Характеристика системы подготовки персонала ГПС, ее цели, функции и организационная структура

Одним из результатов коренных изменений, происшедших в общественном развитии России, является резкое усиление интеграционных процессов с развитыми странами Запада не только в торгово-экономической области, но и в социально-культурной, в том числе в сфере подготовки кадров. Объективные изменения в нашей стране, такие как смена ценностей, динамизм социальных процессов, усиление социальной роли личности, возрастающая демократизация общества, возникновения новой системы политических, экономических и социальных отношений обусловили необходимость адекватного образования для обеспечения эффективной профессиональной деятельности в новых условиях, восприятие положительного зарубежного опыта подготовки специалистов.

Смысл современного подхода к совершенствованию образования заключается в замене формулы "образование на всю жизнь", сложившуюся в предшествующие периоды общественного развития, на принципиально новую "образование через всю жизнь".[2]

Практической основой реализации последней формулы являются создание и развитие системы непрерывного образования, доказавшего свою эффективность во многих странах. Практическая реализация этой системы возможна только через организацию многоуровневой структуры подготовки специалистов. Именно на обеспечение таких подходов к совершенствованию подготовки специалистов в современных условиях направлены Закон Российской Федерации "Об образовании", постановление Совета Министров Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 440 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования", постановления Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 13 марта 1992 года N 13 "О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации", предусматривающие интеграцию в международную систему подготовки специалистов.

Отраслевая система профессионального образования в Государственной противопожарной службе МЧС России, являясь частью общегосударственной образовательной системы, должна быть перестроена и совершенствоваться в соответствии с требованиями тех нормативно-правовых актов, о которых было только что сказано.

Под системой профессиональной подготовки кадров Государственной противопожарной службы следует понимать совокупность взаимосвязанных организационных и информационно-воспитательных форм распространения и приобретения профессиональных знаний, умений и навыков сотрудниками в период прохождения ими службы, а также сеть учебных заведений и подразделений, обеспечивающих реализацию соответствующих форм, элементов

и направлений процесса профессиональной подготовки. В такую совокупность следует включить деятельность по профессиональной ориентации, первоначальную подготовку, профессиональную образовательную систему, т.е. высшие и специальные средние учебные заведения, служебную - специальную, боевую и физическую подготовку личного состава, систему повышения квалификации и переподготовки сотрудников и работников, после вузовское образование - адъюнктура и доктарантура, экстернат и самообразование.

В Государственной противопожарной службе сегодня имеются практически все составляющие системы профессиональной подготовки кадров. Достаточно сказать, что специалистов высшей квалификации готовят четыре высших учебных заведения: Академия Государственной противопожарной службы Воронежский и Санкт-Петербургский институты пожарной безопасности МЧС России, факультет пожарной безопасности Восточно-Сибирского института МВД России (город Иркутск). Кадры со средним техническим образованием мы ранее получали из 3-х пожарно-технических училищ Екатеринбургского, Ивановского и Воронежского. Два первых, как известно, стали филиалами нашей академии. В Тольятинском высшем военном командном инженерном строительном училище функционирует Факультет пожарной безопасности с 5-летним сроком обучения, в принципе аналогичный нашему Факультету N 2, готовящий специалистов высшей квалификации нашего пожарно-технического профиля для системы Министерства обороны России. Это следует учитывать, поскольку при сокращении численности Вооруженных Сил выпускники данного военного вуза могут быть использованы по прямому назначению в Государственной противопожарной службе.

