Лекция первая. Общие условия предварительного расследования 1 страница

План

1 Сущность предварительного расследования;

2 Формы предварительного расследования;

3 Подследственность; начало производства предварительного расследования, его окончание и место производства; соединение, выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; производство неотложных следственных действий;

4 Предварительное следствие;

5 Общие правила производства следственных действий.

Предварительное расследование – это следующий этап досудебного производства. Эту часть процесса проходят все уголовные дела, по которым вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. С момента возбуждения уголовного дела начинается предварительное расследование. Оно охватывает производство следственных действий, ряда процессуальных действий, привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление ему обвинения. В содержание этой стадии также может входить приостановление производства по делу, его возобновление, прекращение уголовного дела, преследования в отношении конкретного лица, ознакомление участников процесса с материалами уголовного дела по окончании производства предварительного расследования. По большинству уголовных дел, предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта и направлением уголовного дела прокурора для решения последним вопроса о предании обвиняемого суду и направлении материалов уголовного дела по подсудности.

Предварительное расследование должно отвечать общему назначению уголовного судопроизводства, а деятельность участников процесса, как со стороны обвинения, так и со стороны защиты должна соответствовать требованиям законности.

Значение предварительного расследования заключается в том, что оно предшествует судебному производству. В ходе производства предварительного расследования устанавливается лицо, совершившее преступление, потерпевший, здесь должны быть собраны, проверены и оценены доказательства, при помощи которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу вопроса о виновности либо невиновности лица, совершившего преступление.

Стадия предварительного расследования имеет важное юридическое значение: результаты уголовно-процессуальной деятельности в этой стадии являются необходимыми условиями осуществления правосудия по конкретному уголовному делу и реализации установленной законом уголовной ответственности или же реабилитации невиновного.

Таким образом, предварительное расследование можно определить как деятельность органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, изобличается и привлекается в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, принимаются меры по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принимаются меры по возмещению ущерба, нанесенного преступлением1.

Рассмотрим формы предварительного расследования.Законодатель предусмотрел общие условия предварительного расследования, которые необходимы для реализации задач этой стадии и защиты прав и свобод личности, вовлекаемой в сферу уголовной юрисдикции.

Общие условия, - по утверждению профессора П.А. Лупинской, - «это установленные законом правила, которые выражают характерные черты предварительного расследования и определяют наиболее важные требования, предъявляемые к порядку производства процессуальных действий и принятию решений»2.

К общим условиям предварительного расследования относятся:

- формы предварительного расследования;

- подследственность;

- место производства предварительного расследования;

- соединение и выделение уголовных дел;

- начало производства предварительного расследования, его основания;

- недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

- признание потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком;

- общие правила производства следственных действий;

- правила составления протокола следственного действия;

- обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение по делу;

- судебный порядок получения разрешения на производство

________________________

Уголовно-процессуальное право РФ: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. – М.: Юристъ, 2004. – С. 372.

2Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. – М.: Юристъ, 2004. – С. 377.

- следственного действия;

- сроки предварительного расследования;

- участие специалиста, переводчика, понятых в расследовании;

- меры попечения о детях, иждивенцах подозреваемого, обвиняемого

и меры по обеспечению сохранности его имущества.

Формы предварительного расследования. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК РФ).

Основной из двух названных форм является предварительное следствие, главным признаком которого является то обстоятельство, что оно производится процессуально самостоятельным должностным лицом - следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в ч. 3 ст. 150 УПК. Это - преступления небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по таким делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и, руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде на общих основаниях (статьи 223-226 УПК).

Прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю. Такое решение прокурора должно облекаться в письменную форму. Оно представляет собой препроводительное письмо, адресованное соответствующему органу дознания, которому направляется уголовное дело. Указание прокурора о производстве дознания (вместо предварительного следствия) обязательно для органа дознания (в подавляющем большинстве случаев речь идет о милиции).

Процессуальный режим каждого этапа процесса детально регламентирован законом. Общие условия производства предварительного расследования – это система уголовно-процессуальных норм, играющих роль связующего звена между нормами общего характера и нормами, которые регламентируют производство предварительного расследования в целом.

К общим условиям производства предварительного расследования закон относит подследственность (ст. 151 УПК).Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от наличия которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания. Действующий уголовно-процессуальный закон дает основания для выделения следующих признаков подследственности: предметный (родовой); альтернативный (смешанный); персональный и территориальный.

