Психологическая совместимость
Психологическая совместимость – эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое имеет наибольшую степень возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости элементов системы как целого. При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались:
1. люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия);
2. эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными;
3. лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система;
4. субъекты с разным практическим интеллектом (Обозов Н.Н., 1979; Шибутани Т., 1969).
Психологическая совместимость может возникать как при тождественности тех или иных качеств личности (общительность – общительность, эмоциональность – эмоциональность), так и при их противоположности (сильный – слабый).
Н.Н. Обозов (1979) выделил 4 уровня совместимости:
1. Психофизиологическая уровень. Собеседник воспринимается как внешне привлекательный, симпатичный, приятно пахнущий и т.п.
2. Характерологический уровень. Характерологические особенности и привычки собеседника не вызывают раздражения, а воспринимаются как проявление индивидуальности.
3. Психологический уровень.
4. Социально-психологический или личностный уровень.Общность мировоззрений, систем ценностей, вкусов способствует формированию симпатии и взаимопонимания между собеседниками.
Существует такое понятие, как коммуникативная совместимость,это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в идее напряжения, досады, психологического дискомфорта.
Структура взаимодействия. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или действий. Действие – состоит из 4 фаз:
1) фаза возбуждения или импульс включает в себя первые стимулы к общению, на этой фазе происходит переключение человека от одного действия к другому;
2) фаза уточнения ситуации связанас восприятием другого человека, ситуации и информации, на этой фазе осуществляется отбор значимостей, уточнение ситуации происходит в зависимости от личностных смыслов воспринимающего;
3) фаза непосредственного действия – уточнив и оценив ситуацию, человек совершает необходимое действие;
4) фаза завершения связана со сворачиванием действия и восстановлением равновесия индивида с окружающей средой.
* * *