Функции вещи в художественной литературе
Часть большого художественного мира(все, кроме человека). Материальная культура вписана не только в интерьер, но и в пейзаж, и в портрет. Изображение предметов материальной культуры в литературе эволюционирует, отражая изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни. Эл-т любования человеческим трудом и эл-т показатель богатства, значимости чел-ка(древняя лит-ра). Нередко запечатлен сам процесс создания вещи (Гермес выковывает Ахиллу доспехи в Илиаде). Отношение к предметам материальной культуры как достижению человеческого разума демонстрирует в особенности наглядно эпоха Просвещения. (Робинзон Крузо. Дефо. Ящик плотника с рабочими инструментами, найденный на потонувшем корабле, — счастье). 19-20 вв. - По-прежнему почитается человек-мастер, ценятся изготовленные умелыми руками предметы. (Лесков. Левша). Однако - материальная ценность может заслонить человека, он оценивается обществом по тому, какими вещами обладает. Человек часто уподобляется вещи. (Островский. Бесприданница). в 20 веке не одно творческое копье сломано в борьбе против вещизма- рабской зависимости людей от окружающих их вещей. Слабеет и утрачивается интимная связь человека и вещи. В литературном произведении вещь выступает как элемент условного, художественного мира. И в отличие от реальной действительности границы между вещами и человеком могут быть зыбкими. Русские народные сказки дают много примеров очеловечивания вещей. Эту традицию продолжает русская и зарубежная литература. Поэтизация вещей. Вещь как бы срастается с человеком, подробное описание быта(«Старосветские помещики» Гоголь). Прозаизация предметов – вещь как бы отражает или поглощает человека («Мертвые души» Гоголь). Линия овеществления человека(«Бесприданница», рассказы Чехова). Особое отношение к машинам и механизмам. Пейзажа в древности почти нет. Появляется постепенно(как фон). Описательная поэзия – элегическое отношение к природе(элегии Томаса Грея). Ф-и вещей: 1)культурологические – вещь как знак эпохи и знак своей среды (Гюго «Собор парижской богоматери»). Бытоописательные произведения(«Вечера на хуторе близ Диканьки»). 2)характерологическая – отражают характер чел-ка. Гоголевская деталь. Техника отражения состояния в данный момент – Чехов. 3)сюжетно-композиционная – вещь работает в сюжете (Мопассан «Ожерелье»). Детективная литература. Символизация вещей – халат Обломова, прим. Часто выносится в заглавие – «Гранатовый браслет». Какая-то одна вещь, выделенная в произведении крупным планом, несет повышенную смысловую, идейную нагрузку, перерастая в символ. Вещь всегда функциональна. Неочевидность ф-й предметов. Насыщенности слова.
Жанровые различия произведений сказываются на изображении вещей, актуализации тех или иных функций. Знаками того или иного уклада жизни вещи выступают в исторических романах и пьесах, бытописательных произведениях, в частности в физиологических очерках. Сюжетную функцию в основном эксплуатируют детективные жанры. Степень детализации зависит от авторского стиля. (Гоголь- любовь к деталям, Пушкин- не особо).
37. Понятие «мотив». Виды мотивов.
Мотив – мельчайшие тематические эл-ты; неразлагаемый далее мельчайший эл-т мифологии и сказки, простейшая повествовательная единица. Бывают экспозиционные мотивы и мотивы-развязки. Вводящие мотивы – то, что составляет начало действия(экспозиционные) – мотив поручения(особенно в сказках). Мотив задержанного рассказа(вся история представляет собой последовательность рассказов, кот. один герой рассказывает другому). Экспозиция может быть худож. приемом. Не всегда стоит в начале. Может перемещаться, находиться в разных местах (даже в абсолютном конце – регрессивная развязка – как бы задним светом освещает для читателя подлинную суть происходящих до этого моментов, что они все значили. Характерно для детективов). Мотивы с точки зрения их включенности в общее развитие действия: 1)связанные – мотивы, без которых действие не развивается(и при самом кратком пересказе их нельзя опустить), 2) свободные – мотивы, служащие обрамлением действия, при кратком пересказе могут быть опущены. Мотивы с точки зрения их участия в развитии действия: 1)динамические, 2)статистические (описания). Прим. – висящий на стене револьвер – статический мотив, является связанным, т.к. без него построение сюжета невозможно (если бы револьвер не висел на стене, то не состоялось бы убийство Ларисы – «Бесприданница»).
Фабула и сюжет
В 19 веке под сюжетом понималась тема произведения. Фабула — совокупность событий в их внутренней связи. Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Сюжет — совокупность тех же мотивов в той последовательности и связи, которые даны в произведении. Фабула практически никогда не совпадает с сюжетом. Фабула — события, которые «как бы» произошли в реальности, сюжет — то, как об этом узнал читатель. Перестановка фабулы – различные ф-и (прим. - В «Герое…» нарушение фабулы служит для постепенного проникновения читателя в душевный мир героя). Фабулярное развитие можно в общем охарактеризовать как переход от одной ситуации к другой, причем каждая ситуация характеризуется противоречием элементов — коллизией и борьбой между персонажами. Ведение борьбы именуется интригой. Развитие интриги ведет к устранению противоречий. Обычно в конце фабулы мы имеем ситуацию, в которой все противоречия примирены. Совокупность событий, нарушающих неподвижность исходной ситуации и начинающих движение, называется завязкой. Варьирование действий, определяющих основное противоречие — перипетией. Перед развязкой обычно напряжение достигает высшей точки. Но недостаточно изобрести только занимательную цепь событий, ограничив их началом и концом. Нужно распределить эти события, сделать из фабулярного материала литературную комбинацию. Художественно построенное распределение событий в произведении именуется сюжетом. Сюжет — организующее начало. Сюжет обладает уникальным диапазоном содержательных функций. Во-1, он запечатлевает картину мира (связи человека с его окружением, его место в реальности). Во-2, сюжет воссоздает жизненные противоречия (конфликт). В-3, помогает воссоздать волевое начало в человеке. Типы организации сюжетов: 1)концентрические - На первый план выдвигается какая-то одна событийная ситуация, произведение строится на одной сюжетной линии (малые эпические жанры, драматические. Античность. Эпоха классицизма). 2) хроникальные - события рассредоточены и на «равных правах» развертываются независимые одни от другого событийные узлы, имеющие свои «начала» и «концы». События не имеют между собой причинно-следственных связей и соотнесены друг с другом лишь во времени. Дон Кихот, Одиссея. 3) Параллельно друг другу развертываются несколько самостоятельных, лишь время от времени соприкасающихся сюжетных линий. Анна Каренина. 4) 3)события находятся в причинно-следственной связи и выявляют конфликт в его устремленности к разрешению и исчезновению. Отелло. Его душевная драма порождена интригой Яго.