Опросник межличностных отношений (ОМО) Шутц

Социальная психология

Психология отношений

План

1. Понятие и виды социальных отношений;

2. Особенности и структура межличностных отношений в коллективе, в группах;

3. Методы изучения межличностных отношений

Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между назваными общностями, а так же внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности.

Отношения классифицируют по следующим основаниям:

1. с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);

2. по объему власти (отношения по вертикали, горизонтали, диагонали);

3. по сферам проявления (правовые, экономические, политические);

4. с позиции регламентирования (официальные, неофициальные);

5. исходя из внутренней социально - психологической структуры (коммуникативные).

Социальные отношения – отношения между социальными группами или их членами.

Аспекты социальных отношений:

- психические (рассматривают привлекательность объекта благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека);

- психологические (целостную систему её индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности);

- ролевые взаимоотношения (отражают функционально - организационную зависимость людей в совместной деятельности);

- коммуникативное взаимоотношения (характеризуют активность членов сообщества в их контактах);

- когнитивные взаимоотношения (представляет собой результат отражения адекватности взаимного познания людей);

- эмоциональные взаимоотношения (отражают взаимную привлекательность людей и проявляются в рамках «любовь – ненависть»);

- волевые взаимоотношения (отражают возможности самопроявления партнеров в совместной жизнедеятельности);

- моральные взаимоотношения (характеризуют поведение людей по критериям «добро – зло» и проявляются в отзывчивости, заботливости);

Переходим к рассмотрению 2 вопроса.

Межличностные отношения – отношения между людьми, входящими в общую для них социальную группу, которая проявляется в характере и способах взаимных влияний друг на друга во время совместной деятельности и общения.

Процесс формирования межличностных отношений является динамичным.

Положение человека в группе определяет его права и обязанности и привилегии – статусные отношения.

Важными характеристика статуса является престиж, авторитет, полномочия, вознаграждения.

Социальные ожидания – ожидания выполнения норм и способов поведения, которые устанавливаются в группе и действуют со стороны участников социального взаимодействия.

Межличностная совместимость – оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Развитие межличностных отношений во многом обуславливается особенностями общающихся.

К ним относятся: пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и личные качества.

Межличностная привлекательность – комплексное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии.

Среднее число лиц, включенных в отношения знакомств одного взрослого человека -150 – 200 человек.

приятельских отношений – 70 -150 человек

дружеских отношений – 2-3 человека

интимные, личные отношения – 1 человек.

Общая закономерность, выделенная Н.Н. Обозовым, состоит в том, что по мере углубления отношений сокращается дистанция общения, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Межгрупповые отношения – это только один из видов социального взаимодействия, социально - психологических контактов, которые принято обозначать термином «общение».

Отношения между конкретными малыми группами можно характеризовать:

1. как отношения внутригруппового фаворитизма;

2. межгрупповой дискриминации;

3. межгруппового сотрудничества.

Интерперсональные отношения включают 3 элемента:

когнитивный (информационный, гностический) – предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межгрупповых отношениях.

аффективный– выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними.

Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях:

от коньюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих).

поведенческий – реализуется в конкретных действиях.

Переходим к рассмотрению вопроса о методах диагностики межличностных отношений.

Метод социометрии был предложен американским исследователем Джекобом Морено в 1934 году.

Социометрия – система приемов, дающая возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий и неприязней, которые получают индивиды в процессе межличностного отношения и взаимодействия.

Социоматрица – отражение данных социального опроса в виде таблицы.

Критерий выбора – основание для определения наиболее желательных параметров, совместный труд, отдых, дружба и т.д.

Различают:

1). сильные критерии выбора (наиболее важные вопросы, при помощи которых исследуются важные для испытуемого стороны жизни;

2). слабые критерии выбора (круг вопросов, связь со статусными факторами).

Требование к проведению социометрии:

1. Четкое определение критериев выбора и их количества;

2. Наличие карточки опроса: обращение к испытуемым, объяснение смысла опроса, инструкции по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность.

3. Умение наладить контакт с членами группы;

4. Наличие матрицы выбора на которой переносят результаты ответов, их число должно быть столько сколько критериев.

Этапы обследования:

1. Этап мотивирования;

2. Организационный;

3. Проведение социометрической процедуры:

1) положительные выборы (с кем ты дружишь?)

2) амбивалентные выборы (с кем ты дружишь? к кому относишься отрицательно?)

3) дифференциальная оценка характера межличностных контактов с каждом членом группы (кто выбирает тебя?)