Пожарных техников готовили и пока еще готовят также специализированные отделения некоторых гражданских техникумов: Волоколамского и Сызранского политехнических, Хабаровского строительного и Ростовского электромеханического техникумов. Именно оттуда черпались кадры среднего, да и старшего начальствующего состава для профессиональной пожарной охраны. К сожалению этот вид подготовки специалистов из года в год свёртывается.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что система профессионального образования кадров Государственной противопожарной службы в настоящее время современным требованиям в полной мере ещё не отвечает ни с точки зрения количественной, ни с точки зрения качественного уровня выпускаемых специалистов, на что обращалось внимание Коллегией и МЧС России, и МВД России (10.03.95) при утверждении Концепции и мер по совершенствованию профессионального образования в органах внутренних дел на перспективу. В целях обеспечения органов внутренних дел квалифицированными кадрами Коллегия МВД России потребовала осуществить дальнейшее реформирование системы подготовки кадров с таким расчётом, чтобы осуществлялось последовательное приращение профессиональных знаний на основе преемственности образовательных программ, исключающих дублирование и параллелизм в обучении курсантов и слушателей специальных средних и высших учебных заведений, усиления практической направленности учебного процесса, непрерывного образования и самообразования сотрудников.

Определены основные направления совершенствования системы профессионального образования в органах внутренних дел в современных условиях. Это:

- внедрение многоуровневой системы образования;

- внесение изменений в содержание образования;

- использование новых методик и технологий организации учебного процесса и обучения;

- изменение правил приёма в учебные заведения;

- введение эффективного контроля знаний обучающихся;

- реорганизация управления учебными заведениями.

Думаю, что содержание указанных направлений всем понятно и раскрывать их подробно вряд ли имеет смысл. Тем не менее, на мой взгляд, более подробно следует поговорить о многоуровневой системе подготовки специалистов , поскольку именно она позволит:

во-первых, обеспечить приращение знаний на основе преемственности образовательных программ, интеграции и гибкости образовательных структур;

во-вторых, избежать дублирования и параллелизма в содержании обучения.

Многоуровневая система включает в себя следующие стадии профессиональной подготовки кадров:

- первый уровень - первоначальную подготовку, осуществляемую в учебных центрах, как начальный и в тоже время базовый уровень профессионального образования;

- второй уровень - среднее специальное образование, осуществляемое очно в течение 2 - 3 лет в специальных средних учебных заведениях и в высших учебных заведениях в рамках многоступенчатой подготовки, по завершении которого выдаётся диплом о среднем специальном образовании по специальности "правоохранительная деятельность", а в Государственной противопожарной службе - "пожарная безопасность";

- третий уровень - высшее профессиональное образование, осуществляемое в высшем учебном заведении на протяжении 3 - 5 лет (3 – с учётом второго уровня).

В рамках этой системы процесс профессионального образования разбивается на две ступени:

- на первой ступени слушатели в течение двух-трёх лет овладевают предметами среднего профессионального образования на уровне, позволяющем практически работать на соответствующих должностях среднего начальствующего состава. По завершении этой ступени со сдачей экзаменов слушателям выдается диплом о среднем специальном образовании и присваивается первое специальное звание начальствующего состава лейтенанта милиции, а у нас - лейтенанта внутренней службы;

- дальнейшее профессиональное образование приобретается сотрудником на второй ступени очно или заочно в течение соответственно 2-3 и 3-4 лет, по завершении которого ему присваивается квалификация специалиста ( в ГПС - инженера пожарной безопасности) по соответствующей специальности с вручением диплома о высшем профессиональном образовании. Эта ступень соответствует третьему уровню профессионального образования - высшему, законодательно установленному в Российской Федерации;

- научные и педагогические кадры готовятся после завершения третьего уровня профессионального образования в адъюнктуре и докторантуре высших учебных заведений (в Академии создан такой факультет).

По завершении третьего уровня профессионального образования дипломированные специалисты без отрыва от службы должны повышать своё

профессиональное мастерство, пополнять запас знаний и навыков через систему служебной подготовки , являющейся элементом непрерывного образования, и путём самообразования , но это уже следующий уровень подготовки кадров.

Следующий уровень - это повышение квалификации и переподготовка кадров, также являющиеся элементом системы непрерывного образования.

Коротко о том, как прививается многоуровневая система в учебных заведениях МВД России. Например, в Юридическом институте МВД России слушатели после двух лет очной учёбы получают диплом о среднем юридическом образовании по специальности "правоохранительная деятельность" и со званием лейтенанта милиции выпускаются на практическую работу. В дальнейшем они могут в течение трёх лет заочно завершить свою подготовку, получив высшее образование - завершить третий уровень профессионального образования.

