Тема 7. Коммуникативная компетентность личности.

Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Понятие было впервые выдвинуто А.А.Бодалёвым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций.

Коммуникативные умения:

- организовывать текст сообщения в адекватную форму,
- речевые умения,

- гармонизировать внешние и внутренние проявления,

- получать обратную связь,

преодолевать коммуникативные барьеры и др.

Выделяется группа интерактивных умений:

- строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу,

самоконтроля и саморегуляции,

- организовывать сотрудничество,

- руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета,

- активного слушания.

Группа социально-перцептивных умений:

- адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении

- распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения,

- составлять адекватный образ другого как личности,

- производить благоприятное впечатление.

По Емельянову:

У. исполнять социальные роли. Способность адаптироваться. Владение средствами общения. Способность организовать пространство. Техники общения. Перцептивные навыки.

По Лабунской: Точность в построении сообщения.

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации общаться; социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим общую культуру личности и ее проявления в общении.

Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Прогноз формируется на уровне коммуникативных установок.

При характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно - интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие (Е.В. Руденский):

Коммуникативно-диагностическая - диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении

Коммуникативно-программирующая - подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения

Коммуникативно-организационная - организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.

Коммуникативно-исполнительская - диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных умения найти адекватную теме и цели общения коммуникативную структуру, и умение реализовать коммуникативный замысел в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. Для делового общения коммуникативное мастерство незначимо.

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительная эмоциональная захваченность проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическая идентификация; оперативная эмоционально-психологическая перестройка в общении.

Социально-перцептивные навыки помогают почувствовать эмоции собеседника, устанавливать контакт, прогнозировать реакцию собеседника.

Эмоционально-психологическая регуляция – контроль за проявлением собственных эмоций, перестройка их проявления, если это необходимо.

Экспрессивные навыки – навыки самоподачи, выразительности. Нужный тембр и сила голоса, высота тона, адекватная жестикуляция, мимика, расстановка акцентов в сообщении.

Коммуникативная культура – совокупность правил, передаваемых в обучении общению. Как и постулаты, эти правила не формулируются. Однако за их нарушения полагаются более мягкие санкции, чем за нарушение постулатов, или последствия их нарушения не столь значительны Правила коммуникативной культуры (А.В.Карпов).

Правило понятности. Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к пониманию». Стремление преодолеть большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.

Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего сопровождения - мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило «собственной неправоты». Всегда нужно иметь в виду, что ваша собственная точка зрения может быть неверной. Это часто предостерегает от ошибок.

Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

Правило активного и конструктивного слушания - одно из основных условий эффективной коммуникации.

Правило обратной связи. Обращайте внимание на ответные сигналы собеседника, и при необходимости перестройте свою стратегию. Это правило обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологиями является частью коммуникативного потенциала личности. Коммуникативный потенциал включает в себя коммуникативные свойства личности как результат развития потребности в общении, коммуникативные способности, коммуникативную компетентность, коммуникативную культуру.

Коммуникативная культура (КК) включает в себя:

- творческое мышление; КК. речевого действия; КК. самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; КК.жестов и пластики движений; КК.восприятия коммуникативных действий партнёра по общению; КК.эмоций.

Формирование коммуникативной культуры происходит через:

- опыт соционормативный - знание языка(ов); опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства, опыт адекватного овладения жестикуляцией.

Вопросы по курсу «Психология общения»

1. Коммуникация и общение. Подходы к изучению общения.

2. Коммуникативный акт и его участники. Схема коммуникативного акта Р.Якобсона.

3. Уровни изучения общения по Б.М. Ломову.

4. Виды общения по А.А. Леонтьеву. Функции общения по Л.А.Карпенко.

5. Общение как обмен информацией. Носители информации. Модель коммуникативного процесса по Ч. Осгуду.

6. Публичное и непубличное общение. Непосредственное и опосредованное общение. Устное и письменное общение.

7. Симметричное и несимметричное общение. Учёт статуса коммуниканта.

8. Завершённое и незавершённое общение. Кратковременное и длительное общение.

9. Структура общения. Спонтанное и подготовленное общение.

10. Автокоммуникация.

11. Диалогическая и монологическая коммуникация. Особенности, преимущества, недостатки диалога и монолога.

12. Три стороны (функции) межличностного общения (по Г.М.Андреевой)

13. Виды речевой деятельности. Схема языкового знака Ф.де Соссюра.

14. Постулаты коммуникации. Содержание сообщения и подтекст.

15. Общение как взаимодействие. Кооперация и конкуренция. Конфликтное и неконфликтное общение. Манипулятивное общение.

16. Мотивация общения.

17. Признаки эффективного общения. Цели коммуникации. Успешность коммуникации. Достижение согласия или компромисса. Коммуникативное равновесие.

18. Открытая, отстранённая и закрытая позиции коммуникатора.

19. Неуспешность коммуникации - причины и признаки.

20. Формальное и ритуальное общение. Стереотипы в общении.

21. Кинесика как вид невербальной коммуникации.

22. Организация пространства при коммуникации. Проксемика как разновидность невербальной коммуникации (С.Холл). Структурирование времени при коммуникации.

23. Невербальная коммуникация. Виды и особенности.

24. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков.

25. Визуальный контакт как средство невербальной коммуникации.

