Причины межличностных конфликтов
Подобно тому, как внутриличностные конфликты описывались в соответствии с мотивационной, когнитивной и деятельностной сферами личности, можно с той же точки зрения рассмотреть и межличностные конфликты.
Мотивационные конфликты – это конфликты интересов, т. е. ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу.
Когнитивные конфликты – это ценностные конфликты. Это ситуации,
в которых разногласия между участниками связаны с противоречивыми или несовместимыми представлениями, имеющими особое значение. Система ценностей отражает то, что является для человека наиболее значимым, смыслообразующим в различных сферах его жизни. В систему основных ценностей входят мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые представления. Различия в ценностях не обязательно ведут к конфликтам. Но если эти различия влияют на взаимодействия или люди начинают посягать на ценности друг друга, то это ведет к столкновениям.
Ролевые конфликты – это конфликты, относящиеся к деятельностной сфере. Они возникают из-за нарушения норм и правил, которые являются неотъемлемой частью любого взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается невозможным. Нормы могут быть само собой разумеющимися (нормы этикета) или быть результатом особых договоренностей (правила внутреннего распорядка). Причины нарушений могут быть различного характера. Невольные нарушения связаны с неосведомленностью, сознательные – с желанием пересмотра правил.
При анализе конфликта полезно выделить причинные факторы, которые позволят более полно определить зону разногласий и наметить пути их решения. Существует пять групп таких факторов.
1. Информационные факторы – связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать:
· неполные и неточные факты, связанные точностью изложения проблемы и истории конфликта;
· слухи и невольная дезинформация;
· преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;
· ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации
и данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;
· нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;
· интерпретация использованного языка, выражений типа «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т. п.;
· посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т. п.
2. Поведенческие факторы – неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются:
· стремление к превосходству;
· проявление агрессивности;
· проявление эгоизма.
В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо:
· угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
· подрывает нашу самооценку;
· не оправдывает положительных ожиданий, нарушает обещания;
· постоянно отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение;
· ведет себя непредсказуемо, грубо, преувеличенно и вызывает страх.
3. Факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития. Важнейшими факторами отношений являются:
· вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
· важность отношений для каждой из сторон;
· совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения;
· различия в образовательном уровне, классовые различия;
· история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
· ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
4. Ценностные факторы. К ним относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми мы пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы – от других. Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как:
· личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
· групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;
· способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;
· религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
· традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем; способы и методы оценки уместности, эффективности «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого, к «статус-кво».
5. Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших ресурсов – материальных, физических, интеллектуальных и т. п. Это, например, такие факторы, как закон, возраст, линии подотчетности, фиксированные даты, время, доходы, доступность техники и других средств.
Любой межличностный конфликт разворачивается на фоне структурных факторов, которые являются «внешними» по отношению к нему, но существенно влияют на его ход. В качестве подобных факторов выступают:
· власть, система управления;
· политические партии и течения;
· различные социальные нормы;
· право собственности;
· религия, системы правосудия, статус, роли, традиции, «правила игры» и другие стандарты поведения, включая этические нормы;
· географическое положение, добровольная (вынужденная) изоляция или открытость, а также частота и интенсивность контактов сообщества
с внешним миром.
Но в реальной жизни, как правило, «чистые», т. е. обусловленные только одной группой причинных факторов, конфликты встречаются крайне редко.
Если возникает конфликтная ситуация, нужно взвесить все «за» и «против»: действительно ли существует противоречие, из-за которого стоит конфликтовать; есть ли гарантии достижения желаемого; какова цена победы или поражения; как будут реагировать окружающие. Всесторонний анализ ситуации способствует предотвращению открытой конфронтации. Другой способ избегать конфликтов – уклонение от решения чужих проблем, отстранение от ситуаций, не затрагивающих ваших непосредственных интересов. Существуют конфликтные люди, общения с которыми лучше избегать. Если же это невозможно, то осознайте, что этот человек труден в общении,
и не попадайте под его влияние. Попробуйте помочь ему выявить причины трудностей и постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд. Это поможет направить общение в конструктивное русло.
Наличие объективно или субъективно существующих противоречий
и причин конфликта еще не означает, что открытое противостояние имеет место. Для того чтобы механизм развития конфликта был запущен, нужны провоцирующие слова или действия – конфликтогены. Иногда конфликтогены могут спровоцировать конфликт и в отсутствие реальных причин для него.
Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. Личность, против которой применен конфликтоген, воспринимает его отрицательно и реагирует негативно. При отсутствии волевой регуляции такой реакции будет происходить эскалация конфликта. Конфликтогены могут проявляться в различных формах. Ниже,
в таблице, дается характеристика тех из них, которые наиболее часто встречаются в отношениях между людьми.
Характер конфликтогена | Форма проявления |
Прямое негативное отношение | Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм |
Снисходительное отношение | Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание |
Хвастовство | Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах |
Менторские отношения | Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения |
Нечестность и неискренность | Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека |
Нарушения этики | Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека |
Регрессивное поведение | Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания |
Чтобы избежать конфликтов такого рода, нужно самому не употреблять конфликтогены и не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.