Вот, пожалуй, и всё о многоуровневой системе подготовки кадров и непрерывного образования, о которой сегодня много говорят и много спорят.

В учебных заведениях Государственной противопожарной службы эти идеи воспринимаются и уже кое-что делается по реализации решений Коллегии МВД России по данным вопросам. Изменены Правила приема на Факультет заочного обучения нашего вуза, куда, как известно, принимаются лица, имеющие среднее пожарно-техническое образование. Они сдают вступительные экзамены только по специальным, а не общеобразовательным дисциплинам. Уточнение учебных планов по ФЗО и Факультету N 1 позволило сократить срок обучения в институте на один год.

В 1995 году был разработан и в установленном порядке утверждён и введён в действие новый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 3330400 "Пожарная безопасность" , в соответствии с которым переработаны учебные планы и рабочие программы по дисциплинам.

Утверждён Государственный образовательный стандарт по управленческой специальности для Факультета руководящих кадров Государственной противопожарной службы. Специальность названа как в Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации " Государственное и муниципальное управление ". Это потребовало также переработки Учебного плана факультета и рабочих программ по изучаемым дисциплинам.

Следует также отметить, что современная форма диплома о высшем образовании стала ближе к форме этого документа, принятой в большинстве стран.

На базе вуза был образован Межвузовский учебно-методический совет ( МУМС ) по специальности "Пожарная безопасность", реорганизованный в настоящее время в Учебно-методическое объединение ( УМО ).

В задачи совета, а теперь и объединения входит организационно-методическое руководство подготовкой кадров для Государственной противопожарной службы с высшим и средним техническим образованием, обеспечение высокого качества и совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях и контроля за соблюдением требований Государственного образовательного стандарта.

Межвузовским учебно-методическим советом по специальности "Пожарная безопасность" в 1996 году были рассмотрены предложения Санкт-Петербургского института пожарной безопасности МВД России о внедрении многоуровневой системы профессионального образования и в пожарно-технических учебных заведениях. Эти предложения в настоящее время дорабатываются с учётом обсуждения на МУМС. Правда предложения о подготовке бакалавров и магистров сейчас вряд ли могут быть приняты, поскольку подготовка сотрудников подобной квалификации и выдача таких дипломов в МВД и МЧС России пока не осуществляются.

Как система послевузовского образования в академии функционируют докторантура и адъюнктура (факультет), готовящие научно-педагогические кадры для научно-исследовательских учреждений и учебных заведений пожарно-технического профиля.

Любопытно отметить, что, вступая в международную интеграцию в области подготовки кадров, невзирая ни на какие политические катаклизмы, нами ещё до 1998 г выпущены по два инженера пожарной безопасности для Латвии и Литвы, учатся сейчас слушатели из Монголии и Казахстана

В системе профессионального образования в Государственной противопожарной службе целенаправленно осуществляются переподготовка и повышение квалификации кадров в рамках сложившейся и оправдывающей себя системы. Эта работа организуется по утвержденным в установленном порядке планам и разнарядкам на базе учебных заведений системы МВД И МЧС России и по планам министерств, главных управлений и управлений ГО и ЧС на местной учебной базе и учебной базе других министерств и ведомств.

В нашей академии переподготовка и повышение квалификации руководящих и некоторых других категорий кадров осуществляется на Высших академических курсах, на которых ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации начальники и заместители начальников управлений Государственной противопожарной службы, руководители ведущих отделов УГПС, руководители органов управления системы Первого управления Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России и некоторые категории специалистов, таких как юрисконсульты и дознаватели региональных управлений и отделов ГПС.

