Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению
В соответствии с учебным планом каждый студент, заочного отделения, изучающий дисциплину «Маркетинговые исследования товаров и услуг» должен выполнить контрольную работу по одному из предложенных вариантов.
Контрольная работа выполняется с целью закрепления теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения специальной литературы и практических материалов.
Контрольная работа включает в себя два вопроса и одно контрольное задание.
При написании работы желательно приводить цитаты, статистические данные, графики и диаграммы, которые должны иметь ссылки на информационный источник (фамилия, инициалы автора, название цитируемого источника, том, часть, выпуск, издательство, год, страница)
Не зачитывается контрольная работа, в которой содержание вопроса дословно переписано из прослушанных студентом лекций, учебника или монографии. При выполнении контрольной работы следует творчески подходить к имеющейся информации, уметь выразить своё мнение по исследуемому вопросу.
Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, иметь нумерацию страниц, список использованных литературных источников.
В списке литературы указываются все использованные студентом источники, расположенные в порядке и пронумерованные.
Объём работы составляет 15-20 страниц печатного текста через два печатных интервала.
Если содержание работы отвечает предъявленным требованиям, то она зачитывается. При неудовлетворительном выполнении она возвращается студенту на доработку.
Преподаватель пишет рецензию на контрольную работу, указывая основные замечания, которые студент должен учесть при подготовке к сдаче экзамена.
Закрепление варианта контрольной работы необходимо сделать по следующей схеме:
Первая буква фамилии | Вариант контрольной работы | Первая буква фамилии | Вариант контрольной работы |
А | П | ||
Б | Р | ||
В | С | ||
Г | Т | ||
Д | У | ||
Е | Ф | ||
Ж | Х | ||
З | Ц | ||
И | Ч | ||
К | Ш | ||
Л | Щ | ||
М | Э | ||
Н | Ю | ||
О | Я |
Вариант 1.
1.Сущность маркетинговой информационной системы.
2. Товары и услуги как объекты маркетинговых исследований.
3.Предприятие заявляет, что его доля на рынке составляет 20%. Что можно сказать о его рыночной позиции? Насколько она сильна. Как можно определить рыночную позицию фирмы?
Вариант 2.
1. Проблема, цель и задачи МИ товаров и услуг.
2. Выдвижение и проверка рабочих гипотез.
3. Какие данные дают более достоверную информацию?
а) Первичные
б) Вторичные
в) Данные СМИ
г) Данные Государственной статистике
Вариант 3.
1. Понятие о выборочной совокупности и процедур её конструирования.
2. Основные способы формирования и выборки и ошибка выборки.
3. С какой информации необходимо начинать исследование рынка?
а) С первичных данных
б) С вторичных
в) С обзора прессы
г) С интервью с покупателями
Вариант 4.
1. Конструирование анкеты: типы вопросов и варианты ответов, их соответствие решению поставленных задач.
2. Обработка и анализ маркетинговой информации, полученной методом анкетирования.
3. В каком месте анкеты следует размещать конфиденциальные вопросы, ответы на которые могут вызвать затруднения у респондентов?
а) В начале анкеты
б) В конце анкеты
в) В середине анкеты
г) Не имеет значения
Вариант 5.
1.Характеристика личного (формализованного) интервью. Специфика интервьюирования респондентов в различных условиях.
2. Характеристика глубинных интервью и определение ценностной ориентации в процессе формирования отношения к конкретному товару (услуге).
3. Какой способ получения информации в основном используется для предварительного тестирования потребительского спроса на новые товары:
а) индивидуальное интервью
б) наблюдение
в) фокус – группа
г) панельный метод
Вариант 6.
1. Сущность экспертного опроса как метода получения маркетинговой информации.
2. Основные этапы экспертного опроса.
3. Какие информативные данные недоступны для конкурентов?
а) Первичные
б) Вторичные
в) Синдикативные
г) Все варианты верны
Вариант 7.
1. Сущность и программа социального эксперимента.
2. Проведение экспериментального исследования. Выработка практических рекомендаций по использованию экспериментальной информации.
3. Каков оптимальный размер участников фокус – группы?
а) 3-7 человек
б) 8-12 человек
в) 13-15 человек
г) 16-20 человек
Вариант 8.
1. Характеристика основных методов анализа маркетинговой информации.
