Личность и затрудненное общение
Следует подчеркнуть, что личность располагает определенной свободой выбора ситуаций, в которых может принять участие. Она предпочитает одно из возможных направлений активности и отказывается от других. На любом этапе своего развития каждая личность может рассматриваться как результат влияния предшествующего опыта общения и деятельности. Осуществляя собственный выбор, личность влияет на создание конкретных ситуаций социальной практики, ситуаций своего общения и деятельности. Таким образом, необходимо изучать влияние не только общения на личность, но и личности на общение. Особенно в таком подходе к взаимодействию личности и общения нуждается психология затрудненного общения. К сожалению, в большинстве исследований либо подчеркивается личностный характер общения, либо обсуждаются аргументы в пользу личностного взгляда на результаты общения, либо рассматривается влияние личностного взгляда на оценку партнера.
Альтернативой «коллекционерскому» подходу может стать подход, базирующийся на рассмотрении интегральных личностных феноменов, которые являются основополагающими факторами затрудненного или незатрудненного общения. Такой подход к выяснению роли личности в возникновении затруднений в общении заслуживает особого внимания еще и потому, что личность при этом рассматривается не просто как источник общения, а как вносящая в него объективные изменения.
Среди интегральных характеристик личности одно из первых мест занимает система ее отношений, качественное своеобразие которой определяет вероятность затрудненного общения. В социальной психологии затрудненного и незатрудненного межличностного, делового общения с целью описания субъекта общения используются следующие социально-психологические и психологические характеристики личности, ее общения в группе: направленность, установки, ценностные ориентации, система отношений личности, стили, стратегии взаимодействия, социально-перцептивные образования, навыки и умения в области коммуникативной деятельности, ролевые, статусные позиции личности и соответствие ее поведения социокультурным и нравственно-этическим нормам.
На основе анализа социально-психологических критериев – характеристик описания субъекта затрудненного и незатрудненного общения можно заключить следующее:
1. Субъектом затрудненного общения выступает индивид, преобразовательная активность которого направлена на фрустрацию социальных потребностей, разрыв эмоционально значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения. Для него характерно искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении обесценивания себя и другого (деперсонализация, деиндивидуализация), демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии. Последствиями преобразовательной активности субъекта затрудненного общения выступают трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата.
2. Субъектом незатрудненного общения выступает индивид, у которого достаточно развиты социальные способности и позитивный спектр его личностных свойств, а соответствующая им преобразовательная активность направлена на удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения и на достижение взаимопонимания. Для него характерны рефлексия по поводу собственной представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому; демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Результатами преобразовательной активности субъекта незатрудненного общения выступают такие формы взаимодействия, как согласие, кооперация, сотрудничество, сопровождающиеся достижением целей и получением желаемого результата обоими партнерами.
3. Наряду с системой отношений постоянно обсуждаются социальные способности личности: уровень понимания себя и других, рефлексия своей представленности в других и т.д.). Они характеризуют уровень развития социально-психологической компетентности, социально-перцептивной сферы субъекта общения.
4. Среди социальных способностей личности, определяющих ее социально-психологическую компетентность, уровень понимания – непонимания другого, называются различные характеристики эмпатии (эмоциональный отклик, сочувствие, сензитивность, сопереживание, чувствительность, адекватность, проницательность и т.д.).
5. Наиболее адекватным для исследования ситуаций затрудненного взаимодействия является подход, который обозначается как «личность в ситуации». В его рамках рассматриваются особые виды социального поведения (например, конформность, альтруизм, эмпатия) или специфические типы коммуникации (например, конформная, альтруистическая, эмпатическая). Такой подход позволяет наиболее полно отразить существенные для ситуаций затрудненного взаимодействия характеристики:
– наличие барьера на пути достижения целей партнеров;
– увеличение нервно-психического напряжения;
– демонстрация непонимания;
– сбои в интеракции.
6. Под ситуацией затрудненного взаимодействия следует понимать такие ситуации, в которых один или оба партнера являются субъектами затрудненного общения, один или оба партнера с разной степенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные потребности другого, мешают достижению целей общения, в результате этого один или оба партнера испытывают острые эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, демонстрируют непонимание, что приводит к трениям, сбоям в интеракции, нарушениям в развитии личности.
