Правовые и организационные меры по предупреждению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в России и уголовно-исполнительной системе
Высокий уровень наркотизации населения России остается прямой угрозой безопасности и основным фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала страны. Противодействие наркоугрозе является одним из ключевых элементов обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 31.12.2015.
Важно отметить, что соответствующим Указом Президента Российской Федерации предусмотрено проведение оценки и государственного мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации, одним из показателей которого является эффективность государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков.
Стратегическим приоритетом правоохранительных органов Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков при координирующей роли ФСКН России является борьба с транснациональной организованной наркопреступностью, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Только органами наркоконтроля в суды направлено 95 уголовных дел по преступлениям, совершенным преступными сообществами (2014 году – 108), и 5 614 уголовных дел в отношении преступных групп, действующих на территории России (в 2014 году – 4 809). При этом около четверти из них были организованы за пределами Российской Федерации или имели в своей структуре подразделения, находящиеся на территории иностранных государств[21].
По итогам 2015 года правоохранительными органами расследовано 14,1 тыс. наркопреступлений, совершенных в организованных формах, что на 14,3 % больше, чем в 2014 году. Из них 11,1 тыс. – ФСКН России (рост на 10,2 %), 2,2 тыс. – МВД России (рост на 43 %) и 0,8 тыс. – иными ведомствами (рост на 8,8 %).
К уголовной ответственности привлечено 13,2 тыс. участников организованных преступных групп и сообществ, что на 18,8 % превышает показатель за 2014 год, в том числе органами наркоконтроля – 75,6 %, или около 10 тыс. лиц данной категории (рост на 13,6 %).
В рамках работы по ликвидации инфраструктуры трансграничных поставок и дистрибуции наркотиков правоохранительными органами в прошедшем году пресечено свыше 11,7 тыс. фактов оптовых поставок запрещенных веществ (рост на 6,1 %), в том числе ФСКН России – более 90 % или 10,6 тыс. фактов (рост на 4,7 %).
В 2015 году органами наркоконтроля фиксируется рост на 30 % числа задержанных за оптовые поставки наркотиков иностранных граждан и почти в 1,5 раза – граждан Российской Федерации, являющихся выходцами из иностранных государств.
Всего в 2015 году правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота было изъято 35,5 тонны подконтрольных веществ, что соответствует показателю за 2014 год, в том числе органами наркоконтроля изъято порядка двух третей (23,3 тонны) от общей массы.
Важная роль отводится подрыву экономических основ наркобизнеса. По итогам 2015 года правоохранительными органами страны пресечена легализация преступных наркодоходов на сумму около 1 млрд. рублей, в том числе органами наркоконтроля установлена легализация 932,5 млн. рублей.
Прежде чем приступить к рассматриваемому вопросу, анализируем законодательства в данной области отдельных стран мирового сообщества.
Проблемы уголовно-правовой оценки незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики) связаны с отношением государства к потреблению наркотиков. В Голландии разрешено употребление «мягких» наркотиков (марихуана, гашиш). Уголовная ответственность предусмотрена только за сбыт и хранение «жестких» наркотиков (героин, кокаин, опиум, крэк и др.). В то же время некоторые голландские специалисты вынуждены признать, что разрешение употреблять «легкие» наркотики провоцирует употребление сильнодействующих наркотиков. Показательным в этом отношении оказался опыт Испании, которая в 1985 г. ввела голландскую модель. В результате количество только зарегистрированных наркоманов в стране увеличилось с 200 тыс. до 1,5 млн, а страна превратилась в перевалочную базу наркотиков, в первую очередь – кокаина.
