Нейропсихологическое исследование внимания
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание – важнейший психический процесс, тесно связанный с общей и направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Никакой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.
Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4-5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников первых 2 –3 классов объем внимания в 2 – 3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не боле 12 –15 минут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.
Пробы | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1. тест на произвольное внимание. Произвольное последовательное прослеживание ряда чисел (букв, предметов) и поиск нужного ряда (или отдельных элементов ряда) | Таблица Шульта Предметы с недостающими ил лишними элементами | 1) Найди цифры от одного до 15. 2) Найди красные цифры от 15 до 1. 1) Чего здесь не хватает? 2) Что здесь лишнее? | Исследуется объем внимания, скорость, подвижность и утомляемость. Исследуется концентрация внимания. Нарушение этого процесса связано с дисфункцией лобных отделов мозга. |
2. Поиск заданной картинки (фигуры) среди ряда других | Предметные картинки, геометрические фигуры | «Найди эту картинку» (показывается картинка). «Найди эту фигуру» (показывается геометрическая фигура). Картинки, фигуры и др. материал – всегда перед глазами ребенка, т.к. этот опыт не на запоминание, а на внимание | Исследуется избирательность внимания. Нарушение может быть связано с дефектами лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудности восприятия картинок |
3. Тест на произвольное внимание. Припоминание предметов, находящихся в комнате, с которыми работали | Закрой глаза и скажи, что лежит на столе; что стоит в комнате | Исследуется распределение внимания. | |
4.Тест на устойчивость внимания. Поиск указанных фигур, предметов, картинок, букв и др. среди ряда других | Таблицы Анфилова Крепелина | Вычеркивай во всех строчках: 1) только букву А; 2)буквы Е и И. Будь внимателен | Исследуется точность, прочность внимания, сосредоточенность, распределение внимания, работоспособность |
5. Тест на связь слова со вниманием. Слово – указатель внимания. Выполнение дифференцированных действий по речевой инструкции | Предметы | 1) Возьми карандаш, положи его в карман; 2) Встань и посмотри в окно; 3) Возьми карандаш и нарисуй дерево и т.д. | Нарушение внимания влечет за собой несформированность познавательных процессов, интеллекта и поведения. Нарушение регулирующей роли речи (слова) указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга. |