26. Механизмы понимания собеседника. Идентификация и эмпатия. Уровни эмпатии.

27. Рефлексия как механизм понимания другого.

28. Пресуппозиции и их роль в понимании сообщения.

29. Факторы, вызывающие ошибочное понимание. Ожидания.

30. Фатические сигналы. Два вида сигналов, направленных на собеседника (по Э.Берну). Фасцинация.

31. Социальная перцепция. Феномен межличностного восприятия.

32. Зависимость восприятия собеседника от особенностей и состояния воспринимающего.

33. Эффект первичности при межличностном восприятии. Эффект «ореола» при межличностном восприятии.

34. Восприятие мимики. Выражения лица при основных эмоциях.

35. Признаки искренней улыбки. Признаки неискренней улыбки.

36. Восприятие позы. Изучение восприятия позы в общении.

37. Изучение восприятия собеседника по голосу психологами. Восприятие высоты и тембра голоса, интонаций собеседника.

38. Классификация жестов (П.Экман). Этнокультурное своеобразие жестикуляции.

39. Общение как интерактивное взаимодействие. Интерактивное взаимодействие с использованием «сценария». Особенности «игры» как неуспешной коммуникации (по Э.Берну).

40. Социальные роли в коммуникации. Уровни и статус коммуникантов в общении.

41. Проявление деструктивных тенденций в межличностном общении. Агрессия в коммуникации.

42. Этика общения. Требования к коммуникантам. Требования к тексту. Тактичность. Безтактность.

43. Конфликтное общение. Слова-конфликтогены. Преодоление конфликтов в общении. Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома.

44. Риторика как наука об эффективном публичном общении. Приёмы эффективного общения. Правила делового общения.

45. Формирование коммуникативных умений и навыков в тренинговых технологиях общения.

46. Формирование коммуникативной компетентности психолога.

Вопросы для контрольной заочного отделения(Осветить два вопроса по выбору)

1. Предмет психологии общения. Общение и коммуникация – общее и различное.

2. Междисциплинарность психологии общения. Обозначения участников общения в различных дисциплинах и в различных научных направлениях.

3. Три стороны общения (по Г.М.Андреевой).

4. Классификации видов общения. Формальное и неформальное общение.

5. Длительное и кратковременное общение.

6. Непосредственное и опосредованное общение.

7. Симметричное и асимметричное общение.

8. Межличностная и массовая коммуникация.

9. Законченное и незаконченное общение.

10. Виды общения по А.А. Леонтьеву.

11. Функции общения.

12. Уровни общения.

13. Формы (жанры) общения.

14. Цели коммуникации. Понятие об эффективном общении. Коммуникативное равновесие.

15. Психологический контакт в общении.

16. Психологическая потребность в общении.

17. Информационная сторона коммуникации. Вербальное общение. Понятие о семантике (значениях) и смысле сообщения. Модель языкового знака Ф.де Соссюра. Произвольность языкового знака по Ф.де Соссюру. Воздействие коннотаций.

18. Модель сообщения и понимание сообщения по Ч.Осгуду.

19. Фатическая функция языка и речи. Выражение отношения к собеседнику. Слова – «поглаживания» и слова – «шлепки».

20. Постулаты коммуникации. Основной принцип коммуникации, согласованный с представлениями об эффективном общении.

21. Язык и речь. Различные обозначения продукта коммуникации.

22. Речевая деятельность. Её особенности по отношению к другим видам деятельности. Виды речевой деятельности. Формы речи.

23. Языковая способность. Развитие речевых навыков у детей.

24. Креативность речевой деятельности ребёнка.

25. Барьеры речевой коммуникации.

26. Понимание собеседниками друг друга и механизмы понимания. Роль знания в понимании.

27. Стереотипизация, эгоцентризм, группоцентризм, этноцентризм и их влияние на понимание собеседников.

28. Этика общения. Тактичность и безтактность.

29. Межличностное восприятие.

30. Восприятие коммуникантами друг друга. Перцептивные барьеры. Эффекты первичности, новизны, ореола.

31. Изучение межличностного восприятия психологами. Зависимость восприятия собеседника от психологических особенностей реципиента, от установки, прежнего опыта, ситуации восприятия, статуса коммуникантов.

32. Невербальная коммуникация (сигнализация) и её виды.

33. Восприятие выражений лица. Мимика. Строение мимической мускулатуры лица. Выражения лица при основных эмоциях. Выражения при экспрессии (усилении проявления эмоций). Выражения искренности и неискренности в мимическом проявлении эмоций.

34. Виды улыбок: искренняя, притворная, жалкая, самодовольная, жестокая, грустная, флиртующая.

35. Паралингвистика. Междометия. Роль интонаций.

36. Проксемика. Кинесика. Виды жестов: иллюстративные, манипулятивные, символичекские, эмблематические.

37. Своеобразие мимики и жестов в различных культурах.

38. Манипулятивное общение.

39. Конфликтное общение.

40. Субъект затруднённого общения.

41. Коммуникабельность, коммуникативная компетентность, коммуникативная толерантность.

42. Активное слушание. Эмпатическое слушание.

43. Межличностные отношения. Эмоции в межличностных отношениях.

44. Агрессивность в коммуникации.

45. Особенности делового общения.

46. Особенности спора, полемики.

47. Применение знаний об эффективном общении в ораторском искусстве.

Наши рекомендации