Предметный признак выражается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, иначе говоря, от его квалификации по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса. По этому признаку следователям прокуратуры подследственны дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности и доведении до самоубийства (ст. 105-107 УК), об умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК), а также о некоторых других преступлениях против здоровья, свободы личности, о некоторых половых преступлениях, в частности об изнасиловании, обо всех преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 136-149 УК); о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности, в частности о бандитизме (ст. 209 УК); о некоторых преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, о большинстве экологических преступлений, о некоторых преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, о некоторых преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 282 УК), обо всех преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293 УК), которые обычно называются должностными и среди которых наиболее распространенным является взяточничество; о большинстве преступлений против правосудия, против порядка управления, обо всех преступлениях против военной службы (ст. 332-352 УК), а также о большинстве преступлений против мира и безопасности человечества (ст. 356-360 УК).

Другой признак, по которому определяется подследственность следователей прокуратуры, называется персональным. Он выражается в указании закона на специфику субъекта преступления. По этому признаку следователям прокуратуры подследственны: а) уголовные дела о преступлениях, совершенных категориями лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам - членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органов местного самоуправления, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами; б) уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, военнослужащими, т. е. лицами, которые по призыву или по контракту проходят военную службу; гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Последнее также указывает еще на один признак подследственности следователей прокуратуры - территориальный; в) уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении военнослужащих и других лиц. Этот признак подследственности также можно назвать персональным; только он заключается не в специфике субъекта преступления, а в специфике служебного положения потерпевшего.

Предметным признаком всецело определяется подследственность следователей органов Федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 151 УПК). Они расследуют уголовные дела о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности и терроризме (ст. 205 УК), о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, среди которых государственная измена, шпионаж и др. (ст. 275-281, 283 и 284 УК); о некоторых преступлениях против порядка управления, связанных с Государственной границей РФ (ст. 322 и 323 УК), а также против мира и безопасности человечества (ст. 353-355 и 359 УК).

К подследственности следователей самого многочисленного следственного аппарата - органов внутренних дел относятся преступления против здоровья, против собственности, преступления, совершенные в сфере экономики и налоговые преступления, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, ряд преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления.

Предметным признаком определяется подследственность следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (органов Госнаркомконтроля РФ). Согласно п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК они производят расследование по уголовным делам о контрабанде (ч. 2-4 ст. 188 УК - в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ), незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2-4 ст. 228 УК), хищении либо вымогательстве наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК), склонении к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2-3 ст. 230 УК), незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ч. 2 ст. 231 УК), организации либо содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 232 УК) и незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ч. 2 и 3 ст. 234 УК).

Часть 3 ст. 151 УПК определяет подследственность органов дознания. Из ее содержания явствует, что основной объем работы по дознанию приходится на дознавателей органов внутренних дел. Совокупность правил, посвященных подследственности органов дознания, построена по принципу, согласно которому по общему правилу дознание по уголовным делам производится дознавателями органов внутренних дел, а затем в виде исключения из данной общей нормы устанавливается, что:

- по уголовным делам о нарушении законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне (ст. 253 УК), о незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256 УК), о незаконном пересечении Государственной границы РФ (ст. 322 УК), о противозаконном изменении Государственной границы РФ (ст. 323 УК) и о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК) дознание производится дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ;

- по делам о некоторых преступлениях против правосудия дознание производится дознавателями органов службы судебных приставов;

- по делам о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК) дознание производится дознавателями таможенных органов;

- по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества путем неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК), нарушении правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219 УК) и уничтожении или повреждении лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК) дознание производится дознавателями органов Государственной противопожарной службы;

- по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 1 и 5 ст. 228, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233 и ч. 1 и ч. 4 ст. 234 УК) дознание производится дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК).

Альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в том, что предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам. Так, например, по уголовным делам о мошенничестве, о присвоении чужого имущества предварительное следствие может производиться следователями любого органа, выявившего это преступление. А по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК), о злоупотреблении должностными полномочиями, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, дело о котором возбуждено первым.

Начало и окончание производства предварительного расследования.

