Раздел I. Психологическая служба в системе образования

КЛЯТВА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, – для тех, кто идет ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

Учебник для студентов высших

и средних специальных

учебных заведений

Под ред. И. В. Дубровиной

Рекомендовано Координационным Советом

по психологии Министерства общего

и профессионального образования РФ

ББК 88.8

П69

Авторский коллектив: Андреева А. Д., Воронова А Д Вохмянина Т. В., Гуткина Н. И., Данилова Е. Е., Дубровина И. В., Зацепин В. В., Лубовский Д. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н.

П69 Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера». 2000. - 528 с. - ISBN 5-89144-058 X

Первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования. Дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов. Особое внимание уделяется способам реализации научных знаний, соответствующих уровню развития психологической науки в работе с детьми. Представлены разнообразные программы и методы по различным направлениям деятельности психолога на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Предназначен для студентов психологических факультетов, слушателей факультетов дошкольного образования и курсов повышения квалификации по специальности «Детский практический психолог». Учебник может быть также полезен педагогам, воспитателям, студентам педагогических вузов, родителям, - всем, интересующимся проблемами развития и воспитания детей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебник для студентов высших

и средних специальных учебных заведений

Под ред. И. В. Дубровиной

Редактор Т. В. Цветкова. Корректоры В. И. Хомутова, Г. В. Абатурова. Художник Д. С. Герасимова. Компьютерная верстка А. Б. Владимирский. Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ «Сфера»

Лицензия ЛР № 064177 от 31.07.95

Подписано в печать 30.11.99. Формат 84x1081/32. Бумага офсетная

Усл. печ. л. 27,7. Уч. им л. 16,5. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 3004

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП

Ордена «Знак Почета» Смоленской областной типографии

им. В. И. Смирнова, 214000, Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина. 2.

ISBN S-89144-058-X© Издательство «ТЦ Сфера», 1997

От редактора

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Практическая психология образования» для студентов психологических факультетов педагогических институтов и университетов, для слушателей факультетов дополнительного образования и повышения квалификации по специальности «Детский практический психолог» или «Практический психолог образования».

В учебнике сделана попытка отразить научные знания, соответствующие современному уровню развития психологической науки и практики, и раскрыть возможные способы реализации этих знаний в реальной работе с детьми.

Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен и связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несет в себе больший заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу, но и потому, что происходит постепенное осознание ценности человека, как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение и самоощущение в мире - главная цель общества, основное оправдание его существования. В связи с этим ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Авторский коллектив, уделяя значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции нарушений в поведении и развитии, основной акцент делает на нормальном развитии, на возможностях практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития ребенка условий экономически выгодно и нравственно оправданно.

Авторы решали довольно сложную задачу – написать такой учебник,который, не дублируя соответствующие пособия по детской и возрастной психологии, способствовал бы усвоению определенной системы понятий психологии развития в аспекте практической деятельности психолога.

В учебнике анализируются основные теоретические понятия детской психологии, такие как «новообразование», «развитие», «кризис», «сензитивность», «эмоциональная», «интеллектуальная» и «мотивационно-потребностная» сферы, закономерности возрастного и индивидуального развития и пр. Но эти понятия, попадая в терминологическое поле новой отрасли знаний – детской практической психологии, нагружаются новым содержанием, приобретают четко выраженный практический аспект. По мнению авторов, важно не только понимать, что такое психологические новообразования определенного возраста, но знать, каким образом должна быть организована жизнь ребенка, чтобы эти новообразования могли быть сформированы и реализованы в полной мере, что способствовало бы его дальнейшему прогрессивному развитию.

Учебник предназначен для подготовки практических психологов образования, способных работать во всех звеньях образовательного пространства страны – от детских садов, школ, интернатов, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ и колледжей до психологических, социально-психологических, реабилитационных центров всех уровней.

Учебник написан авторским коллективом единомышленников, имеющих значительный опыт научной и практической работы в области детской психологии.

Часть I.Разделы 1,2 – Дубровина И. В.

Часть II.Раздел 1, гл. 1, п. 1. – Вохмянина Т. В.; гл. 1, п.2; гл. 2, 3 – Андреева А. Д. Раздел 2 – Гуткина Н. И. Раздел 3, гл. 1, 2, 3, 4, 5,6, 7 – Данилова Е. Е.; гл. 7, п. 3. – Воронова А. Д. Раздел 4, гл. 1, 2, 3, 4, 5 – Прихожан А. М.; гл. 6 – Лубовский Д. В. Раздел 5 – Толстых Н. Н.

Часть III.Гл. 1, п. 1 – Данилова Е. Е.; гл. 1, п. 2 – Зацепин В. В.; гл. 1, п. 3 – Прихожан А. М.; гл. 2, п. 1,3 – Андреева А Д.; гл. 2, п. 2 – Воронова А. Д.; гл. 3, п. 1 – Дубровина И. В.; гл. 3, п. 2 – Прихожан А. М., Толстых Н. Н.

Часть первая. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел I. Психологическая служба в системе образования

Наши рекомендации