Переподготовка и повышение квалификации среднего и старшего начальствующего состава Государственной противопожарной службы осуществлялось на Высших академических курсах Санкт-Петербургского университета МВД России. Для тех кто, возможно, не помнит - это бывший Ленинградский факультет повышения квалификации нашего вуза, ставший затем Институтом повышения квалификации и в 1997 г. году вошедший в состав созданной в Санкт-Петербурге академии, а в 1998 - в организованный в Питере университет МВД России. Как это будет сейчас- не известно.

Рядовой и младший начальствующий состава проходит начальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в управлениях Государственной противопожарной службы на созданных в республиках, краях и областях учебных центрах и учебных пунктах.

Здесь же, уместно вспомнить и о том, что на учебных центрах и пунктах по мере необходимости, в установленной порядке по специально разработанным и утверждённым программам может осуществляться подготовка среднего начальствующего состава, это так называемые курсы младших лейтенантов. Правда, такой вид подготовки никакого профессионального образования и диплома не даёт. Его целевое назначение обучить рядовых или сержантов, имеющих общее среднее образование работе на конкретных, самых низовых, должностях среднего начальствующего состава - инспекторов госпожнадзора или начальников караулов пожарных частей и, тем самым, заполнить вакантные должности.

Ранее в системе Государственной противопожарной службы не было, к сожалению, учебных заведений, таких как, Новочеркасское училище МВД России, два Московских и Сургутский колледжи милиции, милицейские лицеи во Владимире и Набережных Челнах. В 1999 г. в столице открыт, наконец, Пожарный колледж, но по-прежнему не созданы классы в средних школах с углубленной технической и физической подготовкой, которые бы осуществляли крайне важную работу по ранней профессиональной ориентации молодежи, привлекая её на службу в Государственную противопожарную службу, как сделала в свое время милиция, организовав в школах классы с углублённой правовой и физической подготовкой в целях расширения базы комплектования учебных заведений органов внутренних дел.

Это, видимо, пока единственное исключение из принятой в органах внутренних дел системы профессиональной подготовки кадров.

В последние годы возросло значение служебной - специальной, боевой, огневой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Это вполне объяснимо в свете сегодняшних реалий нашей жизни.

С одной стороны на фоне резкого осложнения криминогенной обстановки и возрастания агрессивности преступников наблюдается ухудшение и положения дел с обеспечением пожарной безопасности и рост преступлений, связанных с пожарами, отмечается недостаточная профессиональная подготовка личного состава органов внутренних дел в целом и Государственной противопожарной службы в частности.

С другой стороны - отмечается очевидная необходимость организации целенаправленного наступательного противодействия этим негативным факторам, влияющим на динамику оперативной обстановки.

Приказ МВД России N 11 - 1995 года потребовал от руководителей всех уровней управления осуществить неотложные меры по совершенствования всех видов служебной подготовки. Коснулось это и учебных заведений МВД России. Общее руководство данным направлением оперативно служебной деятельности возложено на заместителей начальников учебных заведений по строевой части, должности которых в целях приведения их наименования в соответствие с выполняемыми функциями переименованы и теперь называются "заместитель по служебно-боевой подготовке". Созданы кафедры и циклы боевой подготовки в институтах и училищах. Введена такая должность и в нашей Академии.

Во исполнение названного приказа серьёзно переработана Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы и утверждена приказом ГУГПС МВД России от 28.04.95 N40. В ней изложены цели, задачи и требования по организации служебной подготовки личного состава, порядок осуществления контроля, особенности её проведения в малочисленных подразделениях, содержание курса боевой подготовки с приведением тематики проведения занятий, тематические планы и методические указания. Программа предусматривает все виды служебной подготовки личного состава: пожарно-тактическую, пожарно-профилактическую, пожарно-техническую, пожарно-строевую и физическую, а также подготовку в области правовых, гуманитарных и социально-экономических знаний, противопожарной службы гражданской обороны и медицинской подготовки, техники безопасности. Одним словом, Программа охватывает все виды служебно-боевой подготовки личного состава и сегодня в этом плане существует только одно требование - обеспечить служебно-боевую подготовку личного состава Государственной противопожарной службы в строгом соответствии с Программой.

Наши рекомендации