Лекция 47 Понятие личности в системе человекознания.

Личность в философии, социологии и психологии. Трактовки личности в истории психологии. Подходы к исследованию личности. Диспозициональные и типологические описания личности. Структура личности (Х. Хаггард и К. Фрай , Р.Б. Кэттелл, Г.Ю.Айзенк, Дж.П.Гилфорд). Отечественные исследования структуры личности

Методические рекомендации к изучению темы:

Житейское представление о личности указывает на связь этого понятия с уважаемыми авторитетами, известными, выдающимися людьми, которые «многого добились в жизни», «сумели пробиться» благодаря своим качествам. В науке это мнение также нашло свой отпечаток, когда личность рассматривалась как сочетание наиболее ярких характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он – общительная личность или робкая личность, имея в виду, что робость или дружелюбие являются его характерными чертами. В подобных примерах отражается отождествление личности с тем социальным впечатлением, которое человек производит на окружающих.

Первоначально слово «личность» означаломаска. Такие маски надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. С самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Слово «personsa» дословно переводится как «то, через что проходит звук». Как пишет, создатель диспозициональной теории личности Г.Олпорт, это слово означало и самого актера за маской, то есть подлинное сочетание его внутренних и «масочных» качеств. С помощью внешних средств – жест, поза, маска проявлялись внутренние модели отношения к жизни.

Личность является предметом изучения многих наук:

В философии личность Рассматривается как Ø соотношение общего, особенного и единичного, Ø преломление внешнего во внутреннем, Ø связь личности и общества, Ø соотношение теоретических построений и эмпирических фактов.  
В социологии личность элемент общества, рассматривается сквозь призму общественных отношений. «Обезличенная» личность выступает как социальный тип и представитель социального слоя.  
В психологии личность сосредоточие психических свойств, изменяющихся под воздействием внешних факторов, а также совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Общая психология изучает самые общие свойства личности и закономерности ее развития, становления и жизнедеятельности
Дифференциальная психология изучает личностные различия в зависимости от возраста, пола, природных особенностей и других факторов.
Психология развития изучает процесс становления, развития в онтогенезе
Социальная психология изучает вопросы интра- и интериндивидуального, акцентирует межличностные связи.

Для общепсихологического подхода к изучению личности характерно:

Ø внеколлективное описание личности;

Ø акцент на внутриличностных связях между компонентами этой сложной системы;

Ø внимание к биологическим основам личности;

Ø равный интерес к показателям устойчивости и изменчивости в развитии личности;

Ø системный подход – личность рассматривается как целостное единство всех свойств и проявлений психики, высший интегратор, а также подсистема в системах человек, природа, общество.

При изучении материала необходимо сравнить представления о личности в философии, социологии и психологии. Разобрать трактовки личности в истории психологии. Сравнить подходы к исследованию личности и сбору материала для эмпирического исследования. Иметь представление о моделях структуры личности, разработанных зарубежными и отечественными авторами.

Задание для самопроверки:

1. Проанализируйте определение личности, какие особенности личности в нем подчеркиваются?

Личность – член человеческого общества, субъект общественного поведения и коммуникации. Появляется на основе индивида и субъекта деятельности. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства. В структуру личности входят следующие компоненты: темперамент, характер, способности, направленность.

Ответ:

В этом определении отражены сущностные характеристики личности (член человеческого общества, субъект общественного поведения и коммуникации). детерминанты личности (индивид и субъект деятельности). Факторы социализации (элементы социального пространства). Макрохарактеристики личности (темперамент, характер, способности, направленность).

2. Проанализируйте определение личности, какие особенности личности в нем подчеркиваются?

Личность - саморегулирующаяся система, удерживающая свою целостность, осуществляющая поиск системообразующего основания или смысла жизни, выбор жизненного сценария. Она согласовывает колебания между бессознательными мотивами и чувствами и миром логически обоснованных мотивов.

В этом определении подчеркивается: целостность личности, ее способность к саморегуляции, способность осуществлять жизненные выборы, посредничество между сознание и бессознательным.

3. Проанализируйте определение личности, какие особенности личности в нем подчеркиваются?