2. Составление отчёта и разработка практических рекомендаций по результатам маркетингового исследования.
3. Панель розничной торговли может заключаться в систематическом сборе информации на определённом количестве предприятий с помощью метода наблюдения. Какую информацию можно получить с помощью данного метода?
Вариант 9.
1 .Характеристика и основные задачи рекламных исследований.
2. Оценка экономической эффективности рекламной деятельности как средства воздействия на покупателя.
3. Проанализируйте в порядке убывания степень влияния на фирму – производителя товаров высоких технологий следующих показателей социально – демографической и культурной среды:
а) уровень образования
б) образ жизни
в) половозрастной состав
г) состав населения по видам деятельности
Вариант 10.
1. Сущность образа (имиджа) товара и задача имиджевой рекламы в его конструировании.
2. Оценка психологической эффективности рекламной деятельности.
3. Вопрос, предлагающий только два возможных варианта ответа, называется:
а) открытый
б) закрытый многовариантного выбора
в) наводящий
г) дихотомический
Вариант 11.
1.Сущность метода фокус – группы как углубленного интервью и групповой дискуссии.
2. Социально – психологические требования к личности участников фокус – группы.
3. Первый этап процесса МИ
а) определение метода сбора данных
б) разработка форм для сбора данных
в) формулировка целей и задач исследования
г) оценка объёма доступных ресурсов на исследование
д) формулировка управленческой проблемы
Вариант 12.
1. Сущность МИ товаров и услуг.
2. Основные направления МИ товаров и услуг.
3. Репрезентативность выборки должна воспроизводить следующие атрибуты генеральной совокупности
а) свойства
б) мнения
в) количество
г) масштаб
д) ошибки
Вариант 13.
1.Цели, задачи, объект и предмет МИ (услуги). Сбор информации о потребительских параметрах товара (услуги).
2. Анализ результатов исследования и маркетинговая деятельность фирмы.
3. Выборка, в которую элементы включаются в той же пропорции по определённым характеристикам, как в генеральной совокупности:
а) квотная
б) преднамеренная
в) кластерная
г) стратифицированная
Вариант 14.
1. Изучение внутренних и внешних факторов потребительского поведения.
2. Маркетинговая деятельность компаний по регулированию поведения потребителей различных видов товаров и услуг.
3. Метод МИ, считающийся наиболее универсальным:
а) эксперимент
б) наблюдение
в) опрос
г) фокус – группа
д) кабинетное исследование
Вариант 15.
1. Характеристика основных задач изучения конкурентной среды.
2. Ёмкость рынка и методы её оценки.
3. Форма представления результатов единовременного МИ:
а) проект
б) отчёт
в) реферат
г) резюме
д) меморандум
Вариант 16.
1. SWOT – анализ и его применение в МИ
2. Надёжность и достоверность маркетинговой информации. Подходы к их определению.
3. Модератор фокус – группы – это:
а) участник
б) ведущий
в) консультант
г) аналитик – психолог
Вариант 17.
1.Субъекты и объекты МИ
2. Характеристика основных методов прогнозирования рынка.
3. Исследование рынка необходимо начинать:
а) с интервью
б) с эксперимента
в) с панельного исследования
г) со сбора первичных данных
д) с поиска вторичных данных
Вариант 18.
1. Подходы к проведению рыночных исследований. Характеристика методов.
2. Статистические методы анализа информации.
3. Кодекс, регламентирующий деятельность по маркетинговым исследованиям, принят Международной организацией:
а) ISO
б) ESOMAR
в) WTO
г) NATO
д) CBSS
Вариант 19.
1. Характеристика затрат на проведение МИ товаров и услуг.
2. Кабинетные исследования как метод МИ.
3. Исследование, направленное на выявление причинно – следственных связей, называется:
а) разведочное
б) реляционное
в) казуальное
г) дескриптивное
Вариант 20.
1. Субъекты и организационные формы МИ товаров и услуг.
2. Типичные ошибки, сопровождающие проведение МИ товаров и услуг.
3. В процессе проектирования выборки отсутствует следующий этап:
а) определение объекта выборки
б) определение субъекта выборки
в) определение объёма выборки
г) определение теста формирования выборки
г) определение процедуры создания выборки
9. Вопросы для подготовки к зачёту
1. Сущность, классификация, цели и задачи маркетинговых исследований.