Ко второй группе следует отнести страны с наиболее жестким законодательством, предусматривающим повышенную, вплоть до смертной казни, ответственность за преступления, связанные с наркотиками. Это Китай, Иран, Пакистан, Таиланд, Малайзия, Нигерия. Например, в Иране только за полтора года в соответствии с Законом 1989 г. были публично казнены свыше тысячи человек. К третьей группе государств относятся страны, составляющие большинство, законодательство которых более взвешенно и дифференцированно. В частности, Закон (например, в Бельгии) различает ядовитые, наркотические, токсичные и психотропные вещества[22]. Правовую основу борьбы с наркобизнесом составляют, главным образом, кодексы и специальные законы. Несомненный интерес представляет правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Германии. Основным нормативным актом германского законодательства, предусматривающим наказания за правонарушения, связанные с наркотиками, является Закон об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г.25. В 1986 г. этот законодательный акт был дополнен новой нормой, которая предусматривала перечень, 38 препаратов, отнесенных к группе наркотиков. Вопросам уголовной и административной ответственности за нарушение положений данного Закона посвящен раздел «Преступления и проступки». Во Франции уголовная ответственность за преступления, связанные с наркотиками, предусмотрена двумя основными нормативными актами: Законом о борьбе с токсикоманией от 31 декабря 1970 г. (№ 70-1320) с последующими изменениями; Кодексом здравоохранения, новеллизированным Законом от 31 декабря 1987 г. № 87-1 15726. Законодательство Франции предусматривает уголовное преследование за хранение, употребление, распространение, передачу, приобретение и производство веществ, классифицируемых как наркотические (Закон от 31 декабря 1970 г. с изменениями от 22 июля 1992 г., 16 декабря 1992 г., 24 августа 1993 г., затрагивающими Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс законов о здравоохранении). За незаконное производство наркотических средств предусматривается лишение свободы на срок от 10 до 20 лет и штраф в размере от 5 до 50 тысяч франков (статья 627 Кодекса здравоохранения).
Наиболее развернутым и проработанным является антинаркотическое законодательство США. Основным нормативным актом американского законодательства, предусматривающим уголовную ответственность и наказание за преступления, связанные с наркотиками, является Закон о борьбе со злоупотреблением наркотиками от 1970 г., который служит правовой основой правительственной политики борьбы со злоупотреблением наркотиками и другими сильнодействующими веществами. Этот Закон является совокупностью различных законодательных норм, касающихся производства и распространения наркотиков. Исходя из этого Закона, к наиболее опасным и распространенным видам преступлений относят производство, сбыт наркотиков и их хранение.
Поэтому в 1986 г. наказания за изготовление и распространение наркотиков были ужесточены. Так, в отношении лиц, совершивших такие преступления, предусматривается лишение свободы на срок не менее 10 лет и вплоть до пожизненного, если предметом таких деяний были: один или более килограммов смеси или вещества, содержащих поддающееся определению количество героина; пять или более килограммов смеси или вещества, содержащих поддающееся определению количество коки, кокаина, его солей; препаратов из кокаина, экгонина или их производных; 500 и более граммов любого вещества, имеющего кокаиновую основу и т.д. Употребление наркотиков само по себе также является преступлением. Законы европейских стран, определяющие ответственность лица за употребление наркотиков, достаточно сильно отличаются друг от друга.
В четырех государствах (Франция, Финляндия, Греция и Швеция) употребление наркотиков является отдельным правонарушением, наказуемым в соответствии с положениями национальных судебных систем. В других странах (Испания, Ирландия, Голландия, Великобритания, Люксембург, Португалия) употребление наркотиков запрещено только в определенных обстоятельствах, например, в общественных местах, группами лиц, или если речь идет о специально оговоренных веществах. В четырех странах (Дания, Германия, Италия, Австрия) употребление наркотиков не рассматривается как отдельное преступление.
В начале второй половины прошлого века в мире впервые заговорили о том, что наркополитика, основанная исключительно на репрессивных методах, не позволяет радикально решить проблему незаконного потребления и распространения наркотических средств и психотропных веществ (далее – наркотики). Надежды на скорую победу в войне с наркотиками рухнули, стал ясен длительный и позиционный характер этой войны. Общество столкнулось с особым видом преступности: нарушениями закона, совершаемыми наркозависимыми людьми, система ценностей которых патологически изменена психоактивными веществами и исправление которых возможно только в состоянии полной трезвости. Стала понятна четкая взаимосвязь социального поведения и психического состояния этих людей. Поэтому в основополагающих документах ООН, касающихся урегулирования данной сферы – Единой конвенции о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта1961 года), Конвенции о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 года) и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря1988 года) – была закреплена соответствующая мировоззренческая позиция.
