Место дисциплины в структуре образовательной программы. Основы деловой и публичной коммуникации

Л.А. Баландина, Е.В. Ганина, Е.А. Федорова,

Ж.В. Коробанова, М.В. Полевая

Основы деловой и публичной коммуникации

Рабочая программа дисциплины

Для всех направлений подготовки

(программа подготовки бакалавров)

Москва 2016

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финуниверситет)

Кафедра «Русский язык»

Кафедра «Управление персоналом и психология»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

_____________М.А. Эскиндаров

«_____»_______________2016 г.

Л.А. Баландина, Е.В. Ганина, Е.А. Федорова,

Ж.В. Коробанова, М.В. Полевая

Основы деловой и публичной коммуникации

Рабочая программа дисциплины

Для всех направлений подготовки

(программа подготовки бакалавров)

Рекомендовано Ученым советом факультетов «Международные экономические отношения», «Международный финансовый факультет»

(протокол №34 от 17 мая 2016 г.)

Рекомендовано Ученым советом факультета «Менеджмент»

(протокол № 8 от 17 мая 2016 г.)

Одобрено кафедрой «Русский язык»

(протокол № 8 от 29 апреля 2016 г.)

Одобрено кафедрой «Управление персоналом и психология»

(протокол № 11 от 21 апреля 2016 г.)

Москва 2016

Рецензенты: Ю.С. Лисичкина, зав. кафедрой «Общий менеджмент», кандидат экономических наук, доцент; А.Н. Тарасов, доктор психологических наук, профессор; Е.В. Комарова,кандидат филологических наук, доцент

Баландина Л.А., Ганина Е.В., Федорова Е.А., Коробанова Ж.В., Полевая М.В.Основы деловой и публичной коммуникации. Рабочая программа учебной дисциплины для всех направлений подготовки бакалавров. – М.:Финансовый университет, кафедра «Русский язык», кафедра «Управление персоналом и психология», 2016. – 46 с.

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации» является инвариантной дисциплиной для всех направлений подготовки, отражающей специфику вуза, вариативной части дисциплин основной образовательной программы по всем направлениям подготовки бакалавров.

Рабочая программа учебной дисциплины содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу, тематику практических и семинарских занятий и технологии их проведения, формы самостоятельной работы, систему оценивания и учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Баландина Лолита Аркадьевна,

Ганина Елена Викторовна,

Федорова Елена Алексеевна,

Коробанова Жанна Владимировна,

Полевая Марина Владимировна

Основы деловой и публичной коммуникации

Рабочая программа учебной дисциплины

Компьютерный набор, верстка Ж.В. Коробанова, Е.А. Федорова

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 3,0

Ó Баландина Л.А., Ганина Е.В., Федорова Е.А., Коробанова Ж.В., Полевая М.В., 2016

Ó Финуниверситет, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Наименование дисциплины ………………………………………..
2.     Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………..    
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы…
4.     Объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах с выделением объема аудиторной и самостоятельной работы обучающихся…………………………………………………………    
5.     Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий...............………..    
  5.1. Содержание дисциплины …………….. ………………………
  5.2. Учебно-тематический план ……………………………………
  5.3. Содержание практических и семинарских занятий...………..
6.   Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………..  
  6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы ……………
  6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы………………………… …………………  
7.   Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине………………………………………….  
  7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы……………….  
  7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания ………………………..  
  7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений …………….  
  7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и владений …………………………..  
8.   Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………..  
9.   Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ……..  
10.   Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………  
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем ……………………………
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Наименование дисциплины

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации».

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации» обеспечивает формирование следующих компетенций.

Направления подготовки - 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»:

Компетенция Код
  Владение нормами русского литературно языка в устной и письменной речи в процессе личной и профессиональной коммуникации знать основные функции и виды, социально-психологическую структуру общения; модели эффективного личного и делового (профессионального) общения в русско- и мультиязычной среде; основные тенденции развития русского литературного языка и культуры речи на современном этапе;   уметь - анализировать социально-психологические феномены личного и профессионального общения, применять знания психологии общения в конкретных контекстах; - ориентироваться в ситуациях общения и программировать поведенческие и речевые стратегии и тактики; анализировать и создавать устные и письменные тексты с опорой на сферы общения и нормативную базу русского литературного языка; квалифицировать причины нарушения культуры речи (орфоэпические, грамматические, лексические, стилистические, логические);   владеть -практическими навыками в отборе нормативных единиц языка и речи; -методами и приемами публичных выступлений с соответствующим лингвистическим оформлением, основами ораторского мастерства; - навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; - нормами речевого поведения и общения, участия в беседе, дискуссии. ИК-1

Направления подготовки - 38.03.05 «Бизнес-информатика», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 01.03.02 «Прикладная информатика и математика», 09.03.03 «Прикладная информатика», 39.03.01 «Социология», 38.03.03 «Управление персоналом», 40.03.01 «Юриспруденция»:

Компетенция Код
  Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия знать функции и виды общения, социально-психологическую структуру общения; основные модели эффективного делового и публичного общения в русско- и мультиязычной среде;   уметь - анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в ситуациях деловых и публичных коммуникаций; - ориентироваться в ситуациях общения и программировать стратегии и тактики речевого поведения; анализировать и создавать устные и письменные тексты в соответствии с конкретными потребностями делового, публичного и учебно-научного общения;   владеть -методами и приемами эффективного взаимодействия, цивилизованного психологического влияния в процессе деловых коммуникаций; - навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; - мастерством подготовленного и спонтанного выступления; - нормами речевого поведения и общения, участия в беседе, дискуссии. ОК-5