2. Основные этапы маркетинговых исследований товаров и услуг.
3. Характеристика первичных и вторичных источников маркетинговых исследований.
4. Понятие маркетинговой информации системы и ее анализ.
5. Субъекты и организационные формы маркетинговых исследований товаров и услуг.
6. Методы и формы сбора первичной маркетинговой информации.
7. Характеристика измерительных шкал в различных формах сбора маркетинговой информации.
8. Характеристика анкетного опроса как методов сбора маркетинговой информации по товарам.
9. Разработка анкет (вопросников): структура анкеты, виды задаваемых вопросов, шкалы ответов. Требования, предъявляемые к формировке вопросов.
10. Анкетирование по почте: особенности и перспективы.
11. Схема и характеристика процесса маркетингового исследования товаров и услуг.
12. Характеристика выборочного метода сбора маркетинговой информации.
13. Понятия о генеральной и выборочной совокупности, сущность ошибок и объема выборки.
14. Панельный метод сбора маркетинговой информации.
15. Разработка плана маркетингового исследования товаров и услуг.
16. Маркетинговые исследования товаров (услуг) как основа для принятия управленческих решений и стратегий развития коммерческой фирмы.
17. Наблюдение как метод маркетингового исследования.
18. Опрос как метод маркетингового исследования.
19. Кабинетные исследования как метод маркетингового исследования.
20. Достоинства и недостатки наблюдения по сравнению с опросом.
21. Определение надежности и достоверности маркетинговой информации.
22. Определение конкурентной позиции фирмы и ее продукции.
23. Маркетинговые исследования рекламной деятельности.
24. Методы определения психологической эффективности рекламы.
25. Характеристика маркетингового поведения торгового персонала.
26. Основные ошибки, возникающие при сборе данных и способы их устранения.
27. Выявления приоритетных конкурентов и определение силы их позиций.
28. Испытания рекламы, планируемой к выпуску.
29. Изучение потребителей. Применяемые методы.
30. Подходы к изучению рынка (анализ вторичной информации, исследование мотивации и поведения потребителей, анализ выпускаемой и реализуемой продукции).
31. Выявление нужд покупателей. Проведение опроса.
32. Анализ анкетного опроса по выявлению нужд покупателей. Интерпретация результатов.
33. Выявление степени осведомленности покупателей. Проведение опроса.
34. Работа с анкетами по выявлению степени осведомленности покупателей.
35. Составление диаграммы рынка на основе опроса о степени осведомленности и интерпретация результатов.
36. Определение конкурентоспособности предприятия и степени удовлетворенности покупателей. Проведение опроса.
37. Разработка анкеты. Требования к ее составлению.
38. Табличные формы построения результатов анализа, в т.ч. степени удовлетворенности покупателей и интерпретация полученных результатов.
39. Структура и характеристика процесса полевых исследований.
40. Субъекты и объекты маркетинговых исследований.
41. Характеристика психотехнологии продаж по системе «КОМПАС».
42. Экспертные методы оценки и особенности их применения при проведении маркетинговых исследований.
43. Основные типы выборки и их характеристика.
44. Характеристика основных методов прогнозирования рынка.
45. Методы описательного и казуального исследований.
46. Фокус – группа, ее роль и значение в маркетинговых исследованиях. Порядок проведения фокус-группы.
47. Рекламные исследования как разновидность маркетинговых исследований.
48. Характеристика основных видов рекламных исследований товаров и услуг.
49. Создание эффективного рекламного образа как основа успешного покупательского поведения.
50. Фокус - группа как метод рекламного исследования: сущность, процедура, управление.
51. Невероятностные методы формирования выборки.
52. Вероятностные методы формирования выборки.
53. Маркетинговые исследования восприятия нового товара потребителями.
54. Характеристика шкал, используемых в маркетинговых исследованиях товаров (услуг).
55. Оценка надежности и достоверности маркетинговой информации.
56. Виды ошибок в маркетинговых исследованиях товаров и услуг.
57. Экспертный метод в маркетинговых исследованиях товаров и услуг.
58. Проекционный метод в маркетинговых исследованиях товаров и услуг.
59. Экспериментальный метод в маркетинговых исследованиях товаров и услуг.
60. Проблемы и перспективы маркетинговых исследований товаров и услуг.