Рекомендации к основной части беседы
1.Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным.
2. Обращайтесь к собеседнику по имени иотчеству или "Уважаемый коллега", там, где это допустимо.
3. Тщательно обосновывайте свои суждения.
4. Не употребляйте многозначных слов или объясняйте, в каком смысле вы их используете.
5. Проявляйте уважение к самому собеседнику, его мнению и интересам.
6. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова "почему", "когда", "как" - это исключает односложные ответы партнера типа "да", "нет".
7.Добивайтесь предельной краткости в изложении своих позиций.
8.Если это не первая встреча с собеседником, то помните об изменениях, которые произошли с тех пор.
9.Обращайтесь к партнеру за советом независимо от его статуса (подчиненный, коллега, клиент...).
Большей эффективности при проведении деловой беседы способствует так называемый "Вы-подход", который заключается в том, что во всяком предложении, обращенном к вашему собеседнику, мысль должна быть сформулирована относительно его позиции. Сравним:
"Я - подход" | "Вы - подход" |
Я бы хотел... | Не хотите ли Вы? |
Я считаю... | Не находите ли Вы... |
Я Вам помогу... | Вы сможете добиться... |
Сейчас я вам это докажу. | Сейчас вы в этом сможете убедиться. |
Я знаю, что... | Как Вы знаете... |
Одной из самых важных задач фазы начала деловой беседы является сбор информации о собеседнике. Для этого служат вопросы, подразделяемые на несколько типов.
1. Открытые вопросы - это вопросы, предполагающие различные варианты ответа на них. Цель открытых вопросов - узнать мнение собеседника, выяснить его позицию по тому или иному вопросу, т.е. они имеют преимущественно информативный характер.
Пример: "Где мы будем проводить переговоры? У вас есть идеи на этот счет?"
2. Закрытые вопросы - это вопросы, предполагающие однозначный (положительный или отрицательный) - ответ.
Примеры: "Наша встреча состоится в Вашем офисе?"
"Так Вы согласны?"
"Вы готовы с нами сотрудничать?"
Закрытые вопросы используются в нескольких целях. Во-первых, для того, чтобы получить информацию, необходимую для ведения переговоров, которую собеседник по каким-то причинам вам не предоставил. Во-вторых, закрытые вопросы используются в том случае, если нужно уточнить мнение собеседника, который "виляет". В-третьих, они нужны тогда, когда вам нужно быстро получить ответ (это возможно, если необходимая информация у собеседника имеется).
Разновидностью закрытых вопросов являются риторические вопросы, а также коммуникативная западня. Риторические вопросы представляют собой ловушку, которая используется для привлечения собеседника на вашу сторону. Ловушка заключается в том, что на риторический вопрос собеседник может ответить только так, как "подсказывает" сам вопрос.
Пример: "Вы хотите, чтобы ваша фирма работала более прибыльно?".
"Мы пришли к общему мнению по существу вопроса, не так ли?"
Коммуникативная западня ("да-да - метод") основана на том, что ответив несколько раз подряд "да", собеседнику приходится преодолевать психологический барьер, чтобы ответить "нет". Поэтому на тот вопрос, на который он бы ответил по-другому, при применении этого метода собеседник склонен ответить "да".
Пример:
Вы хотите, чтобы ваша фирма работала еще более прибыльно? | |
Да. | |
Конечно, Вы знаете, что во многом зависит от производительности труда? | |
Конечно. | |
И Вам, разумеется, известно, что производительность труда во многом зависит от оформления помещения? | |
Да. | |
Тогда вам нужно срочно сделать ремонт, а у нас есть гвозди. Покупаете? | |
Да, всю партию, до последнего гвоздика!" | |
Конечно, пример возможности коммуникативной западни в примере преувеличены... |
Как уже было сказано, одной из главных задач фазы начала деловой беседы является сбор информации о собеседнике и ее интерпретация. И если для первого требуется, в основном, внимательность, то для верной интерпретации нужно избежать многих распространенных ошибок.