Процессный подход к менеджменту
Процессный подход рассматривает функции управления взаимосвязанными. Управление представляется процессом. Работа по достижению целей с помощью других – это не единственное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации, называют управленческими функциями. Управленческая функция в отдельности представляет собой процесс потому, что состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является суммой всех функций.
Первоначальная разработка этой концепции принадлежит Анри Файолю, который утверждал, что существует пять исходных функций. По его словам «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
В современной литературе выделяются следующие функции: планирование, организация, распорядительство или командование, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Мескон полагает, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации, контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается самостоятельной деятельностью.
Ситуационный подход(конец 60-х годов ХХ века по настоящее время)
Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств.
Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и концепции с определен-ными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации. Есть понятие Pareto phenomen (есть небольшое количество факторов наиболее важных, много факторов – неважных).
Методологию ситуационного подхода можно разделить на 4 шага:
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Он должен понимать процесс управления, индивидуальное и групповое поведение, системный анализ, методы планирования и контроля, количественные методы принятия решения.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые сто-роны в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения данной методики.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуа-ции. Какой эффект может повлечь за собой устранение одной или нескольких пе-ременных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы.
Очень большое значение имеет правильное определение наиболее значимых пере-менных (шаг 3), определяющих ситуацию. Причем число переменных не должно превышать 10. Их можно классифицировать на группы внутренних и внешних переменных. Если ситуация определена правильно, то всегда можно найти подходящее решение.В современных условиях внутренняя и внешняя среда организации подвержены резким изменениям. Возникает набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Набор возникших обстоятельств называется ситуацией. Центром внимания ситуационного подхода является ситуация.
Рассмотрение ситуаций не является новым в теории менеджмента. Еще в 20-е годы ХХ века Мери Паркер Фоллетт выдвинула «закон ситуации». Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний. В 1948 г. Ральф Стогдилл пришел к выводу, что именно ситуация во многом определяет, какие черты и навыки нужны руководителю.
Одним из основоположников ситуационного подхода является крупный американский специалист в области менеджмента Игорь Ансофф.
Ситуационный подход не исходит из того, что концепции имеющихся подходов не верны. Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и концепции с возникающими конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход определяет, каковы значимые переменные ситуации во внешнем окружении и внутри организации и как они влияют на эффективность организации.
Метод ситуаций положен в основу методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса – самой престижной в США.