Направление подготовки - 43.03.02 «Туризм»

Компетенция Код
  Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия знать функции и виды общения, социально-психологическую структуру общения; основные модели эффективного делового и публичного общения в русско- и мультиязычной среде;   уметь - анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в ситуациях деловых и публичных коммуникаций; - ориентироваться в ситуациях общения и программировать стратегии и тактики речевого поведения; анализировать и создавать устные и письменные тексты в соответствии с конкретными потребностями делового, публичного и учебно-научного общения;   владеть -методами и приемами эффективного взаимодействия, цивилизованного психологического влияния в процессе деловых коммуникаций; - навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; - мастерством подготовленного и спонтанного выступления; - нормами речевого поведения и общения, участия в беседе, дискуссии. ОК-3

Направление подготовки - 10.03.01 «Информационная безопасность»:

Компетенция Код
  Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, в том числе по профессиональной тематике, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии знать функциональные типы общения, социально-психологическую структуру и лингвистическую базу коммуникации; релевантные модели эффективного делового, публичного и учебно-научного общения в русско- и мультиязычной среде с целевой установкой информировать, убедить, аргументировать;   уметь - анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в ситуациях деловых, публичных и учебно-научных коммуникаций: - ориентироваться в ситуациях общения и программировать коммуникативные стратегии и тактики, анализировать и создавать речевые продукты в устной и письменной формах в соответствии с конкретными потребностями актуальных сфер общения;   владеть -методами и приемами публичных выступлений, основами ораторского мастерства; - навыками коммуникативно-речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; - речевыми и этическими нормами ведения диалога в условиях конфликта (полемика, дискуссия): - нормами речевого поведения и общения, участия в равнопартнерской и иерархической беседе. ОК-6

Направление подготовки - 41.03.04 «Политология»

Компетенция Код
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия знать функции и виды общения, социально-психологическую структуру общения; основные модели эффективного делового и публичного общения в русско- и мультиязычной среде;   уметь - анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в ситуациях деловых и публичных коммуникаций; - ориентироваться в ситуациях общения и программировать стратегии и тактики речевого поведения; анализировать и создавать устные и письменные тексты в соответствии с конкретными потребностями делового, публичного и учебно-научного общения;   владеть -методами и приемами эффективного взаимодействия, цивилизованного психологического влияния в процессе деловых коммуникаций; - навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; - мастерством подготовленного и спонтанного выступления; - нормами речевого поведения и общения, участия в беседе, дискуссии. ОК-5
  Владение навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде, способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи знать функции и виды общения, социально-психологическую структуру общения; основные модели эффективного делового (профессионального) и публичного общения в русско- и мультиязычной среде; основные типы нарушений культуры речи в современном русском языке;   уметь - анализировать социально-психологические феномены делового общения, применять знания психологии общения в условиях профессиональной среды; - ориентироваться в ситуациях делового (профессионального) общения и программировать стратегии и тактики грамотного речевого поведения, анализировать и создавать устные и письменные тексты в соответствии с конкретными потребностями делового, публичного и учебно-научного общения; - квалифицировать причины неграмотной речи, отклонений от нормы в личном и профессиональном общении;   владеть -эффективными методами и приемами публичных выступлений, основами ораторского мастерства; - навыками речевой и профессиональной культуры в устной и письменной форме; - устной и письменной грамотной (нормативной) речью в ситуациях профессионального общения: публичное выступление, беседа, дискуссия и др. ОПК-3

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации» является инвариантной дисциплиной для направления подготовки, отражающей специфику вуза, вариативной частидисциплин основной образовательной программы по всем направлениям подготовки бакалавров.

Дисциплина «Основы деловой и публичной коммуникации» базируется на знаниях, полученных в процессе обучения в общеобразовательной средней школе (дисциплины «Обществознание», «Русский язык», «Литература»).

Требования к входным знаниям и умениям:

- знание основ межличностного взаимодействия; базовых норм современного русского литературного языка;

- умение анализировать социальные ситуации межличностного общения; ориентироваться в системе языковых и речевых средств, отбирать и применять в межличностной коммуникации соответствующие речевые модели (информационно-логические, орфоэпические, лексико-грамматические);

- владениеэлементарными приемами межличностного общения; владение на практике нормативной речью в устной и письменной формах (при построении монологического и диалогического высказываний).

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной и самостоятельной работы обучающихсяочная форма обучения/ заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего (в з.е. и часах) Семестр - 1, 2, 4 (в часах)
Общая трудоёмкость дисциплины 3 з.е., 108 ч
Аудиторные занятия 36/12 36/12
Лекции -/- -/-
Практические и семинарские занятия, в т.ч. 36/12 36/12
занятия в интерактивных формах 32/10 32/10
Самостоятельная работа 72/96 72/96
В семестре 72/96 72/96
Вид промежуточной аттестации зачет зачет

Содержание дисциплины

Содержание дисциплины

Наши рекомендации