Reading for detailed comprehension
Чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации — вид коммуникативного чтения с установкой на полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте, их осмысление и запоминание; изучающее чтение (Фоломкина 1987, с. 27). При изучении чтения читающий предполагает, что ему придется впоследствии воспроизводить или использовать в той или иной форме полученную информацию: Передавать устно или письменно содержание прочитанного другим, оценить, прокомментировать, пояснить информацию, совместно обсудить содержание текста. В реальной жизни данный вид чтения чаще всего связан с учебной и профессиональной деятельностью.
Чтение с полным пониманием текста наиболее сложное и трудоемкое. Овладение этим видом чтения на иностранном языке опирается на интенсивность чтения (см. Intensive reading, с. 97), требует значительных усилий и времени. Для полного, точного и глубокого понимания прочитанного необходимы достаточно обширные знания лингвистических особенностей изучаемого языка, рецептивное владение значительным по объему лексико-грамматическим I" материалом. Помимо основных умений, общих для всех видов чтения (умения отделять главное от второстепенного, догадываться о значении слов по словообразовательным элементам, по контексту), требуются специфические умения: умение анализировать текст выборочно, точно понимать текст на уровне значения и смысла. Чтение с полным пониманием связано с частым обращением к словарю.
Critical reading
Чтение с критической оценкой, чтение для критического анализа или критическое чтение (Клычникова 1973, с. 68, 72) — вид коммуникативного чтения, который предполагает оценку прочитанного (как правило, научной, художественной, публицистической литературы) путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, знаниями, с собственным жизненным опытом. Обоснованная оценка невозможна без полного и точного понимания текста, уяснения замысла и позиции автора, знания литературных приемов и особенностей авторского стиля. Таким образом, чтение с критической оценкой основано на чтении с полным пониманием текста (см. Reading for detailed comprehension, с. 100). Чтение с критической оценкой интегрирует различные виды чтения, предполагает высокий уровень развития умений чтения, способность анализировать содержание и языковую форму, отличать факты от мнений, подвергать сомнению прочитанное (Silberstein 1987, Eskey and Grabe 1993).
3.3. Teaching listening skills — Обучение аудированию
Listening / Listening comprehension
Аудирование — рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух (см. Receptive skills, с. 91).
Основой внутреннего механизма аудирования являются следующие психические процессы:
• восприятие на слух (auditory perception) и узнавание (recognition, discrimination);
• внимание (concentration);
• антиципация, предвосхищение или вероятностное прогнозирование (anticipation / prediction / forward inferencing);
• смысловая догадка (guessing / inferring from context);
• сегментирование речевого потока (segmentation / chunking) и группировка (grouping);
• информативный анализ на основе вычленения единиц смысловой информации;
• завершающий синтез, предполагающий разного рода компрессию и интерпретацию воспринимаемого сообщения.
Аудирование включает в себя следующие аудитивные навыки, интеграция которых обеспечивает владение этим видом речевой деятельности:
• слухо-произносительные навыки, то есть доведенную до автоматизма способность безошибочного, быстрого, стабильного одновременного восприятия и узнавания фонетического кода;
• рецептивные лексико-грамматические навыки.
Важным представляется различение коммуникативного аудирования как вида речевой деятельности (см. Communicative listening, с. 102) и учебного аудирования (см. Guided listening, с. 102). В процессе учебного аудирования происходит формирование речевого слуха и навыков узнавания лексико-грам-матического материала и умений понимания и оценки прослушанного. Коммуникативное аудирование является целью обучения и представляет собой сложное речевое умение понимать речь на слух при ее одноразовом воспроизведении.
См.: Anderson and Lynch 1993; Rest 1993, 1994; Field 1998; Кулиш 1991; Елухина 1996a, 19966; Бим, Миролюбов 1998.
Guided listening
Учебное аудирование выступает в качестве средства обучения, служит способом введения языкового материала, создания прочных слуховых образов языковых единиц, составляет предпосылку для овладения устной речью, становления и развития коммуникативных умений аудирования.
Учебное аудирование допускает многократное прослушивание одного и того же материала. Повторное прослушивание обеспечивает более полное и точное понимание аудиотекста, а также лучшее запоминание его содержания и языковой формы, особенно в том случае, когда прослушанный текст используется для последующего пересказа или письменного изложения.
Особую роль в учебном аудировании играет снятие трудностей и распознавание опор, выполнение упражнений, направленных на совершенствование деятельности памяти, внутренней речи, речевых механизмов осмысления, прогнозирования (Практикум 1985; Елухина 1996а, 19966).
В зависимости от способа и характера работы с текстом для прослушивания в учебном аудировании выделяются:
• intensive listening — интенсивное аудирование (ср. intensive reading);
• extensive listening — экстенсивное аудирование (ср. extensive reading).
Communicative listening
Коммуникативное аудирование — рецептивный вид речевой деятельности, нацеленный на восприятие и понимание устной речи на слух при ее одноразв-вом прослушивании. В зарубежной и отечественной методике принято выделять виды коммуникативного аудирования в зависимости от коммуникативной установки (учебного задания) и соотношения с экспрессивной устной речью (см. Communicative reading, с. 98).
В зависимости от коммуникативной установки, ориентирующей на то, какой должна быть широта и глубина понимания, выделяются:
• skim listening — аудирование с пониманием основного содержания;
• listening for detailed comprehension — аудирование с полным пониманием;
• listening for partial comprehension — аудирование с выборочным извлечением информации;
• critical listening — аудирование с критической оценкой. В зависимости от соотношения с экспрессивной устной речью и ее формой, воспринимаемой на слух, выделяются следующие виды аудирования:
• interactional listening — аудирование как компонент устно-речевого общения;
• listening to interaction — восприятие на слух и понимание диалога или полилога;
• transactional listening — восприятие на слух и понимание монологической речи.
Эти три вида аудирования различаются и по характеру ситуации, в которой протекает рецептивная речевая деятельность. В зависимости от ситуации разнообразны и роли слушающего, которые накладывают ограничения на его речевое поведение (право вступить в разговор, прервать говорящего, переспросить, уточнить) и тем определяют трудности восприятия речи на слух.
См.: Anderson and Lynch 1993; Rost 1993, 1994; Lynch 1996, p. 92; Field 1998; Кулиш 1991.