Упражнение 20. Оптимисты и скептики
Выполняйте в паре. Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень».
Например:
Первый игрок (утверждает): Хорошо, что дома телевизор есть — смотреть можно.
Второй игрок (опровергает утверждение): Хорошо, да не очень, глаза могут заболеть.
— Хорошо, что чайник большой — на всех хватит.
— Хорошо, да не очень — долго закипает.
Или так:
— Плохо, что мороженое холодное — горло болит.
— Плохо, да не очень — летом холод приятен.
Упражнение 21
Выполняйте в паре. Используя опорное словосочетание «не очень», придумайте рассказ-рассуждение.
— По улице мужчина шел. Хорошо!
— Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!
— Плохо, да не очень — грязь-то лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!
— Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он как негр стал. Это плохо!
Расскажите знакомую сказку, используя прием инверсии (перестановки). Например, «Снегурочку».
— Жили-были дед да баба. Это хорошо!
— Хорошо, да не очень: у них детей не было. Это плохо!
— Плохо, да не очень. Они дочку из снега вылепили. Это хорошо!
— Хорошо, да не очень: ей у печки жарко было. Это плохо!
Упражнение 22
Вы подаете о себе объявление в газету. Прочтите его.
Упражнение 23
Найдите возможность записать себя на видеокассету (в семье, на работе, с друзьями, в конфликте). Проанализируйте изменения в словах, тоне голоса и телесных сигналах в зависимости от того, как в различных ситуациях меняются ваши ощущения.
Упражнение 24. Взаимодействие
Понаблюдайте за разговором других людей рядом с вами или по телефону и отметьте моменты отсутствия синхронизации в их общении. Это могут быть моменты, когда люди начинают говорить одномоментно, либо долгие и томительные паузы, либо неудачные попытки с чьей-либо стороны высказываться и т.п.
Каковы оказались результаты?
Упражнение 25. Доверься мне
Воспользуйтесь магнитофоном и попытайтесь убедить собеседника в том, что он может полностью доверять вашему мнению.
Ситуация 1
Убедите возможного покупателя в том, что вещь, которую вы продаете, действительно стоит запрашиваемой суммы.
Ситуация 2
Убедите однокурсников, что они должны поддержать вашу кандидатуру на предстоящих выборах в студенческий совет.
Прослушайте сделанную запись, обратите внимание на следующие моменты: насколько громким голосом вы говорили, какими были высота и тембр голоса, темп речи, как вы расставляли смысловые ударения. Теперь попробуйте поговорить с кем-нибудь в том же режиме по телефону, а потом — при прямом контакте.
Упражнение 26
Организуйте группу знакомых для игры, в ходе которой водящий с помощью ассоциативных вопросов должен определить, кого из присутствующих остальные выбрали моделью для своих ответов.
Упражнение 27
Разыграйте ситуации, придумайте содержание реплик. Определите тон высказывания и темп речи.
Ситуация 1
Вам нужно выходить из автобуса, но впереди много народу. Приходится идти вперед, причиняя пассажирам неудобства.
Ситуация 2
Сестра отдыхает, а вам с другом нужно обсудить какой-то важный вопрос.
Ситуация 3
На улице вас остановила старушка, она спрашивает, как дойти до аптеки. Вы начинаете рассказывать маршрут, но она вас плохо слышит.
Ситуация 4
К остановке подошел автобус. Уточните у водителя или стоящих на остановке людей, куда он идет. Не забывайте, что время стоянки ограничено.
Обратите внимание!
Следите за изменениями состояния других людей и своего собственного. Говорите о своих наблюдениях другим только тогда, когда вас об этом просят.
Ваши знания и практические умения, полученные при выполнении этих упражнений, могут оказаться полезными для совершенствования общения и взаимодействия с собеседником.