В статьях Конвенций о санкциях за незаконный оборот подконтрольных веществ присутствуют параграфы о том, что государства могут предусмотреть в отношении правонарушителей, употребляющих наркотики, либо в качестве замены осуждения или наказания (при малозначительных правонарушениях), либо в дополнение к осуждению или наказанию такие меры, как лечение, перевоспитание, наблюдение после окончания лечения, реабилитацию и социальную реинтеграцию.
В определенном преломлении данная концепция в течение двух десятилетий развивалась в Советском Союзе, но после распада страны системность работы с лицами, склонными к аддитивному и противоправному поведению, была утрачена. Это явилось, в том числе, одной из причин резкого всплеска потребления наркотиков и связанного с ним роста смертности в уязвимой возрастной группе 15-34 года, превысившим 140 тысяч человек.[23] Противодействие незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению настоятельно требовало комплексных политических, а не узковедомственных, решений. В целях сокращения масштабов данного негативного явления и уменьшения его неблагоприятных социальных последствий Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия), которой, наряду с мерами по сокращению предложения наркотиков, предусмотрено совершенствование системы мер по сокращению спроса на них.
В соответствии со Стратегией система мер по сокращению спроса на наркотики строится на основе приоритета профилактических мер общественного, административного и медицинского характера и включает в себя систему профилактики немедицинского потребления наркотиков, наркологическую медицинскую помощь и реабилитацию больных наркоманией. В русле развития Стратегии и с учетом актуальных задач нынешнего этапа антинаркотической деятельности постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 299 принята государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков». Программа отразила сбалансированный характер российской антинаркотической политики, что подтверждается ее структурой из трех подпрограмм: «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков», «Координация антинаркотической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях».
Таким образом, данный документ, развивая и конкретизируя основополагающие направления Стратегии, учел динамику наркоситуации и изменяющиеся условия ее формирования. В последние годы в обществе сложился четкий императив на выработку мер правового побуждения наркопотребителей к прохождению медико-реабилитационных процедур, необходимых для освобождения от наркозависимости и для приобретения навыков социально полезного образа жизни. Концептуальные положения правового побуждения учитывают, что побудительные мотивы должны лежать исключительно в правовой плоскости, а также иметь ощутимую для наркопотребителя интенсивность (быть значимыми в системе личных ценностей). Значимым для наркопотребителей внешним побудительным мотивом для выбора в пользу трезвости является наказание (административное, уголовное) или его угроза. В противном случае, в условиях полного отсутствия внешних побудительных мотивов к трезвости, потребители наркотиков, в силу своих патологических социально - психологических особенностей, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными самостоятельно сделать верный выбор, неизбежно погибая от последствий наркопотребления или оказываясь в местах лишения свободы.
17 июня 2015 года под председательством Владимира Путина состоялось заседание президиума Государственного совета по вопросу «О ходе реализации государственной антинаркотической политики». Обсуждались меры по повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств[24].
Отмечалось, что проблем осталось очень много, но всё‑таки удалось сформировать тенденцию снижения потребления наркотиков, сократилась смертность среди молодёжи, в том числе вызванная наркотической зависимостью. Если взять определённый возраст – от 15 до 34 лет, то с 2005 по 2014 год смертность сократилась на 30 процентов по этой категории.
Президент РФ выделил ряд приоритетных задач:
1) Учитывая, что основная масса так называемых тяжёлых наркотиков поступает к нам из‑за рубежа, необходимо усилить оперативную работу не только ФСКН, но и ФСБ, Пограничной службы, всех, кто работает на границе, по пресечению наркотрафика. Дополнительные меры нужно принять и для предотвращения распространения наркотиков через интернет, использования информационной среды для втягивания в наркоманию новых жертв, особенно, конечно, молодёжи.
2) Наладить тесное взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств и международными структурами. От постоянного обмена информацией и опытом работы действительно многое зависит, и при необходимости необходимо проводить и совместные оперативные мероприятия, информационные мероприятия.
К примеру, по инициативе России состоялся ряд крупных международных антинаркотических конференций. В апреле 2015 г. проведены антинаркотические мероприятия в рамках председательства Российской Федерации в ШОС и БРИКС, в том числе Совещание руководителей компетентных органов государств – членов ШОС, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и 2-я встреча руководителей компетентных органов государств-членов БРИКС, а также Министерская встреча БРИКС по борьбе с наркоугрозой, по итогам которой создана Антинаркотическая рабочая группа БРИКС, первое заседание которой состоялось 10 ноября 2015 г. в г. Москва.
