Психологическая включенность как фактор деятельности

Роль психологической включенности в деятельность. Пси­хологическая включенность личности в деятельность является одним из решающих факторов ее эффективности, равно как и предпосылкой ее успешного протекания. Такие составляющие включенности, как внимание и его сосредоточение на предме­те деятельности, эмоциональная настроенность и высокая це­леустремленность на достижение конечного результата, способны при определенных условиях обеспечить успех дела.

Психологическая включенность в действие не покрывает всех составляющих готовности к его эффективному началу и завершению. Чаще всего она отождествляется с психологичес­кой готовностью к тому, чтобы приступить к практическому осуществлению тех намерений индивида, которые созрели в его сознании в виде целей и мотивов, побуждающих к активному действию.

Однако психологическая включенность не исчерпывает­ся началом действия, но способна быть характеристикой со­стояния индивида на протяжении всего процесса деятельности.

Компенсаторная функция включенности. В отличие от фе­номена заблаговременной психологической готовности она мо­жет выступать в качестве ее компенсации при недостатке или тем более отсутствии последней. В таком случае психологи­ческую включенность можно рассматривать в роли ситуатив­ного фактора динамичного формирования психологической готовности к действию.

Состояние предельного и нарастающего сосредоточения на предмете деятельности позволяет быстро мобилизовать скрытые психологические резервы личности для решения воз­никающей задачи. Это объясняется тем, что состояние вклю­ченности позволяет преодолеть многие психологические барьеры — препятствия на пути достижения эффективности деятельности. Известно, например, и то, что выдающаяся рус­ская актриса М. Н. Ермолова жаловалась на переживание со­стояния неготовности к выходу на сцену перед самым выступлением, доводившее ее до полуобморочного состояния. Но в итоге само ее появление перед зрителем оказывало гипно­тическое воздействие.

Влияние включенности на психическое состояние, умонас­троение и жизнедеятельность личности. Включенность оказыва­ет свое влияние не только на продуктивность той или иной предметной деятельности человека, но и на его психическое со­стояние, умонастроение, эмоциональное самочувствие и жизне­деятельность в целом.

Как правило, включенность — фактор ощущения полно­ты жизни, источник бодрых, жизнерадостных, мажорных на­строений.

И наоборот, невключенность сопровождается отрицатель­ным эмоциональным состоянием.

Так, характерная для юношества устремленность в буду­щее (включенность в будущее, в предмет фантазий, воображения и ожиданий) и невключенность в настоящее часто сопровождает­ся эмоциональной неудовлетворенностью последних. И. И. Меч­ников говорил в свое время по этому поводу о том, что в юности мы все немножечко пессимисты, потому что с позиций наших ожи­даний, очень часто завышенных, превосходящих нормы настоя­щего и продиктованных юношеским максимализмом, повседневная действительность кажется надоевшей, серой и скучной, мимо ко­торой хочется поскорее убежать в будущее [3]. Об этом же гово­рит и наш современник писатель Юрий Бондарев. Юность, по его мнению, — это время постоянного ожидания будущего, на фоне которого настоящее часто оказывается чем-то скучным, обыден­ным, не заслуживающим внимания и оказывающимся вне поля зрения. В этом и состоит суть эффекта невключенности в настоя­щее в юношеском возрасте [4].

И наоборот, известно, что настоящее нередко особенно остро в качестве "чувства жизни" переживается и характерно для детей и стариков. Включенность здесь проявляется в ощу­щении радости повседневного существования. Для детей харак­терна наибольшая включенность в игровую ситуацию, для стариков же — в прошлое.

Включенность как фактор здоровья человека. Включен­ность — это такое психическое состояние полного сосредото­чения всех сил и возможностей человека на предмете его действия или деятельности, которое может найти выход во всех проявлениях его жизнедеятельности.

Уже на уровне организма индивида это состояние может рассматриваться одновременно как результат и эффект вклю­чения резервных энергетических потенциалов физической и пси­хической саморегуляции.

Диапазон проявлений такого эффекта достаточно широк и многообразен — от предельной психической сосредоточенно­сти на предмете деятельности до достижения радикальных сдви­гов в духовном или физическом состоянии индивида.

Результатом включения всех, в том числе и психических, резервов саморегуляции может стать как взрыв необычайной творческой активности человека, вообще лю,бой его энергети­ческой активности и деятельности, так и пробуждение энергии здоровья вплоть до его полного исцеления от самых тяжелых и кажущихся нередко неизлечимыми недугов. Врач-психиатр поликлиники № 3 Российской академии наук Р. Мирзабекян на основе многочисленных экспериментов доказал, что лечение знаменитых экстрасенсов — не что иное, как искусство вклю­чения собственных механизмов саморегуляции организма па­циентов. Сама же саморегуляция была открыта еще в XIX веке С. Боткиным.

Наши рекомендации