Выдача лиц, совершивших преступление
Под выдачей преступников(экстрадицией) понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому на основании международного договора или принципа взаимности для привлечения лица к уголовной ответственности или для исполнения в отношении него обвинительного приговора.
Выдача преступников — древнейшая форма взаимной помощи государств в борьбе с преступностью. Положение о вьщаче беглых лиц содержалось уже в договоре между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттусили III (1296 г. до н.э.)1. Именно институт выдачи преступников положил начало международному уголовному праву.
Институт экстрадиции является комплексным и регулируется нормами международного, конституционного, уголовного и уголовно-процессуального права. В России подробные положения о вьщаче, включая основания выдачи и отказа в ней, содержатся в гл. 54 УПК, что дает основание многим юристам относить выдачу к институтам уголовно-процессуального права2. Однако без обращения к нормам уголовного права выдача невозможна по определению3.
В российском уголовном законодательстве институт выдачи был впервые закреплен только в ст. 13 УК 1996 г. При этом лаконичное содержание этой статьи во многом обедняет уголовно-правовое значение экстрадиции.
В соответствии с международным и российским правом следует выделить основные правила экстрадиции, имеющие уголовно-правовое значение.
1. Выдача осуществляется на основании международного договора или принципа взаимности.Как правило, условием для выдачи является наличие международного договора между Россией и запрашивающим государством. Это могут быть: 1) многосторонние договоры о вьщаче и правовой помощи, к которым относятся: Европейская конвенция о вьщаче 1957 г. (далее — Европейская конвенция)4, ставшая базовой для института экстрадиции, Конвенция о правовой помощи и правовых отноше-
См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Указ. соч. С. 210.
См.: Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002. С. 17.
Как справедливо отмечает А.И. Бойцов, «при всей комплексности института экстрадиции, являющегося смежным для международного, уголовного и уголовно-процессуального права, важно видеть его уголовно-правовую составляющую, обеспечивающую функционирование механизма взаимодействия различных правовых систем (см.: Бойцов А.И. Уголовный закон // Уголовное право России: Общая часть: Учебник / Под ред. Н.М. Кро-пачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. С. 310). 4 СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.
Глава V. Уголовный закон
ниях по гражданским, семейным и уголовным делам СНГ 1993 г. и др.; 2) договоры о борьбе с отдельными видами международных преступлений и преступлений международного характера, содержащие положения о выдаче (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности); 3) двусторонние договоры о выдаче и правовой помощи, к настоящему времени Россия заключила такие договоры более чем с 50 государствами1. Подчеркнем, что в Европейской конвенции закреплен приоритет данной Конвенции по отношению к положениям любых двусторонних соглашений о выдаче (ст. 28). В отсутствие договора о выдаче она может быть осуществлена на основании принципа взаимностис учетом ст. 462 УПК. Данный принцип означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу России будет произведена выдача.
2. Преступление, указанное в запросе о выдаче, должно быть наказуемо по уголовному закону как запрашиваемого, так и запрашивающего государства(принцип «двойной криминальности»). Это правило предусмотрено в ст. 2 Европейской конвенции и в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. Лицо также не может быть выдано и по иным основаниям, препятствующим уголовному преследованию в России: в силу истечения сроков давности, принципа пе bis in idem или по иному законному основанию.
3. Преступление, по которому запрашивается выдача, должно быть достаточно серьезным. Всоответствии с УПК направление запроса о выдаче осуществляется, если деяние, в связи с которым направляется запрос, является уголовно наказуемым и за его совершение предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание — в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев -jb случав выдачи для исполнения приговора.
4. Не допускается выдача лица, преследуемого за политическую деятельность или преступления политического характера.В соответствии с Европейской конвенцией «выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением» (п. 1 ст. 3). В данной норме отражено общепризнанное правило невыдачи политических преступников. В этой же Конвенции указывается, что Убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в качестве политического преступления.
См.: Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. 2005. № 1.