3) Необходимо повысить эффективность работы с теми, кто только начинает или только начал принимать наркотики. И здесь, прежде всего, требуются не карательное воздействие, не карательные меры, а эффективная система профилактики, лечения, реабилитации. Необходимо усилить целенаправленную работу по формированию в обществе негативного отношения к наркопотреблению через средства массовой информации, молодёжные, волонтёрские организации.
Возможность для наркопотребителя не быть наказанным за нарушение закона в административном или уголовном порядке, а принять на себя в качестве альтернативной ответственности перед обществом обязательство прекратить потребление наркотиков и криминальный образ жизни, начала прорабатываться в российском законодательстве несколько лет назад.
18 апреля 2011 г. состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации. Одним из пунктов перечня поручений по его результатам было предусмотрено установление ответственности за систематическое немедицинское употребление наркотиков, а также применение в качестве основного или альтернативного вида наказания для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, связанные с наркотиками, обязанности прохождения медико-реабилитационной процедуры избавления от наркотической зависимости. В этом контексте был принят Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации нормы, предоставляющие подсуди- мым, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести, связанные с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в тех случаях, когда они больны наркоманией, возможность выбора между лечением и уголовным наказанием, а также устанавливающие механизм контроля за принятыми данной категорией лиц обязательствами и ответственность за их невыполнение (статья 82.1 УК России).
25 мая 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее – Закон № 313-ФЗ), которым в правовое поле введена система мер побуждения к отказу от наркопотребления лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркоти- ков, а судам предоставлено право возлагать на правонарушителей, задержанных по статьям 6.9 и 20.20 КоАП России, обязанность лечиться от наркомании и проходить реабилитацию.
В рамках уголовного судопроизводства суду предоставлено право обязать осужденного пройти лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию, когда лицу, признанному больным наркоманией, назначается основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность, обязательных или исправительных работ либо ограничения свободы (статья 72.1 УК России). За уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, а также медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотиков или психотропных веществ без назначения врача закон ввел административную ответственность. Так было положено начало гуманизации российского антинаркотического законодательства и адаптации системы наказаний к реальным уровням общественной опасности тех или иных на- рушений закона, однако реализация перечисленных мер пока оставляет желать лучшего.
За три с половиной года в соответствии со статьей 82.1 УК России на лечение и реабилитацию судами направлено около трехсот лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьей 233 УК России, наказание которым отсрочено. За неполный год действия Закона № 313-ФЗ на основании судебных решений в порядке, предусмотренном частью 2.1 статьи 4.1 КоАП России, по решению суда направлены на диагностику, лечение, профилактические процедуры, медицинскую и (или) социальную реабилитацию около десяти тысяч правонарушителей, задержанных по статьям 51 6.9 и 20.20 КоАП России. После введения в действие статьи 72.1 УК России суды возлагали на больных наркоманией, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, дополнительную обязанность пройти лечение от наркотической зависимости, медицинскую и (или) социальную реабилитацию в единичных случаях. На этом основании механизмы правового побуждения к отказу от наркопотребления нуждаются в дальнейшем развитии, а контингент лиц, которые подлежат направлению на исполнение альтернативной ответственности, может и должен быть расширен.
Так, установление ограничения на применение статьи 82.1 УК России только в отношении лиц, впервые совершивших перечисленные в ней наркопреступления, недостаточно аргументировано законодателем и не находит обоснования в юридической и медицинской литературе. Анализ правоприменительной практики подсказывает необходимость применения иных форм правового воздействия на лиц, потребляющих наркотики, если первоначальное осуждение не привело к их исправлению, не заставило отказаться от наркопотребления и от совершения преступлений, связанных с наркотиками. Право отсрочки наказания для лечения и реабилитации должно распространяться на наркопотребителей, и ранее задерживавшихся за хранение наркотиков без цели сбыта, поскольку они как раз требуют особого внимания врачей-наркологов и социально-реабилитационной помощи. С другой стороны, меры, предусмотренные статьей 82.1 УК России, так же как и статьей 72.1 УК России, предлагается распространить, наряду с больными наркоманией, на лиц, потребляющих наркотики с вредными последствиями, не дожидаясь появления у них устойчивого заболевания наркоманией[25].
