Особенности социально- экономических проблем и трудностей студенческой семьи.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Социально-экономические проблемы студенческой семьи

Научный руководитель

К. п. н., А.В. Кошелева

«___»_______________2014 г.

Выполнил

студент группы СР-41 СО

Ю.Н. Плешанова

«___»_______________2014 г.

Ярославль, 2014

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «семья», «молодая семья». 5

1.1.Теоретические подходы к определению сущности категорий «молодая семья» и «студенческая семья». 5

1.2. Особенности социально- экономических проблем и трудностей студенческой семьи. 12

Глава 2. Формы и методы социальной работы со студенческими семьями 19

2.1. Технология социальной работы со студенческой семьёй. 19

2.2. Муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» на 2014-2016 годы.. 27

Глава 3. Анализ потребностей, проблем и интересов студенческой молодёжи в контексте семейно-брачных отношений. 36

3.1. Исследование: «Молодая семья: статус, основные проблемы и тенденции развития». 36

Заключение. 39

Список использованных источников и литературы.. 40

Введение

С точки зрения перспектив развития общества особую социальную ценность имеет молодая семья, представляющая собой могучий фактор перемен. Молодая семья в современных условиях не всегда самостоятельно способна выйти из сложных жизненных ситуаций, она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь могут оказать службы социальной защиты и специалист социальной работы, способствуя восстановлению статуса и роли молодой семьи посредством применения технологий социальной работы. В России используется широкий спектр технологий социальной работы, способствующих укреплению молодой семьи, как ячейки общества.

Молодая семья выступает активным элементом и агентом социальных изменений. Формирование инновационного социокультурного потенциала общества связано с потребностью активной жизненной позиции молодой семьи, которая как сложный социокультурный феномен, характеризуется специфическим набором ценностных приоритетов и жизненных стратегий ее членов. В условиях современных социальных трансформаций, молодая семья, в первую очередь, испытывает на себе как позитивные, так и негативные последствия таких изменений, что влияет на социальное самочувствие молодых супругов, на их самореализацию в профессиональной деятельности. В этой связи наше внимание акцентируется на необходимости всестороннего изучения всех аспектов жизнедеятельности молодых семей. Студенческая семья с точки зрения социально-экономического положения и интеллектуального потенциала выступает специфической.

Предметом данной курсовой работы являются социально-экономические проблемы студенческой семьи. Объект – студенческая семья.

Целью изучение социально-экономических трудностей, которые сопровождают студенческую семью на стадии становления.

Задачи:

- изучить теоретические аспекты понятия «студенческая семья» и «молодая семья»;

- определить особенности социально- экономических проблем и трудностей студенческой семьи;

- выделить основные технологии социальной работы с молодой студенческой семьёй;

- провести анализ потребностей, проблем и интересов студенческой молодёжи в контексте семейно-брачных отношений.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, двух приложения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «семья», «молодая семья»

1.1.Теоретические подходы к определению сущности категорий «молодая семья» и «студенческая семья»

Семья, ее роль в обществе, всегда привлекали внимание исследователей: философов, социологов, демографов, психологов, историков, а также представителей других наук. Вместе с тем проблема молодой семьи, это одна из наиболее сложных и актуальных проблем, поэтому, междисциплинарное изучение семьи жизненно необходимо для нормального развития общества и государства.

Современная наука рассматривает семью одновременно, как форму человеческого бытия, социальную общность, малую группу и один из первых, а, по мнению некоторых ученых, и самый древний социальный институт, состояние которого во многом определяет деятельность других социальных институтов в различных сферах общественной жизни.

С точки зрения известных российских фамилистов А. И. Антонова и В. М. Медкова, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи[1].

Одним из видов семей, так называемых этапов развития семьи, является молодая семья.

С точки зрения перспектив развития общества, его обновления особую социальную роль имеет молодая семья, представляющая собой мощный фактор перемен. Между тем потребовалось немало усилий и стремления исследователей, чтобы в мире и, особенно в нашей стране, утвердилось это понятие и закрепилось его значение.

