Тема13. Психология массовой коммуникации

Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии. Определения массовой коммуникации. Массовая коммуникация: психологический и социально-психологический аспекты изучения. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Модели массовой коммуникации как формы общения. Массовая коммуникация как опосредованное общение.

Психологические аспекты процесса массовой коммуникации. Теория социального научения. Теория культивирования. Теория социализации. Теория использования и удовлетворения. Когнитивная теория. Теория сценариев.

Психические процессы и состояния в массовой коммуникации. Цепь массовой коммуникации: источник, сообщение, СМИ, аудитория, эффекты и эффективность, ситуативный фактор. Структура личности как база восприятия и обработки информации. Мотивация и ожидания в механизмах обращения аудитории к СМИ. Мотивационная структура личности, группы, аудитории. Потребности, интересы, стремления и влечения личности как факторы массовой коммуникации.

Психологическое воздействие в процессе массовой коммуникации. Индивидуальная и коллективная психика. Сознание и бессознательное. Коллективное бессознательное. Мифы. Ценности. Убеждения. Предрассудки. Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне: установление «пунктов повестки дня», «спираль молчания», «информационный дефицит»

Когнитивные психические процессы личности как база восприятия информации. Внимание, восприятие, понимание и запоминание в массовой коммуникации. Специфические когнитивные способности человека и массы. Опыт и воображение. Эмпатия, идентификация, атрибуция, аттракция, аффилиация и фасцинация в коммуникационных процессах. Мышление и понимание. Память в массовой коммуникации. Механизмы деятельности памяти в массовой коммуникации.

Психология мотивации аудитории в массовой коммуникации. Потребности, мотивы, интересы, ожидания аудитории. Установки аудитории. Функции социальной установки: эгозащитная, ценностно-выразительная, приспособления, организации мировоззрения. Стереотипы аудитории. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ. Роль установок и стереотипов в массовой коммуникации. Мотивация средствами рекламы.

Психологическое воздействие в массовой коммуникации как манипуляция. Психология воздействия в массовой коммуникации. Понятия воздействия и влияния, программирования, манипуляции потребителя информации. Социально-психологические методы воздействия (убеждение, внушение, заражение, подражание). Убеждение в массовой коммуникации и факторы его эффективности. Роль групповых факторов в процессе убеждения; понятие конформизма. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории. Манипулятивные приёмы воздействия в МК и практика паблик рилейшнз. Суггестивные психотехнологии в массовой коммуникации. Понятия: внушение, суггестия, гипноз. Внушаемость массовой аудитории. Факторы достижения эффекта внушения в массовой коммуникации. Транс. Психологическое программирование в массовой коммуникации. НЛП-ориентированный подход к массовой коммуникации.

Психологические эффекты массовой коммуникации. Психологическая эффективность массовой коммуникации. Организация психологической экспертизы эффективности массовой коммуникации. Методы психологической экспертизы массовой коммуникации.

Психология массовидных явлений. Закономерности массового поведения. Психология толпы. Психология моды. Психология паники. Закономерности массового поведения и реклама.

Психология слухов. Слухи как вид массовых явлений больших диффузных групп. Условия возникновения и распространения слухов. Классификация слухов. Социальные функции слухов. Механизм искажения содержания информации в процессе передачи слухов. Задача управления слухами.

Психология творчества журналиста, создателя рекламы. Творческое мышление, творческие способности, черты творческой личности, вербальное и невербальное мышление; методы активизации творческого мышления.

Психологические исследования массовой коммуникации. Психологические исследования имиджа коммуникатора, профессионально важных качеств коммуникатора, типология аудитории; сегментация аудитории; психографика; психологические аспекты изучения аудитории. Методы и методики исследования.

Тема 14. Маркетинг

Управление маркетингом: основные понятия и концепции. Понятия «маркетинг», «потребность», «спрос», «обмен», «товар», «сделка», «рынок». Концепции: совершенствования производства; совершенствования товара; интенсификации коммерческих усилий; чистого маркетинга; социально-этического маркетинга. Анализ рыночных возможностей. Отбор целевых рынков. Разработка комплекса маркетинга. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей. Модель покупательского поведения. Характеристики покупателя. Процесс принятия решения о покупке.

Ценообразование в маркетинге. Ценообразование на разных типах рынков. Постановка задач ценообразования. Определение спроса. Оценка издержек. Анализ цен и товаров конкурентов. Выбор метода ценообразования. Установление окончательной цены

Продвижение товаров в маркетинге. Комплекс маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личная продажа.

Эффективность маркетинговой деятельности. Внутренние и внешние показатели эффективности маркетинга. Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности: классификация, сущность. Оценка эффективности плана маркетинга.

Наши рекомендации