Вербальные и невербальные тесты

Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

Невербальные тесты – это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (картинки, чертежи, символы). Они предусматривают речевую деятельность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции (матрицы Равена). Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они так используются для исследования иностранцев, неграмотных, инвалидов по зрению или по слуху.

Содержание психологического тестирования

По содержанию тесты обычно делятся на 4 группы: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. За рубежом тесты интеллекта получили широкое распространение в системе народного образования (тесты Векслера, Амтхауэра, Равена). Тесты интеллекта могут использоваться для проведения тестирования абитуриентов, контроля за особенностями умственного развития в ходе обучения, для оценки качества самого образования.

Тесты способностей

Этот тип тестов предназначен для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, умениями, навыками, необходимыми для освоения определенной деятельности. Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными способностями. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер.

Тесты достижений

(иначе тесты контроля успешности (школьной, профессиональной спортивной))

Предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения. Они широко используются для оценки школьных, учебных, профессиональных достижений. В основном бывают групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте. Считается, что результаты таких тестов являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Последняя зачастую становится не только оценкой знаний учащегося, но и инструментом воздействия на него, может выражать отношение педагога к его дисциплинированности, особенностям поведения и т.п. Тесты достижений лишены этих недостатков, разумеется, при условии грамотного их составления и применения. Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др.

Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые «батареи», что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам. (Ошибки, которые чаще всего допускают люди, выбирают средний ответ, более развернутый или наукообразный с иностранными терминами).

Объективность, простота применения, краткость процедуры делают их пригодными для аттестации работников, оценки их квалификации.

В США разработаны такие тесты для 250 различных профессий.

Тесты личности (личностные тесты)

Это тесты, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Личностные особенности измеряются с помощью двух видов методик: личностных опросников и проективных методик. В связи с этим эта группа тестов занимает пограничное положение в классификации между тестами и опросниками.

Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Проективные методики основываются на механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг, суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек не признается сам себе, подавляя их.

Наши рекомендации