Классификация гендерных стереотипов
Первая группа | Вторая группа | Третья группа |
стереотипы закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. | стереотипы, связанные с различиями в содержании труда и видах профессиональной деятельности. | стереотипы маскулинности-фемининности, в соответствии с которыми мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности. |
Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различий в разные исторические периоды, в различных культурах, а также в результате веками существовавшего разделения труда. По мнению С. Фаррел и Д. Лорбер, в обществе существовало «табу на подобие», которое утверждало и подтверждало существование половых различий, различий в социальных ролях мужчин и женщин, детерминировало гендерное неравенство.
Гендерные стереотипы берут начало из многих источников. Их поддерживают традиции, культура, религия и церковь, семейное воспитание, образование, «улица», сверстники, СМИ, взрослые, поп-музыка, искусство и литература и др.
Сексизм, как один из видов социальных гендерных стереотипов.
Сексизм - это ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому. Это дискриминация по признаку пола. Сексизм рассматривается как один из видов социальных гендерных стереотипов, которые основаны на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии.
Сексистские предрассудки и стереотипы не так безопасны, как могло бы показаться, - они с самого детства влияют на сознание и поведение людей, деля их на "своих" и "чужих". Стереотипы женственности и мужественности не просто формируют людей, они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое.
Сексистские стереотипы часто носят весьма завуалированный характер и могут быть не выражены явно.
Понятия социализации и гендерной социализации. Психологические механизмы гендерной социализации.
Под социализацией специалисты обычно понимают процесс усвоения социальных ролей и культурных норм, Социализация свойственна только человеку как общественному существу, и она протекает под воздействием экономических, социальных, этнических, религиозных, психологических и других факторов. Сам человек в процессе социализации играет активную роль.
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. В ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. Данный процесс, связан с осмыслением личностью своей духовно-нравственной принадлежности к той или иной группе (мужчины/женщины). Гендерная социализация продолжается в течение всей жизни человека. По мере взросления индивид становится более самостоятельным в выборе гендерных ориентиров, моделей, ценностей.
Психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития), социальные ожидания (новая психология пола); гендерные схемы (теория гендерной схемы). В отдельности каждый из этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию.