Сильные и слабые типы в деятельности.

Нам уже известно, что слабость нервной системы — это не только недостаток силы: та­кой тип нервной системы имеет и свои достоинства, а в некото­рых отношениях и преимущество по сравнению с сильным типом нервной системы.

Проводились, например, такие опыты: группе учеников (у них предварительно определялась сила нервной системы) предлагалось решать простейшие арифметические примеры в течение всего урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания выступили такие различия: ученики слабого типа, в отличие от учеников сильного типа, на начальном этапе решали большее количество примеров (сказывалась присущая им повышенная отзывчивость на окружающее, реактивность), но зато они же быстрее уставали; а ученикам с чертами темперамента, обусловленными сильной нервной системой, требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности.

В одном исследовании велись наблюдения за учебной работой наиболее развитых, способных старшеклассников (у них же в ла­бораторных опытах определялась сила нервной системы). Оказа­лось, что среди этих учеников были представители как сильного, так и слабого типов нервной системы. Но выяснилось, что про­цесс учебных занятий протекал у них по-разному в зависимости от их темперамента. Так, если в умственной работе ученика выделить три этапа - подготовительный, исполнительный и кон­трольный, то обнаруживалось, что сильные мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления, добавления в сочинениях делались ими по преиму­ществу по ходу их написания), тогда как слабых отличала продолжительность подготовительных и контрольных действий (в частности, большинство исправлений и добавлений в сочине­ниях вносилось ими уже в дополнительное время — при самопро­верке). Другое отличие: сильные достаточно длительно могли выполнять ряд заданий и поручений без специального планирования и распределения во времени, тогда как слабые предпочитали браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, а для заданий, полученных на длительный срок, стара­лись заранее составить планы на день, неделю и т.д. По конечной же продуктивности, по общей исполнительности нельзя было отдать предпочтение учащимся того или другого темперамента.

Установлено, что в некоторых видах монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определен­ные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от снижения восприимчивости, от развития сонливости, которая легко может возникать в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за особенностей своего темперамента могут оказаться не в состоянии справляться с деятельностью.

Показательны данные психологических наблюдений в области спорта. Так, школьники проявили индивидуальные различия в успехах, достигаемых в условиях тренировочных занятий на уроках, а затем — в условиях публичных выступлений. Оказалось, что ученики сильного типа нервной системы во время ответствен­ных соревнований показывают более высокие результаты, чем на тренировках, тогда как ученики слабого типа более успешно проявляют себя на тренировке, а во время соревнований их ре­зультаты ухудшаются, утрачивают свою стабильность. Это объяс­няется различиями между темпераментами по возбудимости, по способности выдерживать большое напряжение, по тому, как пе­реживается состояние, вызываемое повышенной ответственно­стью, риском.

Таким образом, лица с более сильным типом нервной системы лучше решают одни задачи, а с более слабым — другие. Часто к разрешению одной и той же задачи лица, различающиеся по си­ле нервной системы, должны идти разными путями.

Наши рекомендации