами бытия, в частности с ре­лигиозными убеждениями, этикой, высшими чувствами, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой»... В одном из примеров Лёйтц такой ро­лью стала роль Христа, принятая Иисусом из Назарета (Лёйтц, Зерка Морено (Морено 3., 1998) предлагает несколько иную классификацию ролей: психосоматические, то есть отно­сящиеся к душе и телу, психодраматические, или фантастические, и социокультурные.

В норме в каждый момент жизни (за исключением началь­ных стадий развития) человек выступает во всех названных ролях. Они взаимопроникают и определяют друг друга, хотя в кон­кретной ситуации некоторые могут быть более выражены, чем другие.

Роли могут консервироваться, то есть закрепляться в стерео­типной форме (понятие «консервированная роль» относится к так называемым вторичным ролевым категориям, так как не обозначает самостоятельного вида ролей). Типичный, но не единственный пример консервированной роли — театральная роль, оставляющая (в традиционном театре) очень мало возмож­ностей для ее спонтанного изменения, вплоть до абсолютной невозможности, например, в театре Но. Консервация ролей пре­пятствует спонтанности; необходимо их обновление, что про­исходит в Игре, в том числе психодраматической.

Как явствует из вышеизложенного, понятие «роль» в теории психодрамы относится ко всем жизненным проявлениям. В свя­зи с этим развитие человека видится как ролевое развитие (дру­гой его аспект — социоэмоциональное развитие).

Рассмотрение стадий ролевого развития служит обоснова­нием важнейших техник психодрамы.

Стадии ролевого развития

Наши рекомендации