Необходимо различать два самостоятельных процессуальных решения: а) о возбуждении уголовного дела и б) о принятии уголовного дела к своему производству конкретным должностным лицом - прокурором, следователем, дознавателем. Если уголовное дело возбуждается тем же должностным лицом, которому предстоит его расследовать, то выносится единое постановление о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству. Если же решение о возбуждении уголовного дела принимается одним лицом, например прокурором или начальником следственного отдела, либо начальником органа дознания, а расследование поручается другому лицу (следователю, дознавателю), то последние выносят особое постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Однако в обоих случаях предварительное расследование считается начатым и течение его сроков исчисляется с даты возбуждения уголовного дела.

Окончание расследования по уголовному делу зависит главным образом от того, производилось ли по нему предварительное следствие, которое для данного дела является обязательным. Если производилось, то окончание производства по нему возможно в двух формах: 1) прекращение уголовного дела; 2) направление уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом прокурору. Если речь идет о дознании, то эта форма предварительного расследования оканчивается составлением обвинительного акта, либо прекращением производства по делу, либо передачей для производства предварительного следствия.

Но только совершением этих процессуальных действий предварительное расследование не заканчивается. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, окончив по нему производство, вправе принять меры профилактического свойства. Для этого дознаватель, следователь в адрес соответствующей организации или должностного лица вносят представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, выявленных в ходе досудебного производства по уголовному делу. Представление подлежит рассмотрению в месячный срок, а о принятых мерах организация или должностное лицо обязаны уведомить орган расследования.

Место производства предварительного расследования. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

Соединение уголовных дел. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

2) одного лица, совершившего несколько преступлений;

3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

Выделение уголовного дела. Общее правило для выделения нового уголовного дела из одного следственного производства основывается на том, что между расследуемыми преступлениями, совершенными различными лицами, нет связи. Наряду с ним существует и особое правило, согласно которому выделяется дело, производство по которому подлежит приостановлению, либо дело по обвинению несовершеннолетнего, обвиняемого в преступлении, совершенном группой в составе взрослых. Смысл этих особых правил заключается в том, что приостановленное дело, если его не выделить, не может быть направлено в суд, а производство по делам несовершеннолетних имеет установленный законом особый порядок.

Выделение дела допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования и разрешения дела.

Если на стадии предварительного расследования в отношении одного из обвиняемых в совершении преступления по предварительному сговору дело было выделено в отдельное производство в связи с его розыском, а к моменту рассмотрения судом дела в отношении второго соучастника скрывающийся был задержан и раздельное рассмотрение этих дел могло отразиться на всесторонности расследования, оно подлежит направлению для производства предварительного расследования в связи с необходимостью соединения двух дел в одном производстве.

Дело может быть выделено, если в одном производстве не может быть объединен материал в связи с психическим или иным тяжким заболеванием одного из обвиняемых, что подтверждено надлежаще оформленными документами.

Если уголовное дело выделяется в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, в постановлении о выделении уголовного дела должно содержаться также решение о возбуждении уголовного дела. Это положение спорно, и необходимость в такой норме сомнительна. Выделение дела есть всего лишь разделение одного дела на два. Принимать решение о возбуждении второго представляется ненужным, излишним, влекущим согласование следственного решения о разделении двух дел с прокурором, а значит - новые, практически неоправданные затраты сил и времени.

Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела.

Отличие выделения дела в отдельное производство от выделения материалов уголовного дела заключается в том, что в последнем случае речь идет не о разделении уголовных дел, а о выделении следственной документации (в подлинниках и копиях), содержание которой еще не дает полного основания для вывода о наличии преступления, не связанного с расследуемым. Такие материалы требуют одного из трех обычных решений и действий, которые законом установлены для сообщения о преступлении: проверки, отказа в возбуждении уголовного дела, передачи по подследственности. Причем закон возлагает обязанность решения по выделенным материалам не на дознавателя или следователя, принявших решение об их выделении (как это имело место в УПК РСФСР), а на прокурора, который осуществляет надзор за исполнением законов данным органом расследования и которому этот орган должен предоставить материалы, выделенные из уголовного дела. Материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному.

Производство неотложных следственных действий отнесено законодателем к общим условиям предварительного расследования. Целью производства неотложных следственных действий является выявление, закрепление следов преступления и установление лица его совершившего (п. 19 ст. 5 УПК).

Закон не устанавливает перечня каких-то конкретных следственных действий, выполняемых в неотложном порядке, что дает право производить любые следственные действия, если это диктует конкретная ситуация. Производство неотложных следственных действий должно быть окончено не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, а сами материалы должны быть направлены прокурору для решения вопроса о подследственности.

