Выдача лиц, совершивших преступление

Под выдачей преступников(экстрадицией) понимается передача ли­ца, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому на основании международ­ного договора или принципа взаимности для привлечения лица к уго­ловной ответственности или для исполнения в отношении него обви­нительного приговора.

Выдача преступников — древнейшая форма взаимной помощи го­сударств в борьбе с преступностью. Положение о вьщаче беглых лиц содержалось уже в договоре между египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хаттусили III (1296 г. до н.э.)1. Именно институт выда­чи преступников положил начало международному уголовному праву.

Институт экстрадиции является комплексным и регулируется нор­мами международного, конституционного, уголовного и уголовно-про­цессуального права. В России подробные положения о вьщаче, вклю­чая основания выдачи и отказа в ней, содержатся в гл. 54 УПК, что дает основание многим юристам относить выдачу к институтам уголовно-процессуального права2. Однако без обращения к нормам уголовного права выдача невозможна по определению3.

В российском уголовном законодательстве институт выдачи был впервые закреплен только в ст. 13 УК 1996 г. При этом лаконичное со­держание этой статьи во многом обедняет уголовно-правовое значе­ние экстрадиции.

В соответствии с международным и российским правом следует выде­лить основные правила экстрадиции, имеющие уголовно-правовое значение.

1. Выдача осуществляется на основании международного договора или принципа взаимности.Как правило, условием для выдачи является нали­чие международного договора между Россией и запрашивающим госу­дарством. Это могут быть: 1) многосторонние договоры о вьщаче и пра­вовой помощи, к которым относятся: Европейская конвенция о вьщаче 1957 г. (далее — Европейская конвенция)4, ставшая базовой для инсти­тута экстрадиции, Конвенция о правовой помощи и правовых отноше-

См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Указ. соч. С. 210.

См.: Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002. С. 17.

Как справедливо отмечает А.И. Бойцов, «при всей комплексности института экстра­диции, являющегося смежным для международного, уголовного и уголовно-процессуаль­ного права, важно видеть его уголовно-правовую составляющую, обеспечивающую функ­ционирование механизма взаимодействия различных правовых систем (см.: Бойцов А.И. Уголовный закон // Уголовное право России: Общая часть: Учебник / Под ред. Н.М. Кро-пачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. С. 310). 4 СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.

Глава V. Уголовный закон

ниях по гражданским, семейным и уголовным делам СНГ 1993 г. и др.; 2) договоры о борьбе с отдельными видами международных преступ­лений и преступлений международного характера, содержащие поло­жения о выдаче (например, Конвенция ООН против транснациональ­ной организованной преступности); 3) двусторонние договоры о выда­че и правовой помощи, к настоящему времени Россия заключила такие договоры более чем с 50 государствами1. Подчеркнем, что в Европей­ской конвенции закреплен приоритет данной Конвенции по отноше­нию к положениям любых двусторонних соглашений о выдаче (ст. 28). В отсутствие договора о выдаче она может быть осуществлена на ос­новании принципа взаимностис учетом ст. 462 УПК. Данный принцип означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной си­туации по запросу России будет произведена выдача.

2. Преступление, указанное в запросе о выдаче, должно быть наказуе­мо по уголовному закону как запрашиваемого, так и запрашивающего госу­дарства(принцип «двойной криминальности»). Это правило предусмо­трено в ст. 2 Европейской конвенции и в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ. Ли­цо также не может быть выдано и по иным основаниям, препятствующим уголовному преследованию в России: в силу истечения сроков давности, принципа пе bis in idem или по иному законному основанию.

3. Преступление, по которому запрашивается выдача, должно быть достаточно серьезным. Всоответствии с УПК направление запроса о вы­даче осуществляется, если деяние, в связи с которым направляется за­прос, является уголовно наказуемым и за его совершение предусматри­вается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое наказание — в случае выдачи для уголовного пресле­дования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее ше­сти месяцев -jb случав выдачи для исполнения приговора.

4. Не допускается выдача лица, преследуемого за политическую деятельность или преступления политического характера.В соответст­вии с Европейской конвенцией «выдача не осуществляется, если пре­ступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением» (п. 1 ст. 3). В данной норме отражено общепризнанное правило невыда­чи политических преступников. В этой же Конвенции указывается, что Убийство или попытка убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в качестве политического преступления.

См.: Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // За­конность. 2005. № 1.

Наши рекомендации