Личность – высшая интеграция всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций)

В этом определении подчеркивается компонентный состав личности и ее целостность.

Практическое задание:

Рассмотрите схему из книги Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания», разберите основные понятия: характер, склонности, общественное поведение, мотивация поведения, структура личности, общественные функции и роли, цели и ценности жизни, статус личности, жизненный путь личности в обществе, раскройте эти понятия на собственном примере.

Лекция 47 Понятие личности в системе человекознания. - student2.ru

Ответ:В этой схеме отраженыструктурно-динамические свойства личности: Статус – экономическое, политическое и правовое, идеологическое положение личности в обществе. На основе статуса и постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций ролей и целей и ценностных ориентаций.Роль личности – нормативная функция, одобренный образ поведения, ожидание от каждого занимать данную позицию.Ценностные ориентации – отношения личности, которые являются критериями положительной и отрицательной оценки окружающей среды.Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения,которые представляют второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека и склонности. Основная форма развития личностных свойств – это жизненный путь человека в обществе, его социальная биография. Вы должны ответить себе самому на вопросы: каков ваш личный статусный и ролевой набор, каковы ведущие ценностные ориентации, что мотивирует ваше поведение в социуме, как вы взаимодействуете с другими людьми, каковы особенности вашего характера и склонностей.

В истории психологии встречаются различные трактовки личности:

Личность как душа. Согласно взглядам Платона, высшая субстанция (бог) поместила в человека душу, а в душу поместила ум. Он выделял душу - разумную, размещающуюся в голове, душу – чувствующую, находящуюся в груди и душу чревную – в животе. Душа, психика и личность - неразрывны. В современной науке принцип отождествления личности с душой, психикой наиболее явно воплощен в персоналистических теориях. Персонализм придает личности статус первоначальной реальности, первоэлемента бытия. Развитие личности происходит по причине присущего ей стремления к самоактуализации, к внутреннему самосовершенствованию. Личность рассматривается как высшая ценность. Персонализм в психологии представлен гуманистическим направлением (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл)

Личность как сумма психических функций.Эта трактовка связана с функциональной психологией, рассматривающей психические процессы с точки зрения приспособления организма к среде. Личность рассматривается как объединение всех психических функций (в основном, процессов). Личность выполняет функцию адаптации к социальным условиям. Эта трактовка подтолкнула к развитию измерений профессиональной пригодности с помощью тестирования и построения профилей личности.

Личность как опыт человека. В основе этой трактовки личности лежит преувеличение роли опыта в жизни человека и преуменьшение роли наследственности. Все люди рождаются с равными способностями и возможностями, нет плохих учеников, есть плохие учителя. Расцвет этого подхода был в 1930-40 годы. В настоящее время он не так популярен.

Биологизация личности. Гиппократ разработал теорию о четырех соках организма, заложив представление о темпераменте. Физиологические исследования стали достоверным источником знаний о личности. Для данного подхода характерно сведение личности к темпераментным особенностям, а последних - к типам ВНД и даже типам нервной системы.

Социологизация личности. Личность – это свойство человека, включенного в систему социальных отношений, человек не рассматривается как природное существо. Его действия не подкрепляются непосредственной биологической стимуляцией, он не имеет генетически заданного набора инстинктивных форм поведения. Природные особенности – только предпосылки, которые совершенно не сказываются на развитии личности. Личность определяет свою деятельностную позицию ко всему, что ее окружает, и прежде всего к труду и к социальному строю. Для характеристики личности самыми существенным являются свойства, которые проявляются в социально значимых поступках.

Личность как отражающая система. Личность – это сложное структурное образование, входящее в системы более высокого порядка (человек, природа, общество, вселенная). Личность изучается в развитии (принципы развития и историзма) Личность и психика рассматриваются как явления вторичные по отношению к объективной реальности, но вместе с тем на нее активно влияющие. Личность выполняет функции внутреннего цензора – санкционирует или запрещает определенные действия и выступает как носитель сознания.

Каждая трактовка личности высвечивает определенный аспект личности, однако неправомерна абсолютизация любого из них.

Наши рекомендации