Изучение молодой семьи как отдельной категории началось сравнительно недавно.

Быстрый темп жизни порождает дефицит времени, отчего можно с уверенностью сказать, что процесс налаживания и выстраивания отношений слишком трудоемок для современной молодежи и особенно студентов.

Молодая семья сегодня оказалась под влиянием нескольких тенденций, которые по-своему влияют на весь институт семьи и брака, поэтому актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.

Однако, важно выделить теоретический аспект понятие «молодая семья».

Итак, Е.М. Черняк в своих работах посвящённых изучению семейных вхаимоотношений, определяет молодую семью как точку пересечения всех социальных явлений, происходящих в нашем обществе, отражение процессов происходящих в нем, симбиоз воздействия всех средств массовой информации[2].

Холостова Е.И : «Молодая семья – это особая малая социальная группа, имеющая особый как интегральной, целостной характеристики совокупных качеств и возможностей, формирующихся под воздействием внешних условий и внутренних ресурсов и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие общества и государства»[3].

П. Д. Павленок, автор учебника «Основы социальной работы», даёт следующее определение молодой семье: молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет.[4]

В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации молодой семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по семейному быту и укладу, по типу потребительского отношения и др.

Современные молодые семьи также можно классифицировать, например, по структуре – полные и неполные семьи.

По мнению Ф.А. Мустафаевой, молодая семья - это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Также существует три типа молодых семей.

Первый тип – традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.

Второй тип – супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий тип – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим[5].

Более содержательной классификацией, является деление молодых семей на благополучные семьи и семьи социального риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу.

Российское государство законодательно предоставляет молодой семье самостоятельный социальный статус и обеспечивает соблюдение прав семьи в процессе экономического и социокультурного развития общества: «Молодая семья –это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 35_летнего возраста»[6]. Подобное определение соответствует целям и задачам современной социальной молодёжной политики и опирается на возраст супругов и стаж семейной жизни, суть же его сводится к описанию признаков молодой семьи.

Таким образом, современной молодой семьи: это комплексная социальная общность, представляющая собой: 1) подинституциональную общность, выступающую в качестве необходимой составляющей института семьи в целом; 2) гендерную общность, основанную на социальных различиях полов внутри семьи; 3) поколенческую общность, обладающую определенным возрастным статусом (молодежь).

Положение семьи, ее состояние являются своего рода социальным индикатором, раскрывающим как общее состояние дел в обществе, так и реальные перспективы его развития. Особое значение в данном процессе отводится молодой семье, остающейся малоисследованным объектом в современной социологии семьи. Исследователи традиционно апеллируют к понятию «молодая семья», если нужно обозначить возраст семьи, либо выделить её типологию, а между тем молодая семья — это социальная группа, которую характеризуют особые социальные качества и свойства, она играет особую социальную роль в обществе и имеет большое значение в системе социальных связей и взаимоотношений.

По данным на 1 декабря 2013 года число молодых семей составляет довольно значительную часть от общего количества семей в РФ – 32% от общего числа российских семей[7].

Молодая семья выступает активным элементом и агентом социальных изменений. Формирование инновационного социокультурного потенциала общества связано с потребностью активной жизненной позиции молодой семьи, которая как сложный социокультурный феномен, характеризуется специфическим набором ценностных приоритетов и жизненных стратегий ее членов. В условиях современных социальных трансформаций, молодая семья, в первую очередь, испытывает на себе как позитивные, так и негативные последствия таких изменений, что влияет на социальное самочувствие молодых супругов, на их самореализацию в профессиональной деятельности. В этой связи наше внимание акцентируется на необходимости всестороннего изучения всех аспектов жизнедеятельности молодых семей. Студенческая семья с точки зрения социально-экономического положения и интеллектуального потенциала выступает специфической.

Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обуча­ются более 5 млн. студентов, в том чи­сле на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время до­ля семенных студентов возрастает.