К участникам уголовного процесса, имеющих право производить неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, относятся органы дознания, т. е. органы внутренних дел – практически по всем уголовным делам, органы федеральной службы безопасности – дела о преступлениях, подследственных следователям ФСБ, таможенные органы – по делам о «таможенных преступлениях», командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и др., начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждениях и органах другими лицами, капитаны морских и речных судов, начальники геологоразведочных экспедиций и зимовок – по делам о преступлениях, совершенных во время дальнего плавания на борту морского (речного) судна, во время экспедиций и зимовок.

К основной форме расследования уголовного дела относится предварительное следствие, которое осуществляется специальными органами расследования, четко определенные законом.

Предварительное следствие как особый вид досудебной деятельности существовало в России задолго до реформы 1864 года. Но, именно с судебно-правовой реформой второй половины XIX века связывают обособление предварительной стадии процесса, при этом следствие было разделено на предварительное и формальное. Предварительное следствие заключалось в обеспечении формального следствия материалами о преступлении и лице, его совершившем. Формальное следствие занималось непосредственно проверкой и оценкой собранных ранее доказательств и решением вопроса о предании

обвиняемого суду1.

Такое деление следствия сохранилось на всем этапе существования Уставов уголовного судопроизводства2 1864 года. В этом нормативно-правовом документе четко обозначалось деление всего производства по делу на судебное и досудебное, а досудебное - на дознание и следствие.

Цель дознания виделась в обеспечении предварительного следствия необходимыми материалами о совершенном преступлении. В задачи дознания входило установление факта преступления, розыск улик и лица, совершившего преступление. Следователь должен был из представленных ему полицией материалов собрать и оценить доказательства, в том числе доказательства виновности указанных полицией лиц. В соответствии со ст. 276 УУС судебный следователь должен был продолжать производство следствия даже тогда, когда фактически лицо, совершившее преступление не установлено, а при наличии подозреваемого – установить наличие обстоятельств, как уличающих, так и оправдывающих (ст. 265 УУС). На следователя также возлагалась обязанность по непосредственному собиранию доказательств (ст. 266 УУС), применение мер пресечения (гл. 6 Раздел 2 УУС). Таким образом, следователь решал двуединую задачу: обеспечение суда доброкачественными материалами уголовного дела и обеспечение прав личности в досудебном производстве.

В дальнейшем, после революции 1917 года, наметилась тенденция к выделению дознания как формы предварительного расследования и, по сути, в УПК РСФСР 1922 года3 эта тенденция была официально закреплена. Осуществлению предварительного следствия посвящалась отдельная глава, определявшая его общие условия (глава 9, ст. ст. 110-119). Производство предварительного следствия являлось обязательным по всем уголовным делам и должно было быть оконченным в течение 2-х месяцев со дня объявления подозреваемому лицу постановления о привлечении его в качестве обвиняемого. Здесь также предусматривалось, что, несмотря, на форму производства досудебного расследования, следователь обязан был принимать решения и осуществлять действия, связанные с предъявлением обвинения, допросом обвиняемого и составлением обвинительного заключения (ст. 111), соответственно самостоятельность дознавателя существенно ограничивалась по сравнению с самостоятельностью следователя, поскольку первому не предоставлялись столь широкие полномочия. А следователь, в свою очередь, также был ограниченно самостоятельной фигурой в уголовном процессе того времени, так как должен был беспрекословно выполнять поручения не только прокурора, но и судьи.

Позже границы между дознанием и следствием постепенно стали стираться и перед принятием УПК РСФСР 1960 года предварительное расследование выглядело следующим образом: оно могло производиться либо в форме предварительного следствия, либо в смешанной форме (когда дознание

____________________

Баршев, Я.И. Основания уголовного судопроизводства. – СПб., 1841. – С. 111.

2 Далее: УУС.

3 Кодекс РСФСР от 25.05.1922 // Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР. Июнь 1922. – № 20-21. – Ст.230

предшествует предварительному следствию), либо в форме дознания. Основная масса уголовных дел расследовались в форме следствия, однако, если сообщение о преступлении принимал орган дознания, то закрепление доказательственной информации, розыск и обнаружение подозреваемого, а также предупреждение преступной деятельности, - все эти действия находились в самостоятельной компетенции указанного органа1.

Наши рекомендации