Одновременно, как нам представляется, следует расширить контингент условно осужденных к лишению свободы, на которых в порядке части 5 статьи 73 УК России может быть судом возложена дополнительная обязанность прохождения лечения и реабилитации. Не только больные наркоманией, но и наркопотребители без диагноза «наркомания» не должны оставаться без внимания соответствующих специалистов. Необходимо иметь возможность и их направлять по решению суда в лечебные учреждения для диагностики, профилактических мероприятий, медицинской и (или) социальной реабилитации. Социальная реабилитация могла бы проводиться и в негосударственных реабилитационных центрах, основанных общественными организациями, при сохранении контроля со стороны государства. Кроме того, дальнейшее развитие механизмов правового побуждения к отказу от наркопотребления должно учитывать возможность их распространения на иные деяния, не представляющие серьезной общественной опасности, хотя формально, с точки зрения ныне действующих нормативных документов, относящихся к категории тяжких.
В связи с этим, по нашему мнению, статьи 72.1, 82.1 и часть 5 статьи 73 УК России надлежит применять, наряду с больными наркоманией, к лицам, потребляющим наркотики в немедицинских целях.
Такой путь возможен путем закрепления в диспозиции статьи 82.1 УК России отсылки не к конкретным составам преступлений (в настоящее время это только преступления, предусмотренные частью 1 статьи 228, частью 1 статьи 231 и статьей 233 УК России), а к категории преступлений (например, преступления небольшой или средней тяжести). Тогда суды могли бы более широко использовать полномочия, предоставляемые частью 6 статьи 15 УК России по изменению категории преступлений, при наличии определенных обстоятельств, в сторону смягчения.
К числу таких обстоятельств законодатель может отнести наличие у подсудимого желания избавиться от пристрастия к наркотикам. Данный вопрос можно было бы решить, например, путем дополнения статьи 15 УК России соответствующим примечанием. За прошедшие три года наработана практика расследования наркопреступлений с учетом трехзвенного деления размеров наркотических средств и психотропных веществ, для целей уголовного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти размеры устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 1002).
Вместе с тем, по нашему мнению, в уголовном законодательстве необходимо введение еще более четкой дифференциации степени ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта от их розничного сбыта и особенно от сбыта оптовых партий, совершаемого в организованных формах. Безусловно, сбыт наркотиков относится к тяжким и особо тяжким преступлениям. Хранение же наркотиков без цели сбыта самими наркопотребителями для личного немедицинского потребления в количествах, хотя и подпадающих под признаки крупного размера (то есть преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 УК России), не имеет такой степени общественной опасности, чтобы относить его к тяжким преступлениям, что сейчас, по сути, исключает таких наркопотребителей из сферы действия механизмов правового побуждения к добровольному отказу от наркопотребления.
Поэтому мы предлагаем предусмотреть возможность отнесения ряда деяний (в первую очередь, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта) в разряд менее серьезных преступлений путем изменения предусмотренных Постановлением № 1002 весовых параметров для значительного, крупного и особо крупного размера. Это позволит более активно применять имеющиеся механизмы правового побуждения к отказу от немедицинского потребления наркотиков и, при полном исполнении предоставляемых законодательством возможностей по лечению и реабилитации, откроет перспективу вернуться в трезвую и социально полезную жизнь значительному количеству граждан. Еще одно направление совершенствования законодательства в данной сфере, по нашему мнению, может заключаться в переносе на более раннюю стадию уголовного судопроизводства принятия решения о направлении наркопотребителей на диагностику и медико-реабилитационные процедуры.
Несомненно, необходимое окончательное решение должно приниматься судом, однако обращение в суд о лечении наркопотребителя и о приостановлении в связи с этим расследования могло бы выноситься следователем либо органом дознания с согласия прокурора, на основании письменного ходатайства обвиняемого и заключения врача психиатра - нарколога. После прохождения медико-реабилитационных процедур органы расследования могли бы, исходя из обстоятельств дела, принимать решение о его возможном прекращении.