Этот процесс соответствует общей тенденции омоло­жения брака, кинетика свидетельствует, что к воз­расту 25 лет в брак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответст­венно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в на­иболее благоприятные для этого годы[8].

Студенчество – это специфическая общность людей, организационно объединенных системой высшего образования. Студенческий возраст (17-22 лет) представляет собой период в жизни человека как начальное звено в цепи зрелых возрастов. Качество приобретенных студентами знаний, моральные, социокультурные навыки оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие семьи, формируемой из молодежи, как поколения людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие функции в зависимости от конкретных исторических условий. Современные российские студенческие семьи – это семьи, обладающие специфическими особенностями и проблемами, вследствие временности социального положения супругов – образовательного статуса.

По мнению С.М. Барсукова, студенческая семья – это нуклеарная семья, однодетная или бездетная, с любой ориентацией на детность. Она характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья, так как супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу[9].

Долбик-Воробей T. A. под студенческой семьей понимает такую семью, в которой оба супруга — студенты дневного отделения высшего учебного заведения, гомогенная (временно однородная) по социальному положению, малая социальная группа. Это молодая семья, в которой супругам мужу и жене не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 3–5 лет. Исследование T. A. Долбик-Воробей семейно-брачных ориентаций студенческой молодежи в московских и самарских вузах (ноябрь 2001 – апрель 2002 гг.) выявило, что 61% студентов состоят в законном браке, а 39% респондентов — в фактическом союзе[10].

Специфика студенческого брака заключается и в осо­бенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре­деление на работу, в перспективе любимая работа — это составляющие духовности студенческого брака.

Основной момент специфического зарактера студенческой семьи обуславливается схожестью перспективных целей - изменение социального статуса произойдёт у обоих супругов по окончании университета.

Студенедческие семьи по своему состплаву деплдлятся на две болплдьшие групдлппы: импдлеющие (62,2 %) и не имеюпдщие (37,8 %) детей.Объяснение нежелания молодых пар заводить детей и расширять семью носит объективный характер.Главными из них студенты называют учебу, стесненные жиливрщные услвроовия, матевориальные трудвроности, а также трудвроности связанные с присвпромотром за ребенвроком. Супруги близки социально, эмоционально, чему сппособствует сходство интересов, привычек и социальных установок.

Брак благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студнентов отмечунается более серьеунозное отноуношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше социально ориентированы на достуноижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение способствует формированию правильных ценнуноостных ориеунонтаций студента, развитию интеллектуальных и социальных потребностей. Немалоунважно и то, что семноейным студентам после окончания вуза легче строить трудовую деятельность и карьеру, так как не нужно отвлекатуноься на поискуно партнера. При этом семейныуное люди пуноредпочитают заполнять рабочие социальноместа в городах и районах края, т.к. наличие семьи социально сдерживает желание выпускникуноов уехать из города. Не следует забывать, что во время обучения в вузе создать семунеоью гораздо легче, особенно жуноенщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, изменением места жительства, где контингент социально мужчин или женщин недостаточно подходящий).

Таким образом, студенческая семья - это семья, где оба супруга являются студентами очного отдвреления высшврего учебного заведения, а также как неполная семья с детьми, в котворой мать или отец является студентом дневного отдоеления ВУЗа. Это молодая семья, в которой супругам- мужу и жене не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 3–5 лет. Стуводенческая семья характерипозуется определенной экономической, социально - психологической неуствоойчивостью, и как малая социальная групвопа выйдя на путь брака сталкиваются со множеством различных психолого-эмоцивроональных и социально-экономических трудностей.

Особенности социально- экономических проблем и трудностей студенческой семьи.

Молодaя семья сегодня – это точка переcечения всех cоциальных явлений, происходящих в нашем обществе, отражение процессов происходящих в нем, совокупность воздействия всех средств массовой информации. Поэтому большинство проблем молодой cемьи являютcя результатом обусловленным действием различных процессов проиcходящих в обществе и государстве в целом на экономичеcком, политическом, cоциальном и культурном уровнях.