7. Наиболее распространенными ситуациями затрудненного взаимодействия выступают ситуации ограничения, отказа, обвинения, оскорбления.
С одной стороны, это обусловлено традициями использования таких способов взаимодействия, как ограничение, отказ, обвинение и оскорбление, уходящих корнями в историю человечества. Примеры ограничений, оскорблений, отказов и т.д., имевшие место в истории России, в особенности в годы советской власти, такие как длительные акции подавления этнических и политических меньшинств, репрессии в адрес религиозных представителей, потомков дворянства и интеллигенции, нарушение границ других государств, раскулачивание, грубое насаждение коммунистических идей и т.п., ясно запечатлеваются в сознании людей и выражаются в поощрении применения перечисленных способов взаимодействия для разрешения конфликтов, избавления от фрустраций, поиска благополучия и власти.
С другой стороны, в современных условиях использование оскорблений, отказов, ограничений поддерживается так называемой культурой насилия, характеризующейся прославлением насилия в средствах массовой информации – на телевидении, в рекламных кампаниях и т.д. Культура насилия, помимо средств массовой информации, опирается на различные факторы организационного, экономического и политического плана, в которых прослеживается предпочтение нанесения ущерба другому, давления на его волю, принуждения действием и т.д.
Так, в ряд организационных факторов входят:
1) перенаселенность школ, больниц, тюрем;
2) низкая квалификация работников социальной сферы;
3) терпимость управленческого звена к использованию насилия в целях достижения безопасности или борьбы с конкуренцией.
Экономические факторы включают:
1) высокий уровень безработицы;
2) низкое качество доступной работы, низкую заработную плату, отсутствие элементарной социальной защищенности;
3) отсутствие перспектив развития.
К политическим факторам относятся:
1) неспособность правительства обеспечить безработных, нуждающихся в лечении, недееспособных;
2) неспособность правительства защитить своих граждан от посягательств и насилия;
3) поддержание или использование правительством мер репрессивного характера с целью защиты собственных интересов.
Доминирование культуры насилия определяет ситуацию, когда независимо от того, будет ли использование ограничений, оскорблений, отказов и обвинений регламентировано и одобрено общественной моралью или порицаемо, она сохраняет статус ситуации затрудненного общения.
В целом приведенные модели субъекта затрудненного общения, построенные на основе представлений о личности и общении, сложившихся в различных школах и направлениях психологии, свидетельствуют о том, что феномен субъекта затрудненного общения относится к вариативным и имеет не универсальный, а индивидуализированно-типологический характер. Поэтому поиск как некоторого устойчивого набора внутренних и внешних детерминант, так и их сочетаний будет только множить «модели» субъекта затрудненного общения, координаты его описания. Вместе с тем представленные выше «модели» субъектов затрудненного общения убеждают в том, что вне этих координат «пространства личности» и «пространства общения» осуществить психологическое моделирование субъектов затрудненного общения, выделить их виды практически невозможно.
Несмотря на многообразие вариантов субъектов затрудненного общения, их объединяет дисгармония внутреннего мира, проявляющаяся в рассогласовании мотивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий. В этом плане представления о субъекте затрудненного общения приближаются к представлениям о невротической, неподтвержденной, деструктивной личностях. Психологические характеристики этих личностей дают основание считать их субъектами затрудненного общения. Собирательный портрет субъекта затрудненного общения, составленный с учетом базовых характеристик неподтвержденной, невротической, деструктивной личности, – это субъект, раздираемый противоречиями, защищающийся от себя и окружающего мира, испытывающий постоянные внутренние конфликты, тревожный, неконгруэнтный либо, наоборот, самодостаточный, агрессивный, стремящийся к личному превосходству.
Приложение 7
И. Атватер
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ[7]
Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. Про людей, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описываются такими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы», т.е. чувства выражаются средствами невербального общения. И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Слушать собеседника поэтому означает также понимать язык невербального общения.