Такой подход требует соответствующего дополнения УК России и КоАП России. Перечисленные изменения законодательства позволят правоохранительным органам, как отметил директор ФСКН России В.П. Иванов, не заполнять рядовыми наркопотребителями без того переполненные тюрьмы, а сосредоточить свои усилия на противодействии организованной наркопреступности, на подрыве ее глобальной транснациональной и межрегиональной инфраструктуры. Подобные законотворческие инициативы в полной мере соответствуют рекомендациям Комиссии по наркотическим средствам Организации Объединенных Наций, принявшей в марте 2015 г. на своей 58-ой сессии резолюцию «Поддержка взаимодействия между органами общественного здравоохранения и правосудия в целях осуществления мер, альтернативных осуждению или наказанию за соответствующие малозначительные правонарушения, связанные с наркотиками». В резолюции предлагается с целью укрепления здоровья и повышения уровня безопасности отдельных лиц, семей и общества разрабатывать и применять такие меры на основе взаимодействия между органами здравоохранения и правосудия. В Российской Федерации рекомендации ООН уже выполняются.
Правовая основа в сфере незаконного оборота наркотиков в уголовно-исполнительной системе основывается на общероссийском законодательстве.
При выявлении данных преступлений в местах лишения свободы оперативные аппараты УИС передают всю информацию ФСКН России (теперь МВД России) для проведения дальнейших оперативно-следственных действий. В ФСИН России разработана инструкция о профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС[26]. Одним из видов профилактической работы в данной сфере является постановка лиц, склонных к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков на специализированный учет. Более подробно деятельность учреждений и органов УИС в данном направлении мы рассмотрим в следующем параграфе. Подводя итог параграфу, кроме выводов о внесении изменений в действующее законодательство в сфере предупреждения распространения наркотиков, необходимо отметить следующие моменты:
По-прежнему высок уровень коррупции в правоохранительных органах, в первую очередь – в органах внутренних дел, сотрудники которых нередко осуществляют так называемое крышевание наркоторговцев.
Наблюдается разобщенность ведомств, занимающихся борьбой с наркотиками. Сотрудники разных ведомств не всегда осуществляют помощь и поддержку друг друга в борьбе с наркотиками, а то и препятствуют работе друг друга.
Граждане России на протяжении многих веков традиционно снимали стресс, напряжение и просто расслаблялись с помощью употребления алкоголя. Видимо, без употребления расслабляющих продуктов человек не может (или не хочет) существовать. Этот факт просто надо признать. Затеянная в 1985 г. М.С. Горбачевым антиалкогольная компания привела к потребности у населения поиска новых средств снятия напряжения, которыми стали наркотики. Именно с указанного времени употребление наркотиков стало все более популярным видом расслабления в России. Теперь даже появившийся в изобилии алкоголь не может заменить наркотики. Такая ситуация требует от ученых задуматься о том, что можно предложить населению вместо наркотиков: достаточно эффективное и при этом относительно безвредное, не вызывающее эффекта привыкания и не воздействующее на психику губительным образом. В-шестых, на крайне низком уровне находится идеологическая составляющая борьбы с наркотиками. Даже пропаганда борьбы с курением обычного табака сейчас осуществляется гораздо сильнее, чем противодействие употреблению наркотиков[27].
Борьбу с наркотиками невозможно эффективно вести тогда, когда в обществе, среди политиков, правоохранительных органов и средств массовой информации постоянно циркулирует информация о роспуске (реорганизации, слиянии и т.д.) различных правоохранительных органов. Подобная информация, несомненно, расхолаживает работников, заставляет думать о новом месте работы, увольнении и т.д. Пока мы видим только то, что за последнее двадцатилетие количество таких органов постоянно меняется. Так, перестали существовать органы налоговой полиции, органы федеральной пограничной службы, органы службы безопасности президента, органы федерального агентства правительственной связи и информации, 5 апреля 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». Указ предусматривает передачу функций ФСКН России и ФМС России в систему МВД России. Правильным ли решением о ликвидации ФСКН мы увидим в дальнейшем. Судя по всему, к единому мнению по указанному вопросу не пришло и руководство страны.