Студенческая cемья является одним из видов молодой cемьи, иcходя из этого, такие семьи иcпытывают те же cамые трудноcтичто и молодые спруги закончившие обучение, однако имея cвои особенности, такие как обучение в вузе и материaльная неcоcтоятельность, накладывaют отпечаток нa жизнь и функционирование cтуденческой cемьи в обществе. Специфика студенческой семьи определяется и тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими новых социальных ролей. Особенности также связаны с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности, поскольку в своем большинстве молодые супруги еще не добились высокой квалификации и получают сравнительно низкую зарплату, а также не имеют соответствующего опыта в планировании бюджета семейной жизни. По этим причинам, очевидно, среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 69 % молодых семей живут за чертой бедности, среди которых 34 % с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнение в полной мере ими социальных функций[11].

Вместе с тем, студенческая семья имеет высокие материально-финансовые потребности в связи с необходимостью осуществления процесса становления семейной жизни: приобретения жилья, организации быта, воспитания маленьких детей. В качестве особенности становления молодой семьи выделяется и то, что сами молодые супруги должны проходить определенные ступени социализации, связанные с отсутствием опыта социальных отношений, возрастным максимализмом, получением образования и профессиональным статусом. Для осуществления этого требуется наличие ряда необходимых ресурсов. Помимо социально-экономических проблем молодые люди испытывают психологические сложности в сфере построения семейно-брачных отношений. Этап психологической адаптации к семейной жизни является одним из ключевых процессов становления семьи. От того, насколько успешно супруги его пройдут, во многом зависит сохранение и стабильность семьи, её социально-экономический потенциал. Однако, чтобы семья шла по пути гармоничного развития и становления ей необходима база – материальная основа. С этой точки зрения первоочерёдное внимание молодой cтуденческой семьи должно быть направлено на решение социально-экономических проблем; супруги должны ответить на 3 главных вопроса: где жить? на что жить? как сохранить и приумножить свой успех.

Первая проблемы, с которой сталкивается студенческая семья, это материальные затруднения. Молодые пары испытывают существенный недостаток материальных ресурсов, особенно это относится к семьям имеющих детей.

Основными источниками формирования бюджета молодой семьи являются заработная плата супруга или супруги, стипендия супруга или супруги и финансовая помощь родителей. При этом помощь родителей играет самую важную роль в процессе финансового становления семьи, так как супруги являются студентами и работать в полную меру они не в состоянии. Кроме того жить на одну стипендию, даже незамужние студенты не могут[12].

Так, материальная помощь со стороны их родителей является одним из основных источников формирования бюджета семьи, то есть имеет место высокая финананансовая зависимость молодых семей от родительской опеки и поддержки.

Большинство студенческих семейных пар расходуют основную часть семейного бюджета на продукты питания, ведение домашнего хозяйства, покупку одежды, оплату и аренды жилья и жилищно-коммунальных услуг, транспортные расходы. И лишь сравнительно небольшая доля молодых семей может позволить себе растрачивать основную часть семейного бюджета на погашение кредита, на откладывание средств на покупку недвижимости или автомобиля, на семейный отдых и материальную помощь родителям. Этот низкокачественный уровень жизни молодых семей позволяет удовлетворить только базовые потребности.

Тем не менее необходвроимо заметить, что для современной молодой студенческой пары вступлвроение в офицвоиальный брак – шаг экономичврески достатоврочно обдуманвный и взвешенный. Брак позволяет аккумулировать средства обоих студврентов; если оба супруга учатся и при этом вторично заняты равоботой на неповроный рабочий день, то объединив свои доходы пара может удовлетворить свои базовые потребности.