4. Обработка и педагогическая интерпретация данных:

Обработка включает в себя:

1) составление социоматрицы;

2) составление социограммы;

3) вычисление социометрических индексов, отражающих социально-психологические характеристики группы.

На основе социоматрицы составляется социограмма, статусы учащихся в данной социограмме обозначаются в виде условных знаков:

звезда – лидер группы

квадрат – предпочитаемый член групп

треугольник – принимаемый член группы

круг – изолированный член группы

Социометрический статус вычисляется как сумма выборов, полученных учащимся деленная на число членов группы минус один.

Среднеарифметический статус вычисляется следующим образом:

сумма всех индивидуальных статусов делится на число принявших участие в социальном опросе.

Удовлетворенность в общении – индивидуальный социометрический статус, который выводится из соотношения сделанных участником выборов и полученных им взаимных выборов, умноженное на 100%.

Удовлетворенность в общении:

Очень высокая – более 80%

высокая – 80 -51%

средняя – 50- 31%

низкая – менее 30%

Социовалентность – точка пересечения двух социально-психологических характеристик: общительности учащихся и готовности удовлетворить её именно в данном количестве.

Степень социовалентности:

высокая – 5 и более выборов

средняя – 3-4 выбора

низкая – 1-2 выбора

отсутствует – 0 выборов

Осознанность своего положения в группе - это индивидуальный социометрический индекс, выводимый от ответа на вопрос – Укажи, кто на твой взгляд в этой группе тебя выбирает?

число совпадений реальный и ожидаемых выборов делится на общее число реальных и ожидаемых выборов, умноженное на 100%

По степени осознанности выделяют:

1. учащиеся, у которых осознанность отсутствует

2. учащиеся, у которых осознанность присутствует

Осознанность своего положения в группе:

очень высокая – более 80% (величина индекса)

высокая – 80 – 51%

средняя – 50 - 30%

низкая – менее 30%

Индекс сплоченности вычисляется как сумма взаимных выборов разделить на 0,5 N (N – 1), где N – число учащихся.

Уровень сплоченности:

очень высокая - 1,0 – 0,6 (величина индекса)

высокая – 0,5 – 0,4

средняя – 0,3 – 0,2

низкая – 0,2 – 0

Референтометрический метод (или референтометрия) (лат. referens — сообщающий и греч. metreo — измеряю) — способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида.

Р. м. включает две процедуры:

- на предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека.

- вторая процедура выявляет лиц, позиция которых, отраженная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых.

Ограниченность выбора вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него в данный момент наиболее актуальна.

Важной стороной Р. м. является глубокая мотивированность поведения испытуемого, поглощенного возможностью ознакомиться с позицией, высказанной референтным для него лицом по поводу значимого объекта.

Р. м. позволяет выявить мотивы межличностных выборов, предпочтений в группе. Вместе с тем мера референтности (предпочтительности) субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым интереса к позиции этого субъекта по поводу значимого объекта.

Данные, полученные с помощью Р. м., обрабатываются математически и могут быть выражены графически.

Диагностика межличностных отношений (методика Т. Лири)

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Методика, созданная Т. Лири, в 1954 г., предназначена для исследования представлений субъекта о себе реальном и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах, в т.ч. в семьях и супружеских парах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации:

доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность.

В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных.

Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая адаптивное поведение

5-8 баллов – умеренная

9-12 баллов – высокая экстремальное

до патологии поведение

13-16 баллов – экстремальная

Опросник межличностных отношений (ОМО) Шутц

Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям.

Отношения между родителями и ребенком внутри каждой области межличностных потребностей могут быть оптимальными или же малоудовлетворительными. Шутц описывает три типа нормального межличностного поведения внутри каждой области, которые соответствуют разным ступеням удовлетворения потребностей.

Типы межличностного поведения как адаптивные механизмы возникли, как утверждает Шутц, определенным способом:

слишком большое включение ведет к социально чрезмерному, а слишком маленькое – к социально дефициентному поведению;

слишком много контроля – к автократическому, слишком мало – к абдикратическому;

слишком сильная аффекция ведет к чувственному чрезмерному; а слишком слабая – к чувственно дефициентному поведению.

Для каждой из областей межличностного поведения Шутц описывает следующие типы поведения:

1) дефицитное – предполагающее, что лицо прямо не пытается удовлетворить свои потребности;

2) чрезмерное – индивид неустанно пытается удовлетворить свои потребности;

3) идеальное – потребности адекватно удовлетворяются;

4) патология.

.

Наши рекомендации