Кроме того социально студенчевоская семья сталкиввроается и с большими жилищными трудностями. В зависвоимости от материальных возможностей родительских семей и от степени материальной социально независимости каждого из супрвпоугов, чаще всего встречается три варианта начала построения моловродой семьи: а) молоодожены социально проживают совместно с родителями одного из супругов; б) молодожены снимают квартиру; в) молодожены сразу имеют отдельную квартиру или живут в общежитии.

На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в социально Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей 50 млн. Из них большой части – приблизительно 7 млн – необходимо улучшение условий жилья. Лишь небольшое количество молодых семей имеет благоустроенную отдельную квартиру, хотя бы малогабаритную. Данная ситуация во многом обусловлена свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступностью жилья из-за его высокой стоимости на свободном рынке. В Ярославской средняя социально цена аренды однокомнатной социально квартиры составляет 12 тыс. рублей. Однако среди большинства молодых пар наблюдается тенденция к сcтремлению жить отдельно от родителей, что провоцирует супругов идти на риск – многие забрасывает учёбу ради получения большего объёма работы и cледовательно большего заработка. Согласно полученным данным, лишь 39,1 % обследованных молодых семей имеют собственное жилье, 28,5 % проживают совместно с родителями супруга или супруги, 27,5 % снимают квартиру в аренду и 5,3 % проживают в общвроежитии. Таким образом, вопрос покупки cобсcвротвенного жилья актуврален для 62,9 % опрошенных молодых пар. Около 80 % всех вступающих в брак, по данным тех же исследований, предполагают получать материальную помощь от родителей, что указывает на экономическую и социальную несамостоятельность молодежи[13].

Слевордующая социально провроблема – этопроблема трудоустройства.социально Молодые супруги относятся к социальноорй груворппе – «молодежь», поэтому на ситуацию трудоусвпотройства молодых супругов в целом влияет то, как обстовоят дела на региональном рынке труда у молодежи и с какими трудностями она сталкиворвается в поивроске социально работы.

По данным 2013 года, в Ярославле число занятых молодых работников до 20 лет составляет 1,7 %, а в возрасте 20-29 лет - 23,3% опрошенных, то есть социально большая часть молодых людей (каждый третий) помимо социально учёбы имеет работу, участвует в каких-либо общественно - политических организациях и объединениях[14]. Это достаточно большой процент, если учесть что в возрасте 14-23 лет молодые люди в основном заняты учёбой.

Студенты создавая семью нуворждаются в заработке для удовлетворения своих социально потребностей. Молвроодые люди, в таком случае, используют различные пути решения пробворлемы: учась на очном дневном отделении они ищут работу в вечервронее время, другие – переводятся социально на заочное отделение чтобы посвятиврть работе большее количество времени, а третьи – бросают учёбу, чтовробы работать в полную силу и обеспечивать социально семью.

В основном проблема трудоустройства возложена на плечи супруга, девушкам в основном свойственно вести домашнее хозяйство и воспитывать ребёнка если он есть. Однако, на сегодняшний день имеет место тенденция к увеличению числа работающих девушек, так как заработка одного супруга зачастую не хватает[15].

В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательства; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудо­вого потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

Группа студентов достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна[16].

Наиболее востребованными вакансиями на рынке труда города Ярославля среди учащихся студентов являются: работа в области продаж и сетевого маркетинга, в сфере услуг, связи и секретариате, в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе.

Таким образом, студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая другая молодая семья, но жилищный вопрос стоит в этом случае особенно остро: далеко не всем желающим учебные заведения могут предоставить комнату в общежитии. Кроме того студенческим семьям необходима помощь материального характера. Администрации вуза, профсоюзной организации, советам молодежи и студенческим советам следует активно поддерживать инициативу студентов в создании семьи, уделять этому вопросу должное внимание в воспитательной работе со студентами. Члены общественных организаций (Союз молодежи, Студенческий совет, профсоюзная организация) должны отстаивать права молодой студенческой семьи, выступать в качестве экспертов, определять формы допустимого компетентного вмешательства в решение ее проблем.

Наши рекомендации